Posted 6 марта 2007,, 17:33

Published 6 марта 2007,, 17:33

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Привилегия для богатых. Пенсионеры разговаривают с близкими с песочными часами в руках

6 марта 2007, 17:33
Март станет революционным для связистов месяцем – до конца февраля все граждане страны были обязаны выбрать тариф для разговоров по городскому аппарату. И как работники телефонных станций не пытались уверить людей, что ничего страшного в «повременке» нет, уже сейчас у населения появилась масса вопросов. В конце марта страну могут ожидать телефонные бунты, также как в первый месяц введения закона о «монетизации». Слишком тяжела оказалась «повременка» для тех, кого не отнесешь к зажиточным гражданам, ведь на фоне инфляции в 9%, плата за телефон выросла, как минимум, на 26%.

Оказывается, связисты лоббировали повременную оплату телефонных разговоров чуть ли не советских времен, однако аппетиты телефонистов как-то умудрялись усмирять. Но в 2003 году тогдашние депутаты Госдумы внесли дополнительные положения к закону «О связи» №126-ФЗ, трусливо отодвинув вступление поправок в силу до 2007 года. С наступлением часа X жителей России поставили перед фактом, принудив выбрать тарифы до 20 февраля.

В республике жертвами эксперимента пока стали жители Уфы, Стерлитамака и Салавата, городов, где оборудование позволяет учитывать минуты разговоров. Но связисты обещают до конца года перевести на «повременку» и другие населенные пункты Башкирии. В частности, Нефтекамск переходит на поминутную оплату разговоров уже с 1 марта, в Мелеузе планируют учитывать разговоры граждан с 1 апреля.

Впрочем, и жители тех городов и поселков, где счетчиков нет, уже пострадали. Плата за стационарный телефон с 1 февраля поднялась на 15 рублей и составила 195 целковых.

- Просто взяли усредненную цифру между максимальным и минимальным тарифом, - объяснили нам в расчетном узле Нефтекамска.

- Нас принудительно заставили взимать большую плату с населения, несмотря на то, что учитывать сколько говорят люди мы не можем, - сказали «МКС» на местном телефонном узле связи в Мелеузе. – Уфе так удобно, наверное, думают, что мы здесь также хорошо живем.

Башкирские связисты после вступления в силу поправок к закону «О связи» №126-ФЗ, установивших повременную оплату, идут в ногу со всей страной, сделав безлимитный тариф или, как они его называют «абонентский», одним из самых высоких в России – 285 рублей. Для сравнения: в Санкт-Петербурге «безлимитка» стоит лишь на 10 рублей дороже - 295 целковых, в то время как уровень жизни в Северной столице неизмеримо выше.

- Безлимитный тариф создан не для простых людей, а для обеспеченных, которые могут себе позволить сколько угодно говорить по телефону, - оправдываются связисты.

Чтобы экономически оправдать «безлимитку» нужно наговаривать свыше 1000 минут в месяц, а это нереально. Предполагается, что выбравшие «абонентскую» плату и раскошеливающиеся почти вдвое больше других имеют некие преференции. Почему тогда на безлимитном тарифе берется отдельная плата за звонки на сотовые?

- Потому что звонок на мобильный не относится к местным, - объясняют операторы.

Что может быть проще, чем дважды взимаемая плата за одну услугу?

Повременная же оплата — несправедлива в корне. Телефонный монополист и здесь заставляет рассчитываться за одну услугу дважды, взимая плату якобы за техобслуживание и за конкретные минуты разговора. Даже если человек, выбравший повременную форму оплаты, не будет делать звонков, все равно каждый месяц он обязан будет раскошеливаться на 120 рублей — как говорят некоторые, «за провода». Но Закон «О связи» четко указывает: плата ИЛИ абонентская, ИЛИ повременная. Связистам закон не писан?

Очень возмущает людей и то, что счетчик, который будет учитывать время разговоров, находится не перед глазами абонента, а где-то там, на телефонной станции. Вот и вынуждены пенсионеры, названивая в поликлинику, в домоуправление ставить перед глазами песочные часы, чтобы не дай Бог не превысить возможные запланированные из скромных доходов траты. И потом, если человек говорил не полную минуту, а пятнадцать секунд, то почему должен платить как за минуту? С какой стати? Если телефонная механика не способна учитывать секунды, то такой счетчик нам не нужен, - уверены пенсионеры. Никто не вернет вам денег, если вы выбрали тариф «Комбинированный», но говорили меньше 360 тарифицированных минут. И проговорить неиспользованные минуты тоже не получится, потому об этом вы узнаете лишь, когда получите счета на оплату в новом месяце.

Засчитывается платное время, если вы позвонили на телефон, оборудованный АОНом или факсом. При включении этих аппаратов, даже если абонент не взял трубку, вы заплатите как за минуту состоявшегося разговора.

Особенно обидно пожилым, что за повременной расшифровкой местных разговоров им не только придется идти на телефонную станцию, но и выложить за нужную бумагу деньги. Как объясняют в «Башинформсвязи», им потребуются средства для того, чтобы оплатить бумагу, картридж и людской труд, затраченные на распечатку документа. То есть даже эти небольшие расходы почему-то должны лечь на плечи граждан. Хотя понятно, что люди придут выяснять, сколько они наговорили, если подозревают, что в расчеты закралась ошибка. Ошибка на телефонной станции. Тем более, что связисты сами признают: «процесс отладки программного обеспечения сложен, и ошибки здесь неизбежны».

Никто не объяснил старикам, почему одна минута разговора при комбинированной оплате стоит 19 копеек, а при «повременке» та же минута — 23 копейки. Почему не 20 или 24? Не 18 и не 22?

Связисты уверяют, что Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) установила им четкие границы верхней планки стоимости звонка. Думается, что от этой планки они и плясали, даже не задумавшись, что доходы могут быть и ниже – ведь для любого бизнеса, чем больше денег, тем лучше. Во многих регионах на сторону стариков и инвалидов встали депутаты, которые намерены на местном уровне обуздать аппетиты монополистов и заставить их ввести льготные тарифы для неимущих граждан. В начале февраля Союз потребителей России (СПРФ) направил в Генпрокуратуру письмо с просьбой провести проверку обоснованности решений правления Федеральной службы по тарифам. Речь, в частности, идет об отдельной плате за предоставление в постоянное пользование абонентской линии. СПРФ считает ее незаконной и не предусмотренной никакими правилами.

Пенсионеры утверждают, что домашний телефон вообще «не имеет права» дорожать, так как для многих – это единственное средство связи с внешним миром. Старикам теперь придется договариваться, кто кому будет звонить. Обыденная вещь превращается в тонкую, щепетильную и не очень приятную процедуру. Стационарный телефон, как и век назад, становится привилегий для богатых.

Валентин ОРЛОВ.

"