Posted 7 августа 2012,, 16:57

Published 7 августа 2012,, 16:57

Modified 10 ноября 2022,, 18:53

Updated 10 ноября 2022,, 18:53

В Башкирии опробуют заграничные идеи для транспортной инфраструктуры

7 августа 2012, 16:57
География загранкомандировок уфимского мэра ширится с каждым месяцем. На этот раз глава башкирской столицы Ирек Ялалов побывал в южнокорейском городе Дэгу, где ему передали символику международных детских игр, которые в следующем году принимает Уфа. По вновь появившейся традиции, г-н Ялалов поделился с журналистами своими наблюдениями о городской среде заграничного города и пообещал наиболее интересные идеи воплотить в жизнь в столице Башкирии.

- Южная Корея в своем развитии, дорожной инфраструктуре, благоустройстве далеко ушла от нас, - говорит мэр. - Хотя нельзя никогда сравнивать две страны – разное законодательство и разные строительные нормы и правила. То, что можно у них, в принципе нереализуемо у нас.

Глава города сообщил, что намерен через депутатов Госдумы от Башкирии добиваться изменений в градостроительном законодательстве, правил по строительству дорог, спортивных сооружений и других общественных объектов. Он уверен, что найдет единомышленников.

- Например, нас критикуют горожане за ширину тротуаров и бордюров, но мы вынуждены строить по тем нормативам, которые есть, - объясняет мэр.- Это все же потом проверяется контрольно-надзорными органами. Все бордюры в Корее, даже внутри дворов жилых домов, только из гранита. Никакого железобетона. Даже в условиях Южной Кореи, где нет сильных морозов, железобетон разрушается за пять-шесть лет. А наши СНиПы допускают бордюрный камень из железобетона, и строители его с большим удовольствием «ляпают» при благоустройстве жилых домов, а потом жители нещадно критикуют жилищников за разваливающиеся дороги и тротуары. А вся причина в нормативах.

По словам мэра, его поразило, что в Южной Корее отсутствуют пластиковые окна и двери.

- Они там отсутствуют как класс. В то время, как наши производители вовремя сориентировались и ввели моду на пластиковые окна в России, в южнокорейских городах при строительстве запрещено использовать пластик во входных группах и дверях, они используют только алюминий и сталь, - рассказывает он. - У корейцев пластик считается материалом для временных зданий и сооружений, а мы с вами весь город завесили пластиковыми окнами. Они ставят сразу раму, которая прослужит сорок-пятьдесят лет.

Вместе с тем, градоначальник похвалился, что одно из иностранных новшеств, все-таки внедрено в уфимское коммунальное хозяйство – с этого года в Уфе начали ставить новые столбы. Первые новые стойки светофоров появились у остановки «Железнодорожная больница», и внешне они отличаются от своих советских «собратьев» эмблемой в виде бегущей куницы.

- Мы стали переходить на оцинкованные конструкции, старые столбы нужно было красить дважды в год, - объясняет Ирек Ялалов. - Европа начала это делать 10 лет назад, Корея и Япония 20, а мы в этом году. Например, в Корее уличные конструкции выполнены из полированной нержавейки, хромированной, как часы, в которую можно посмотреться как в зеркало. Вот вам уровень развития инфраструктуры! И стоят эти столбы по пятьдесят лет.

Ирек Ялалов утверждает, что из зарубежных вояжей привозит «очень много полезных вещей, и такие поездки нужны».

- Вот в газетах как-то писали, Ялалов поехал к туркам учиться строить дороги, мол, нашел у кого учиться, - говорит он. - А я вас заверяю – Турция опередила Россию в вопросах строительства дорог на десятилетия вперед. За последние три года они взяли три ведущие мировые премии за развитие общественного транспорта в Стамбуле. У них по одной карточке можно проехать через все пересадочные узлы – на метробусе, метро, скоростном трамвае и речном трамвае. И все принадлежит муниципалитету. Городскую инфраструктуру нигде в мире государство не выпускает из рук. Как же можно навести порядок в сфере транспорта, когда перевозчики творят, что хотят, в третьем и четвертом ряду ездят, и курят в салоне? Законодательство же позволяет. А была бы конфискация транспорта – за один день бы порядок навели в городе.

Градоначальник не исключил появления в Уфе иностранных консультантов по транспортному обслуживанию.

- Южнокорейские компании, строящие легкое метро, монорельсовый транспорт и развивающие дорожную инфраструктуру, с которыми я провел переговоры, готовы приехать и проконсультировать нас, - добавил мэр.

Пока же в мэрии затевается перетасовка кадров отвечающих за транспортную инфраструктуру.

- Мы реформируем отдел транспорта и связи, - проинформировал г-н Ялалов. – За счет кадровых перестановок в ряде подразделений придадим этому подразделению ряд новых функций.

Кроме того, по словам сити-менеджера Уфы в мэрии разрабатываются решения, которые позволят «сгладить ситуацию с пробками», хотя окончательно избавиться от заторов не удастся никогда.

