Posted 7 марта 2014,, 13:50

Published 7 марта 2014,, 13:50

Modified 10 ноября 2022,, 18:47

Updated 10 ноября 2022,, 18:47

Службой ГСМ в уфимском аэропорту руководит дама

7 марта 2014, 13:50
На перронах уфимского аэропорта, там, где приходится работать в тяжелых погодных условиях, женщинам не место. К тому же, чтобы размотать рукава для заправки воздушных судов с толпливозаправщика, нужны физическая сила, выносливость и, что немаловажно, высокий рост. Техники тоже в основном мужчины. А вот там, где требуются точность, аккуратность и ответственность при заполнении входящей и выходящей документации, – на складе и в лаборатории – в основном дамы.
Наверно, судьба Жанны Бельковой и не могла сложиться иначе: мама ее химик, а отец работал в службе горюче-смазочных материалов уфимского аэропорта. Дочь соединила семейные профессии: выпускница Уфимского нефтяного института по специальности «химическая технология органического и нефтехимического синтеза» сегодня возглавляет службу ГСМ уфимского аэропорта. Эта работа для нее первая и единственная, что называется, по призванию.

Романтика полетов Жанну Белькову не привлекала. В отличие от многих своих сверстниц, стать стюардессой она никогда не хотела.

– Это сервисная служба, а у меня высшее образование, – поясняет она.– Мне интересно проводить анализы топлива, узнавать что-то новое, изучать, как устроена техника.

– А как же красивая форма? У вас она есть?

– У меня есть спецовка, – гордо отвечает наша героиня. – Синяя, с полосками!

В лабораторию уфимского аэропорта Жанна попала, будучи студенткой третьего курса. Начинала с техника-лаборанта второй категории, выполняла все виды анализов.

– Однажды папа пришел с работы и сказал: «Девочки в нашей лаборатории не могут пойти в отпуск, их некем заменить. Не поможешь?», – вспоминает Жанна Юрьевна. – Я устроилась в лабораторию на время летних каникул, а в сентябре вернулась в институт.

Через год ее снова пригласили в лабораторию, теперь уже на постоянную работу. Поначалу приходилось тяжело: совмещала учебу на дневном отделении. С тех пор прошло 22 года. Сегодня Жанна Юрьевна – начальник службы ГСМ уфимского аэропорта.

– Для меня ГСМ значит очень многое, – рассказывает она. – Путь топлива от нефти до воздушного судна я знаю хорошо. Сначала мы принимаем авиационный керосин с завода. К нам он поступает по нефтепроводу или в цистернах по железной дороге на базовый склад. В лаборатории мы проводим анализ топлива и выдаем заключение о его пригодности для дальнейшего использования. После этого керосин поступает в резервуары, где еще раз проводится анализ и дается заключение о пригодности к заправке в воздушное судно. Здесь же осуществляется трехсторонняя очистка этого топлива, и лишь после этого оно перекачивается в топливозаправщики, а оттуда уже поступает в баки самолетов.

В службе горюче-смазочных материалов уфимского аэропорта исторически сложилось, что хотя бы один начальник смены – женщина. И руководит службой дама - в подчинении у Жанны Бельковой - около 70 человек, примерно половина из них – мужчины.

– Раньше у нас были женщины-заправщики, – говорит Жанна Белькова. – Да и

сейчас можно взять стремянку и работать. Но зачем? Ведь есть мужчины.

Начальника-женщину сильный пол воспринимает как должное, авторитет Жанны Юрьевны как специалиста давно никто не ставит под сомнение.

– Мне было легко адаптироваться в коллективе, – рассуждает она. – Важно, что я прошла через все ступеньки карьерной лестницы. Прежде чем встать во главе службы, была и лаборантом, и лаборантом высшей категории, и начальником смены, и инженером, и заместителем начальника ГСМ. Только вот заправщиком поработать не довелось. Если есть знания, брать на себя ответственность не страшно. Наверно, я зарекомендовала себя как хороший специалист, а если ты знаешь, о чем говоришь, подчиненные будут тебя слушать.

Работа у Жанны Бельковой стрессовая. Ведь от качества топлива зависит безопасность полетов.

– Любые нюансы, которые связаны с приемом, перекачкой, выдачей, анализом топлива, я должна держать на контроле, – рассказывает женщина. – Поэтому мои данные есть во всех справочниках аэропорта, во всех телефонных книгах. Отвечаю на все звонки – от начальника смены до лаборанта, могу проконсультировать по любым вопросам.

Для всех видов самолетов закупается одно и то же топливо – авиационный керосин, он должен соответствовать ГОСТу. Уфимский аэропорт работает только с проверенными поставщиками, уделяя особое внимание качеству.

– Руководство хорошо понимает важность этого вопроса - проблем с качеством топлива нет, – отмечает Жанна Белькова. – Мы не гонимся за дешевизной, в наших договорах четко прописаны требования к поставляемому продукту. Если возникнет хотя бы малейшее подозрение в качестве, мы откажем поставщикам.

С запасом топлива в уфимском аэропорту тоже все в порядке. По федеральным авиационным правилам в аэропорту необходимо иметь трехсуточный запас горючего, но в Уфе хранят топливо, рассчитанное на гораздо больший срок.

Сама женщина считает самолеты самым безопасным видом транспорта - работу авиаслужб знает изнутри, в коллегах своих уверена.

– С любым человеком, прежде чем взять его на работу, я долго разговариваю, выясняю, есть ли у него принципы, какой потенциал. Сотрудник, который может пропустить что-то по невнимательности, закрыть глаза на проблему, подписать документ не глядя, – не подойдет.

Работа службы проходит не одну систему проверок.

– Каждый следующий проверяющий должен не принимать на веру слова коллег о качестве авиакеросина, а лично убедиться, что он соответствует стандартам.

Все работы проверяются неоднократно. Здесь действует так называемая «петля качества». По федеральным авиационным правилам служба должна нести свой внутренний инспекционный контроль.

– У нас есть инженер, который проверяет за нами нашу же работу, - поясняет Жанна Юрьевна. – И он раз в неделю отчитывается мне, раз в квартал - первому заместителю гендиректора по производству.

Вот по таким моментам и можно судить о надежности служб аэропорта Уфы.

На работе Жанна Юрьевна – непререкаемый авторитет, а в жизни эта улыбчивая женщина увлекается вязанием. Зимой любит бегать на лыжах, летом – возиться в саду, там у нее огромный цветник. Цветы окружают ее и дома, и на работе. 20-летний сын через несколько месяцев окончит механико-технологический колледж - будет технологом общественного питания.

- Я вот задумалась, почему мою работу считаю мужской, - удивляется Жанна Белькова. – Справляемся же! Конечно, в других аэропортах мою должность обычно занимают мужчины, но ведь есть и женщины. В любом случае, если ты не знаешь профессию изнутри, не будешь иметь авторитета в коллективе. Ко мне подчиненные часто обращаются за консультацией, и я могу разобраться в проблеме. А если только кричать и командовать, то настанет момент, когда коллеги перестанут тебя уважать.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.
"