Posted 5 мая 2005,, 20:55

Published 5 мая 2005,, 20:55

Modified 10 ноября 2022,, 19:13

Updated 10 ноября 2022,, 19:13

В Башкирии у МВД <сильные позиции>

5 мая 2005, 20:55
На сегодня впечатление таково, что отечественная бюрократия после "потрясающих" событий в Бишкеке в марте 2005 г. пребывает в оцепенении и беспомощности. Поскольку кадровое ядро "революционеров" составляла молодежь, бюрократия видит в ней основной источник угрозы. В сегодняшней России властные функционеры проявляют непонимание механизмов и причин, сделавших возможными "оранжевые" погромы, произошедшие на постсоветском пространстве. Оцепенение и страх отечественной бюрократии вполне понятен.
Дело в том, что адекватные действия направленные на предотвращение "оранжевых" революций противоречат всей сути системы которую эта бюрократия создавала в течение многих лет. Поэтому ждать от нее сколько-нибудь конструктивных "контрреволюционных" мер на сегодняшний день не имеет смысла. Кроме всего прочего, интеллектуальный уровень высшей бюрократии страны оставляет желать лучшего. Учитывая это, дальнейшее развитие тех сценариев, которые стали уже привычными на постсоветском пространстве, выглядит вполне логичным.Эффект "оранжевой" революции (далее условно назовем ОР) по сути, не представляет собой ничего нового. ОР является вариацией событий в Вильнюсе, Баку, Тбилиси и в Москве в 89-91 годах или тех, что произошли в Восточной Европе в тот же период. Главными характеристиками перечисленных событий были:1) потеря моральной легитимности центральной власти в глазах населения страны, как следствие деградации государственной идеологии и/или тотальной коррупции и разложения государственных институтов;2) принципиальное непонимание правящими элитами причин происходящих в стране событий и отсутствие со стороны власти реакции адекватной складывающейся обстановке, неспособность эффективно применить силу(1) и осознание этой неспособности в обществе;3) наличие внешнего фактора: предоставление альтернативной идеологии для "революционеров", выделение части местных элит как носителей этой идеологии, прямое финансирования и материально-техническое обеспечение ОР, координация действий "революционеров";4) наличие неразрешенных или тлеющих национальных противоречий (фактор не обязательный - способен стать спусковым механизмом, но в целом - он лишь усиливает эффект ОР);5) наличие харизматического лидера ОР (фактор не обязательный - он лишь усиливает эффект ОР).События, которые произошли в течение последних двух лет в Тбилиси, Киеве и Бишкеке характеризовались перечисленным набором факторов. В каждой стране, в которой произошли ОР были свои уникальные особенности и их можно разбирать по отдельности, но это не наша цель.Все они были лишь частными случаями общей технологии, которая была применена по отношению к СССР в конце 80-х начале 90-х. На территории России сценарий переворота по образцу ОР будет отличаться от ОР, произошедших отдельных мононациональных республиках. Сначала должны произойти региональные перевороты (достаточно 3-х или 4-х), которые один за другим будут делегитимизировать центральную власть. В конечном счете, это должно привести к распаду России как целостного государства де-факто, идеологической дезориентации региональных элит и установлению над ними внешнего контроля, а уже затем юридического оформления нового статус-кво в Москве. Будет это ОР или подковерное соглашение элит, в принципе, уже не важно.Резюмируя сказанное, можно утверждать, что технический сценарий разрушения СССР, реализованный в 91-м году, может быть с успехом применен для сегодняшней России, в случае если нынешние элиты не внесут принципиальных изменений в политический курс страны. Судя по последнему посланию президента страны Федеральному собранию - принципиальных изменений курса не предвидится.Итак, политически главной опасностью сегодняшней России являются региональные ОР как первый этап разрушения всей государственной системы.По моему мнению, реализация сценария ОР во внутрироссийских территориальных анклавах (далее ВТА) представляется невозможной. Взрывоопасными являются национальные республики Татарстан, Башкирия, Адыгея, Калмыкия. Но политические обстоятельства в этих ВТА таковы, что они удовлетворяют не всем пунктам (1) - (3).Здесь, пункт (1) не имеет принципиального значения, так как все они характеризуются отсутствием сильного внешнего фактора (пункт (3)). Безусловно, внешние силы при политической слабости центра в этих регионах в той или иной форме присутствуют, но на сегодняшний день принципиального значения не имеют.Как правило, правящая элита очень хорошо контролирует политический пульс собственного населения(пункт (2)). В отсутствие соблазнов и реальных перспектив (в силу географического положения) политической самостоятельности региона местные элиты заинтересованы в сохранении сложившегося статус-кво в отношениях с центром. В свою очередь Центр является гарантом стабильности региональной власти ВТА и даже способен закрывать глаза на "маленькие беспределы" региональных элит. Таким образом, в случае с ВТА имеем взаимную заинтересованность друг в друге местных и центральных элит. В качестве внешнего культурно-политического и стабилизирующего силового фактора здесь выступает федеральный центр.В качестве примера рассмотрим Башкирию, по поводу которой сейчас в СМИ идет много "оранжевых" страстей. Несмотря на все "прогнозы" и "проекты", ОР в Башкирии невозможна. И вот почему:- сильные позиции МВД и наличие в их составе подготовленных кадров способных выполнять приказы командиров (сейчас уже имеет место "круговая порука");- местная власть в общем и целом контролирует общественную температуру и способна в случае необходимости сбивать ее в том числе с применением силы;- отсутствует внешний фактор и массированное финансирование ОР.Рахим САФИУЛЛИН.АПН.
"