- Пробки есть в Сеуле, Дэгу, и Стамбуле, нет ни одного города мира, где не было бы скопления автомобилей, тот, кто вам говорит обратное - это человек жонглирующий фактами, - уверяет он. - Есть три способа – расширение дорог, управление дорожным трафиком и экономический стимул. Например, в центр Барселоны может въехать на авто только 46 процентов активного населения – стоимость въезда 2 евро 80 центов в час. В Дэгу, где 2,6 млн населения, если операторы видят, что сформировалась пробка – зажигают зеленый свет, и ждут когда затор перекинется на второстепенные улицы, лучше подождут сто человек, чем пять тысяч. Мы такую схему будем внедрять. Я недавно ехал по проспекту Октября, вся главная магистраль в пробках, зато на боковых улицах по полторы машины. Так, может «зажать» проспект, и пусть транспорт пролетает по зеленой волне?

Уфимский градоначальник пообщался с чиновниками города Дэгу и услышал одобрение по поводу политики расширения улиц столицы Башкирии.

- Корейцы прошли этот этап 15-20 лет назад, и говорят что это правильно. Нас критикуют, зачем расширяете? Ну, не будем расширять, через десять лет в Уфе будет жить пятьсот тысяч человек, остальные уедут в Казань, Екатеринбург, Самару. Останемся патриархальным городом. Может, хорошо будет, будет город-сад. Но город будет в упадке, инвестиции сюда не придут. Ведь первые требования всех международных организаций, от спортивных до экономических – дорожная инфраструктура. Насколько быстро можно добраться из аэропорта до той или иной точки.

Также уфимскому мэру понравился опыт Сеула и Дэгу в области озеленения.

- В Корее высаживают деревья высотой 7-8 метров специальными машинами, я думаю три-четыре такие машины, мы в течение года приобретем, - рассказывает он. - В Корее высаживают готовые взрослые деревья, в то время как мы сажаем крупномеры до пяти метров. Они в городской черте убирают деревья выше третьего этажа. Из-за постоянной опасности тайфунов идет непрекращающаяся замена, высокие деревья оставляют только в лесах – если ствол выше третьего этажа – это дерево пересаживают в лес.

Вместе с тем, г-н Ялалов похвалил «Горзеленхоз» за кампанию по пересадке новых деревьев.

- Я доволен, как мы работаем по высадке деревьев, просто нужно оснастить коммунальщиков самым современным оборудованием и высаживать более крупные экземпляры, - говорит г-н Ялалов. - Что касается ландшафтного дизайна, мы уступаем всем крупным городам Европы и Азии, хотя в этом году мы в два раза увеличили количество цветников. Мы будем думать, как привлекать молодых и креативных специалистов и просто профессионалов ландшафтного дизайна из других городов, а может, выпишем зарубежного специалиста. Хотя в этом году многие неординарные вещи сделали сами. Сколько я помню, велись разговоры о летних часах. И их сделали на телецентре. Мы возродили цветочные скульптуры птиц и животных, которые делали в Уфе с сороковых годов.

В центре столицы Башкирии вырубку деревьев уже прекратили.

- По указанию президента республики, я дал команду прекратить вырубку в историческом центре столицы, - рассказывает Ирек Ишмухаметович. - Еще снег лежал, когда я сказал, что мы вынуждены пойти на непопулярные меры, иначе город просто встанет. Вспомните, когда строили проспект Салавата Юлаева, а его, в том числе строил и я, 99 процентов горожан были против. С топорами кидались на строителей, технику поджигали. А представьте, что бы было, если бы сейчас не было этого проспекта? Да, срубили в пойме реки Сутолоки пару тысяч деревьев. Зато разгребли свалки по пять метров высотой, накопленные за двести лет. А в центре Уфы количество деревьев будет минимум в два раза больше, чем срубили. Мы вырубили 340 деревьев в южной части, при этом высадили уже 207, и еще около одной тысячи стволов посадят скоро.

Глава города не без обиды отреагировал на протестную кампанию общественности по расширению дорог и вырубку старых деревьев.

- Меня умилила эта акция, когда цветочки втыкали в пеньки, - раздражается он. - Я бы хотел спросить у этого человека, сколько он посадил своей рукой деревьев? Я посадил тысячи, начав еще с комсомола. А как руководитель – сотни тысяч. Вместо того чтобы стенать и кровь на пеньках рисовать, приди – дадим саженцы, посади во дворе. Благоустройством занимаются единицы. Хотя это собственность горожан. Мы сейчас кадастровое разграничение проведем, и дворы вам отдадим. А кто во дворах гадит? Ялалов приходит деревья ломать?

Так, по словам мэра, есть более вопиющие факты вырубки зелени, на которые общественность закрывает глаза.

- Строится крупный торговый комплекс на Комсомольской, вырубили несколько десятков голубых елей высотой по двадцать метров, хоть бы одна газета прокомментировала! – возмущается градоначальник. - Где же вы все были? А когда десятки тысяч деревьев вырубаются в охранной зоне коммуникаций «Башкирэнерго», «Газ-Сервиса», «Баштрансгаза» и других? Ни один горожанин не поставил вопрос. А срубили триста – такой резонанс!

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"