Posted 7 февраля 2012,, 14:50

Published 7 февраля 2012,, 14:50

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

В Уфе граждане решили сами контролировать жилищные услуги

7 февраля 2012, 14:50
В конце января в столице Башкирии появилась новая общественная организация «Ассоциация собственников жилья, ТСЖ и домкомов». Объединение призвано следить за качеством коммунальных услуг, которые оказывают управляющие компании. Члены ассоциации уверены, что услуги жилищников не соответствуют установленным нормам. По их мнению, многие граждане переплачивают коммунальщикам 30-50% от реальной стоимости их трудозатрат. И не случайно в этой сфере регулярно разгораются скандалы, связанные с выводом денег в оффшоры, приписками и просто откровенным воровством.

ЖКХ, на первый взгляд непосвященного человека, отрасль небогатая. Однако это не совсем так. Деньги за коммунальные платежи здесь крутятся немалые – ведь большая часть уфимцев исправно оплачивает счета. Поэтому и сфера оказания жилищно-коммунальных услуг с каждым годом становится все более привлекательной для крупных частных компаний.

Жительница дома № 13 на улице Гагарина Нина Королева четвертый год ведет неравный бой с чиновниками и руководителями управляющей компании «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы». За эти годы в различные инстанции она отправила десятки петиций, жалоб и обращений.

- Все началось в 2009 году, когда я получила очередной счет за квартплату, - рассказывает Нина Королева. - Тогда я увидела, что в графе «Содержание дома» сумма значительно выросла. И это меня насторожило. Куда идут наши деньги? Кого мы содержим?

Выразить свое возмущение и негодование по поводу странной квитанции Нина Александровна решила в ЖЭУ №59, которое обслуживает ее дом. Но там ей пояснили, что со всеми вопросами нужно обращаться в управляющую компанию «Сипайловский» (до своего преобразования в 2010 году, она называлась именно так). Так Нина Королева узнала о существовании конторы, которая управляет ее домом.

- Что это за фирма я не знала, как и все мои соседи, которых я о ней спрашивала, - вспоминает г-жа Королева. - Мы стали выяснять. В администрации Октябрьского района Уфы нам сообщили, что эта организация стала нашей управляющей компанией в результате конкурса, который проводили городские власти, поскольку сами жильцы не смогли определиться с выбором.

Женщина обратилась в министерство ЖКХ РБ, где ей пояснили, что никаких конкурсов городские власти не проводили. Нина Королева написала письмо в Госжилинспекцию, откуда ей прислали копию протокола общего собрания жильцов за №35 от 25 февраля 2008 года, из которого следует, что жильцы этого дома сами выбрали ООО «Сипайловский» своей управляющей компанией.

- Самое интересное то, что на этой бумажке стояли подписи жильцов, в том числе и моя, - продолжает Нина Александровна. - Все эти подписи, разумеется, оказались поддельными. Я прошлась практически по всем соседям – никто свой автограф не узнал.

По словам Нины Королевой, начальник Госжилинспекции г-н Замалетдинов, у которого неуемная женщина побывала на приеме, лично подтвердил, что подписи поддельные, но только на словах. На деле же, куда бы она не обращалась, жалобу отписывали в нижестоящие инстанции, ссылаясь на решение самих жильцов.

В 2010 году квартиросъемщики, не дождавшись решений чиновников, сами выбрали домовой комитет, а Нину - старшей по дому. Члены домкома создали свою комиссию по проверке соответствия качества предоставляемых услуг с назначенными тарифами. Результаты самодеятельной ревизии оказались ошеломляющими. Строптивые жильцы выяснили, что ставка за содержание одного квадратного метра 17 рублей 2 копейки, - значительно завышена. Имея на руках документы из своего ЖЭУ, в которых обозначен перечень работ и материальных затрат коммунальщиков, жители девятиэтажки нашли много несоответствий с реальным положением дел. Судя по отчету о проделанных работах, сотрудники ЖЭУ №59 изрядно потрудились, потратив немало средств. Установка входных металлических дверей, новые оконные рамы, ремонт лифта и многое другое. Но на деле, же оказалось, мягко говоря, совсем не так.

- Железные двери устанавливала посторонняя фирма и за наши деньги, - возмущается старшая по дому. - Окна нам никто не менял, они, как стояли, так и стоят с момента постройки дома в 1984 году. А лифт находится в таком состоянии, что в него зайти страшно.

В общем, правдолюбивые жильцы составили свой акт. Из которого следовало, что платить за содержание им нужно уже не 17 рублей 2 копейки, а 10 рублей 50 копеек. Так и поступила значительная часть жильцов этого дома. Оплатив в сберкассе коммунальные платежи, но уже за минусом разницы, которая, по их мнению, никак не обоснована.

- Наш дворник получает зарплату 8000 рублей, - продолжает Нина Александровна. - И это несмотря на то, что он обслуживает 5 домов, и только с нашего дома, судя по документам, ему идет зарплата 7500 рублей. Плюс ко всему в квитанциях появилась графа «Содержание единого расчетного кассового центра». Что это за организация, мы так до сих пор и не поняли, и почему мы должны ее содержать?

Не трудно догадаться, что такое положение дел не только в отдельно взятой управляющей компании. Ведь жилищно-коммунальное хозяйство нашей страны для одних (в основном, потребителей услуг) «темная лошадка», для других (тех, кто им занимается) – золотая жила. И такое положение дел типично для многих домов нашей республики, то объединение многих домкомов в единую ассоциацию выглядит вполне логично. Так на прошедшей накануне учредительной конференции «Ассоциации собственников жилья, ТСЖ и домкомов» присутствовало 36 председателей домовых комитетов со всей Башкирии. Председатель вновь созданного общественного объединения Юрий Пастухов считает, что теперь следить за качеством предоставления коммунальных услуг будет гораздо легче. И надеется, что управляющие компании станут прислушиваться к мнению жителей и им придется отвечать на многие вопросы.

- Почему сегодня оплата за коммунальные услуги не только бьет по карману простых людей, но и не дает им возможности жить в достойных условиях? – говорит Юрий Пастухов. - Народ хочет знать, за что и кому он платит. Как складывается тариф и почему он постоянно растет? Какие обязательства принимает на себя управляющая компания? Как тратятся деньги на капремонт?

Также Юрий Петрович рассказал, что в планах, помимо основных требований, добиться распоряжения передачи всего домового имущества и придомовой территории в руки собственников жилья. По его словам, сдача в аренду нежилых помещений и размещение рекламы на стендах, приносит неплохой доход. Однако, собственники квартир почему-то не имеют к этому никакого отношения.

Рост коммунальных платежей – мощный раздражающий фактор. Непрозрачность коммунальных тарифов – дополнительный повод выплеснуть накопившийся негатив на любого попавшегося под горячую руку работника коммунальной сферы. И, несмотря на то, что управляющие компании не виноваты в высоких тарифах на газ или отопление, их желание «навариться» на жильцах может стать последней каплей терпения для и без того возбужденного протестными настроениями населения. И самоуправление граждан, решивших самостоятельно выстраивать отношения с управляющими компаниями, возможно, поможет снизить градус кипения.

Евгений КОСТИЦЫН.

"