Posted 6 августа 2013,, 12:03

Published 6 августа 2013,, 12:03

Modified 10 ноября 2022,, 18:49

Updated 10 ноября 2022,, 18:49

Глава Алкинского сельсовета Дилара Бикташева: «Мужчины часто просят у меня совета»

6 августа 2013, 12:03
Муниципальный закон, наделивший самостоятельностью городские и сельские поселения, действует уже семь лет, но до сих пор ясности в его применении нет. С одной стороны, муниципальные чиновники обладают огромными правами и обязанностями, но при этом не имеют возможности ими пользоваться, так как ограничены в средствах. Большая часть заработанных денег уходит в республиканскую и федеральную казну, а районные и городские, а уж тем более сельские администрации обычно финансируются по остаточному принципу. И все же есть в Башкирии поселения, где глава сельсовета умеет разумно распределять средства.
Руководитель администрации Алкинского сельсовета – женщина, и, может быть, поэтому она в полной мере проявляет все женские качества – рачительность и хозяйственность. В общем, Дилара Бикташева на своем посту может дать фору любому мужчине-руководителю.

Дилара Зиннатовна получила должность главы сельсовета еще в 2007 году и до сих пор уверенно руководит пригородным сельским поселением, в который входит 14 населенных пунктов и 62 садовых некоммерческих объединения, расположившихся близ Уфы.

По оценкам местных жителей, населенные пункты Алкинского сельсовета за эти годы преобразились – появились дороги, да и инфраструктура поселения мало чем отличается от городской.

- Это главная наша проблема, - вздыхает глава поселения Бикташева. – Всего в сельском поселении прописано три тысячи человек, а реально здесь живет не в пример больше. Это и дачники, и городские жители, построившие коттеджи: не менее 30 процентов населения – уфимцы. В летнее время число населения достигает 22 тысячи человек. Иногда я сама себе напоминаю руководителя ЖЭКа, потому что люди воспринимают сельсовет, как жилищно-эксплутационный участок. Они переезжают сюда поближе к природе, но при этом требуют тех же условий, которые они имели в городе. Приходится соответствовать.

Действительно, жители сельского поселения хотят, чтобы в кранах бесперебойно текла вода, не было сбоев электроэнергии, а мусор организованно вывозился с их участков.

- Но решить все эти проблемы было совсем непросто, - сетует Дилара Зиннатовна. – Местность гористая, поэтому напор воды не везде одинаковый. Особенно недовольны подачей в близлежащем санатории «Алкино», звонят и требуют: «Дайте нам нормальный напор воды». И никакие объяснения о том, что наш старый водопровод не был рассчитан на такое количество людей, которые летом проживают в санатории «Алкино», не проходят. А ведь наши водопроводные сети строились в 70-80-х годах прошлого века!

Сегодня Дилара Бикташева занята тем, что «пробивает» новую скважину, а это требует многих усилий. Сельсовет должен получить документы на водонапорное сооружение и взять на себя расходы, чтобы обеспечить работы по включению источника.

- Проектные работы и экспертизу по строительству водопроводных сетей в деревнях Алкино и Уразбахты за свой счет делали, - рассказывает г-жа Бикташева.

- Многие сельсоветы жалуются, что не имеют денег на такие проекты, а у вас откуда?

- Собираем налоги, - поясняет Дилара Зиннатовна. – Экономим на чем-то. Проблема еще в жестком бюджетном законодательстве, которое не позволяет тратить средства на непредусмотренные расходы, но мы строго соблюдаем все рамки. Сегодня, получив из республиканского бюджета денежные средства, построили 4,5 км водопроводных сетей.

Дилара Бикташева считает, что «уравниловки» в распределении денег из республиканской казны по муниципалитетам быть не должно.

