Posted 5 апреля 2011,, 21:03

Published 5 апреля 2011,, 21:03

Modified 10 ноября 2022,, 18:56

Updated 10 ноября 2022,, 18:56

Пресс-секретарь президента Башкирии опроверг слова своего шефа

5 апреля 2011, 21:03
В Башкирии продолжается скандал, связанный с деньгами, полученными от приватизации республиканского ТЭКа. Сегодня все 63 миллиарда рублей в неприкосновенности лежат на банковских счетах республики и принадлежат благотворительному фонду «Урал». На благотворительную деятельность направляются дивиденды, полученные от основного капитала, и их вполне хватает, чтобы содержать хоккейную команду «Салават Юлаев», а также тратить средства на поддержку социальных программ. Но в правительстве региона уверены, что все средства от продажи башкирской нефтянки следует перечислить в бюджет, а там уж чиновники будут решать, каким образом и на что тратить «народное достояние».

До тех пор, пока средства не окажутся в региональной казне, высшее руководство Башкирии запретило всем бюджетным республиканским и муниципальным организациям принимать какую-либо помощь от БФ «Урал». За два месяца фонду вернули свыше 180 миллионов рублей. Среди «отказников» оказались 64 детских дома, которые в течение четырех последних лет ежегодно получали 116 млн рублей или по 12 тысяч на каждого воспитанника.

В фонде «Урал» решили, что действия высшего руководства РБ противоречат российской Конституции, гарантирующей каждому жителю страны право на благотворительную помощь, и обратились в прокуратуру республики.

Интересно, что в аппарате башкирского правительства называют заявление фонда о давлении на получателей пожертвований «не соответствующим действительности» и уверяют, что БФ «Урал» не выполняет своих обещаний по поддержке социальных программ.

Общественность считает, что речь идет о «денежном переделе» и не более того.

Но из-за затеянного в высших кругах передела страдают обычные люди и не только получатели пожертвований, но и руководители, беспокоящиеся о своих подопечных. Так, лишился должности главный врач Белорецкой центральной больницы Хабир Мустафин – специалисту указали на дверь за то, что осмелился получить от фонда «Урал» 30 миллионов на ремонт клиники. Не спас главврача и возврат денег. Написал заявление по собственному желанию, а на самом деле под давлением высших лиц республики, глава Кармаскалинского района Ирек Сафин – его вина заключалась в том, что он «пробил» 20 миллионов рублей для ремонта больницы в поселке Прибельский, которая разваливается на глазах пациентов. Деньги поселковая клиника уже вернула. Не закончится строительство плавательного бассейна в Иглинском районе – свыше 14 миллионов, полученных от фонда еще в ноябре прошлого года, заставили вернуть жертвователю. Не получила новые костюмы и инструменты нефтекамская филармония – не такие уж большие деньги – 500 тысяч рублей потратить на необходимый сценический антураж не разрешили. Вернул 20 миллионов рублей топливно-энергетический колледж – здесь обойдутся без ремонта здания и классов. Список можно было бы продолжать, но многие руководители бюджетных организаций, напуганные угрозами увольнений и других репрессий, умоляют не рассказывать никому об их сотрудничестве с благотворительным фондом.

Между тем, за пять лет своего существования фонд выделил на различные благотворительные программы 10,3 млрд рублей, в 2011-м запланировал направить на поддержку здравоохранения образования, культуры, спорта, и «социалки» 3,5 млрд рублей. В России это первый случай, когда деньги от государственной приватизации не утекли за границу, а остались в республике и тратятся на конкретные нужды. Но вместо того, чтобы радоваться этому счастливому обстоятельству – ведь ни в одном регионе нет такой «подушки безопасности», в правительстве РБ бьются за свои амбиции.

Попытки объявить работу фонда незаконной и расформировать его не привели к результату, не удалось чиновникам и войти в совет фонда, поскольку закон «О благотворительной деятельности» запрещает государственным служащим контролировать некоммерческие организации. Вообще, надо сказать, что российское законодательство хорошо защищает благотворителей от подобных посягательств чиновничьего аппарата – в документе четко сказано, что никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права вмешиваться в деятельность благотворительных фондов. Нарушили ли башкирские чиновники, желавшие контролировать благотворительные деньги, Конституцию России и другие законы страны, даст ответ прокуратура Башкирии.

В самом фонде заявляют, что готовы выделять средства на республиканские программы при условии четко прописанных договоров о сотрудничестве. Уже готов проект протокола о совместной деятельности, согласно которому деньги БФ «Урал» будут перечисляться специальной созданной правительством республики некоммерческую организацию «Фонд целевых программ РБ». Но благотворителей пока слышать не хотят.

Интересно, что сразу после обращения совета фонда в надзорное ведомство, слова президента Башкирии об отказе от благотворительной помощи попыталась дезавуировать его пресс-служба. Многие помнят резкую оценку Рустэма Хамитова, высказанную в интервью «Ведомостям»:

- Чужие деньги я считать не хочу. Но я всем бюджетникам сказал: этих денег без разрешения правительства республики не брать. Ни больницам, ни школам, ни детским учреждениям. Не брать! Сказал главам районов, министрам.

Понятно, что министры и главы ведомств после президентского заявления в федеральной прессе взяли под козырек и в силу своих убеждений и возможностей принялись исполнять наказ руководителя республики.

Но, по утверждению пресс-секретаря главы РБ Артема Валиева, «заявление о том, что госучреждениям Башкортостана запрещено получать помощь от благотворительных фондов не соответствует действительности».

Неужели муниципальным и бюджетным организациям приснились давление и шантаж, которые они испытывали в последние полгода?

"