Posted 6 июня 2013,, 19:42

Published 6 июня 2013,, 19:42

Modified 10 ноября 2022,, 18:50

Updated 10 ноября 2022,, 18:50

Во время тайного пасторского визита шейх-киприот ненадолго завернул к шихану

6 июня 2013, 19:42
Кампания по изобретению новых «мест силы» в Башкирии вышла на международный уровень. Теперь к созданию имиджа региональной древней святыни привлечен представитель рода Накшбанди шейх Мехмет, который посещал в мае своих башкирских последователей с пасторской поездкой. Шейх приехал из Турецкой республики - Северный Кипр. В его программе, которая была доведена до населения через специально по этому случаю созданные группы социальной сети «Вконтакте» значатся объекты, разбросанные по всему Башкортостану.
Особенно заинтересовали шейха наши города и села, расположенные на юге республики — программа, составленная на три дня, была плотной. Тем не менее, в нем нашлось время и для незапланированной остановки, которая, как часто это бывает, стала основной точкой интереса «кипрского правоверного мудреца и справедливого судьи» — так дословно переводится имя шейх Мехмет Назим Адил Ал-Кыбриси Ал-Хаккани.

11 мая, после посещения горы Нарыс-тау в Мелеузовском районе, шейх Мехмет «внепланово» посетил шихан Тратау, где произнёс какие-то молитвы и, призвав сопровождающих беречь природу родного края, удалился на «Мерседесе» представительского класса с номерами столичного региона.

Ни в духовном управлении мусульман, ни в главной мечети Стерлитамака ничего не знали о том, что на вверенной им канонической территории с уммой Башкортостана будет встречаться настоящий шейх. По словам имам-хатиба Соборной мечети Стерлитамака, имам-мухтасиба города Рашита хазрата Рафикова, ни он, ни верховный муфтий не были уведомлены ни о визите, ни о программе пребывания столь выдающегося религиозного деятеля. В духовном управлении мусульман не без оснований предполагают, что такие поездки могут быть согласованы разве что с турецкими религиозными проправительственными организациями, осуществляющими контроль над северной частью Кипра. И, трудно себе представить, например, чтобы без согласия руководства Русской православной церкви в епархии совершал бы пасторские поездки, например, глава Римско-католической церкви.

- Я с шейхом Мехметом не встречался, - рассказывает Рашит-хазрат Рафиков. - Они приехали, назвали себя суфистами, наши люди ходили, общались с ними. После посещения Миякинского района они на Торатау ездили. Зачем это? Зачем кого-то с Кипра сюда отправляют, чтобы они по всей Башкирии ездили? Наши имамы поехали на встречу, целуют его ноги, поклоняются, это разве нормально?



Кто-то недавно попытался самостийно учредить фальшивое культовое место прямо на шихане Торатау, поставив могильную плиту с якобы мусульманской надписью, но без имени «погребенного».
«Помолимся о духе башкирского аулии, похороненного на нашем Торатау! Аминь!». Если не приглядываться – можно принять за могилу.


Другой факт, который возмутил имама, так это поклонение горе Торатау и могилам «святых»:

- Как может быть священной гора Торатау? В Миякинском районе нашли могилу. Один киприот, которого выгнали со своей родины, там обустроился и теперь говорит, что в этой могиле похоронены сподвижники Пророка. И сегодня люди ходят к могиле и чего-то просят. Но как покойник может что-то дать?

Недоумение лидеров мусульманской уммы Башкортостана вполне понятно. Вопреки канонам классического ислама, который не предполагает даже особого статуса священнослужительства, в лексике лиц, сопровождающих представителя Северного Кипра, постоянно звучат слова о «святости» того или иного религиозного деятеля из ныне живущих, «святости» природных и археологических объектов, и даже посох шейха подчас объявлялся «святым». По мнению хазрата, такое искажение понадобилось, чтобы придать ореол «святости» и факту «внепланового» посещения конфликтного природного объекта кипрским шейхом.



Женщинам в платках было позволено подержаться и за «священный» посох

- Люди верят Аллаху и не поклоняются каким-то речкам, горам. Если придут ко мне, начнут у нас рекламировать поклонение природным объектам, я буду бороться», - возмущается хазрат. - «Аллах говорит: «О, люди, поклоняйтесь Аллаху и не делайте ему подобных». Ни человек, ни природное явление — все то, что создано Аллахом, невозможно делать подобным Богу. Самый большой грех в исламе – это многобожие.

Истинная же целью посещения горы понятна — это очередная попытка создать в республике ажиотаж, теперь еще и религиозный, в экономических интересах турецких производителей кальцинированной соды, являющихся прямыми конкурентами недавно созданной правительством Башкортостана содовой компании.

Это не первый «турецкий след» в истории с башкирскими шиханами — в ходе стерлитамакской митинговой деятельности неоднократно были замечена фирменная символика турецкого концерна «Шишеджам», ведущего агрессивную маркетинговую политику под вполне янычарским лозунгом «Весь мир — наш рынок!».

Среди интересантов обострения содовой проблематики на территории России исследователи
называют также компанию «ETI Soda».

Не далее, как в начале года министр энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики объявил введении к 2017 году крупнейшего в мире производства кальцинированной соды. Как раз к этому сроку существующая сырьевая база башкирского производителя будет исчерпана, крупнейший в России содовый завод встанет и уже ничего не помешает планам османской содовой империи захватить весь российский рынок, имеющий стратегическое значение, в том числе и для обороноспособности страны.

Интересен и состав «свиты» кипрского шейха Мехмета: среди сопровождающих замечен экс-глава Иглинского района Ришат Исхаков, прославившийся в свое время тем, что ввёл бордовую униформу для своих служащих, украсил райцентр транспарантами с философскими изречениями собственного сочинения, а также держал оборону перед аудиторами Контрольно-счётной палаты незадолго до своей отставки. Нет ничего удивительного в том, что тени оттесненной от власти элиты какое-то время будут проявляться рядом с любой потенциально конфликтной темой.

Марат ЮНУСОВ,
Уфа-Мелеуз-Стерлитамак-Мраково-Учалы

"