- Есть муниципальные органы власти, куда входит одна-две деревни, - объясняет она. – В таких случаях легко выполнять все пожелания жителей. А мы, получая такой же уровень дотаций, обеспечиваем достойный уровень жизни на огромной территории для большого числа людей, в том числе и даже незарегистрированных у нас дачников. Считаю, что и подход к таким поселениям, как наше, должен быть другой. Может, ввести какие-то стимулирующие меры и выделять средства тем, кто умеет их грамотно распределять?

Это, кстати, главный аргумент и критиков муниципального закона – почему муниципалитеты, полностью отвечающие за все, что происходит на их территориях, фактически не имеют местных бюджетов, а получают средства от исполнительной власти? Ведь закон, дав муниципальной власти огромные права, не предусмотрел возможности формировать собственную казну. И с подобной проблемой на селе сталкивается не только Дилара Бикташева.

Кстати, главу сельсовета в эту горячую летнюю пору не просто застать в кабинете.

Вот она на обсыпке дороги.

- Надо торопиться, пока материал есть, - объясняет женщина.

Вот она оформляет документы на перевод местных клубов в муниципальную собственность.

- Клуб важен для деревни, а пока он на балансе обанкротившегося колхоза, мы даже ремонтировать его не имеем права, - признается Дилара Бикташева. – Но зато у нас есть детский ансамбль «Жемчужина» - гордость всего района, нельзя его потерять. И досуг для сельских жителей тоже важно организовать: не будет жизни в селе - не станет и самого села. Поэтому клубы мы обязаны сохранить, но пока все дело в юридических тонкостях.

Дилара Бикташева честно говорит, что на посту главы сельсовета освоила массу новых знаний.

- Пришлось изучить закон о банкротстве, - рассказывает она. – Району нужны инвестиции, а пока колхозы находились в таком состоянии, необходимо было оформить регистрацию права. Книжками обложилась, законы внимательно читала, чтобы ошибок не совершать. Сама в Арбитражный суд ездила, даже исковые заявления писала. А как иначе? Ведь на баланс сельсовета пришлось переводить не только клуб, но и школу, и фельдшерский пункт – все они принадлежали хозяйствам, которые оказались банкротами. А без школы и врача деревня тоже не выстоит.

На плечи Дилары Бикташевой легла и инвентаризация бесхозного имущества, и узаконивание сельскохозяйственных земель – все это пришлось делать в связи с изменениями в муниципальном законодательстве.

- Но мы справились, - говорит она. – Хотя и эта работа для меня в новинку оказалась.

А еще эту женщину можно увидеть на строящихся объектах, потому что «за всем контроль нужен», и рядом с внезапно вспыхнувшей травой у садовых участков.

- А кто позвонит в МЧС, если не мы? – удивляется вопросу о своей «всеядности».

Дилара Бикташева считает, что закон о местном самоуправлении заработает в полной мере только тогда, когда люди поймут, что их благополучие напрямую зависит от них самих.

- Многие привыкли во всем ждать помощи от государства, - рассказывает она. – Дело доходит до смешного: прибегает в сельсовет дачник и кричит: «Пожар, помогите, горим!». Мы вызываем пожарных, а сами бежим помогать закидывать очаг возгорания ветками ивняка. Пожарные приехали, пожар уже потушен, а если бы этот мужчина в истерике бился, огонь мог по всем участкам распространиться. Во всем надо голову включать и понимать, что многое и от тебя самого зависит.

- Когда вы возглавили сельсовет, ожидали, какого рода работу придется выполнять?

- Всего не ожидала, - говорит г-жа Бикташева. – Но, то, что узнала, понравилось. Мне интересно заниматься этой деятельностью, хочется, чтобы населенные пункты сельсовета процветали.

Хотя глава сельсовета признается, что, бывает, и у нее опускаются руки.

- Иногда думаю – академики и профессора не могут разобраться, как должно применяться муниципальное законодательство, а я кто? – рассказывает Дилара Зиннатовна. – А потом решаю – если усилия приложить, любую проблему решить можно.

Дилара Бикташева по натуре прирожденный лидер, но надо же так тому случиться, что большую часть своей жизни - после окончания сельхозинститута - она проработала завпроизводством молочного цеха в местном агрохозяйстве «Салават».

- Все знаю о производстве молока! – смеется она.

Экономику сельского труда Дилара Зиннатовна действительно знает на отлично, но руководство сельсоветом это еще и общение с людьми, и решение нерешаемых проблем.

– Все это огромное хозяйство требует пригляда, - объясняет она. - А также по нашему району очень много делается работ по поддержке многодетных семей, семей, имеющих детей-инвалидов и семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся. В нашем сельском поселении проделаны все землеустроительные работы для выделения земельных участков. Более 30 семей получили землю.

- Почему мужчинам нельзя доверить часть неженской работы?

- Мой коллектив состоит только из женщин, я считаю, работают на энтузиазме – сами понимаете, зарплата у них небольшая, а сельсовет сегодня решает практически все проблемы, которые возникают у местных жителей, начиная от юридической и архивной помощи, заканчивая психологической поддержкой. Людям ведь некуда обратиться – мы для них единственная власть, вот и выпускают здесь пар.

- Как получилось, что вы возглавили сельсовет?

- А я самодвижением предложила свою кандидатуру, - не скромничает женщина. – Мне почему-то показалось, что я смогу справиться и сделать жизнь людей лучше.

По словам Дилары Бикташевой, на место руководителя сельсовета претендовало еще пять соискателей, и все - мужчины, но люди выбрали главой сельского поселения даму.

- Муж не осудил вас, когда стали рваться во власть?

- Наоборот, я слышала, как он знакомым говорил: «Голосуйте за Дилару: она справится». Очень верил он в меня.

С супругом Дилара познакомилась еще в институте, и пара прожила счастливо более 20 лет – муж тоже трудился в агрохозяйстве «Салават» начальником комплекса, но очень рано ушел из жизни.

Дилара Зиннатовна вспоминает, что в свое время на нее шли совершенно абсурдные жалобы, например, что вдова не может быть руководителем сельсовета.

- Я всегда сравниваю своего мужа с дубом, - рассказывает женщина. – У нас во дворе стояло такое крепкое дерево. Однажды оно рухнуло, как будто его подкосили под корень. Вот и мой Ильдар был таким крепким мужчиной, а когда заболел раком, сгорел за два месяца. Теперь я понимаю, как хрупок мир, и как надо ценить и беречь близких. И всем людям надо быть добрее друг к другу.

Сегодня Дилара всю свою энергию вкладывает в развитие сельского поселения.

- У меня дочери есть, - смущается она. – Они взрослые, но меня не оставляют, так что в семье у меня все в порядке – внучка растет. А что вдова не может руководить сельсоветом… Бог судья тем, кто такие вещи говорит. Я думаю, мой Ильдар мою деятельность бы одобрил. Я если за что-то берусь, то стараюсь довести любое дело до конца.

Муниципальное руководство сегодня находится под прицелом всех контролирующих и надзирающих органов. А как иначе? Ведь закон переложил на муниципалитеты многие обязанности по обеспечению жизнедеятельности поселений, а то, что законодатели не предусмотрели выделение средств на эту деятельность, ревизоров в погонах обычно не волнует.

- Если есть закон, надо выполнять, - вздыхает г-жа Бикташева. – Стараемся находить средства и на соблюдение природоохранного законодательства, и на поддержание в порядке сооружений общего пользования. И, поверьте, непросто это.

Дилара Бикташева наводит на вверенной ей территории порядок так, как она бы это делала в собственном доме.

- Алкинский сельсовет перечисляет в казну Чишминского района больше всех налогов, - хвастается она. – Иногда ко мне даже обращаются мужчины-коллеги, руководители других сельсоветов, просят опытом поделиться.

И только, наверное, ее дочери знают, как дается матери ее работа.

- Но женщина - на то и женщина: мы умеем выносить любые тяготы, - считает Дилара Зиннатовна.

Римма УРАЗБАХТИНА.

"