Posted 6 февраля 2015,, 13:41
Published 6 февраля 2015,, 13:41
Modified 10 ноября 2022,, 18:44
Updated 10 ноября 2022,, 18:44
В 1990-е национальную тему подхватили национал-патриоты (ЛДПР, лимоновцы и прочие), а также региональные «тяжеловесы» в национальных областях. Неслучайно Борис Ельцин, предлагая в начале 1990-х автономным республикам «долю власти, которую сможете проглотить», апеллировал, прежде всего, к башкирскому и татарскому народу. Слабый центр, тем самым, дал многонациональным регионам посыл, который привел не только к расцвету национального самосознания, но и резкому обострению стилистики межнациональных отношений. Одна Чечня чего только стоит. Да и главная идеологема Башкирии 1990-х («суверенитет») также зиждилась на национальной идее. Именно тогда появилось пресловутое понятие «титульный этнос»…
Опыт многих политических систем свидетельствует – попытка разыграть этническую карту предпринимаются всегда. В мире уже не осталось моноэтничных государств. Везде есть национальные меньшинства, диаспоры, ирреденты (этнические меньшинства, проживающие на территории государств, граничащих с их исторической Родиной – например, русские в Казахстане, или венгры в Словакии).
В середине ХХ века в западных странах появилась модель бесконфликтного взаимодействия наций – мультикультурализм. Она помогала сохранять свою этническую идентичность нацменьшинств. Но она одновременно абсолютизировала эти отличия и не учитывала динамику и диалектику взаимоотношений этносов. Народы, также как и живые организмы, рождаются, развиваются, стареют и умирают. Народы смешиваются – возникают новые этнические образования. Не совсем понятно, почему нужно абсолютизировать национальные отличия и игнорировать другие. Логика плюрализма, которая предполагает признание многообразия культур, идентичности и стилей жизни, а не только этнических параметров – гораздо более адекватна современному высокодифференцированному обществу.
Концепт «национализм» сам по себе неоднороден. Некоторые выделяет здоровый и нездоровый национализм. Другие разграничивают национализм и нацизм. Действительно, что плохого в поддержке своего национального героя или гордости за свое происхождение? Ничего. Проблемы возникают тогда, когда начинают говорить, что этот лучше того, потому что он такой-то национальности. Беды начинаются тогда, когда люди считают, что им дозволено что-то, что не дозволено другим в силу этнического происхождения.
Один из самых влиятельных социологов современности Ульрих Бек доказывает в своих трудах, что век национализма проходит. В Европе и других частях мира он констатирует становление космополитического мировоззрения. В экономике – это выражается в примате мировой системы над национальной, в политике – это возрастающее значение надгосударственных организаций (Евразийский экономический союз, Евросоюз, НАФТА, АСЕАН), в культуре – это свободная конкуренция национальных традиций и духовных ценностей.
Не все, безусловно, согласятся с этой позицией, но думается для многонациональной России (свыше 130 национальностей проживают на ее территории) – это наиболее подходящая модель. Нации, особенно в российских мегаполисах стремительно смешиваются, заключается все больше многонациональных браков. Все активнее формируется наднациональные идентификационные концепты, такие как «россияне», «наши» (кстати, очень хорошая и здравая альтернатива пресловутому «русскому миру»).
Социологи констатируют, россияне признают все коренные этносы страны, а вот фактор центрально-азиатских мигрантов воспринимается в штыки. Уровень мигрантофобии достигает 40-50 процентов среди населения. Кстати, в самих центрально-азиатских республиках национализм, в том числе и на бытовом уровне, гораздо сильнее распространен, нежели в многонациональной России. Там гораздо меньше людей одобряют, например, межнациональные браки.
Не секрет, что в Башкирии мировосприятие жителей также во многом формируется по национальному признаку. Давно уже зафиксированным является феномен этнического голосования, когда люди на выборах голосуют не за ту, или иную партию, а за ту, или иную национальность.
И все-таки спекуляции по поводу национальной темы обречены. Поскольку этническая карта в республике такова, что ни одна национальность не имеет абсолютного перевеса, у этой повестки нет перспектив. Национализм в республиканской политике может принести только деструктивные силы. Нет сегодня условий и для создания национальной партии – ни юридически, ни политически электоральных шансов националистские партии не имеют. Сегодня – это политические маргиналы. Альтернативой ей может стать регионализм, но это особый разговор.
Сразу же после «Крымнаш» известный своей национальной демагогией Эдуард Лимонов начал распространять посты с призывом присоединить Северный Казахстан к России. Ни к чему кроме дешевой популярности и необходимости Кремля объясняться с астанинской Акордой это не привело.
И все же попытки воспользоваться национализмом будут и дальше. Для того чтобы их минимизировать нужна качественная работа национально-культурных объединений. Справляются ли имеющиеся в Башкирии НКО со своей миссией – вопрос отдельный и очень непростой.
В этих условиях политическим партиям нужно научиться грамотно интегрировать национальную специфику в свои программы и платформы. Умение работать с национальными лидерами общественных мнений может принести много голосов на выборах в Госдуму в 2016 году. Хотя попытки до сих пор периодически случаются, ясно, что ничего кроме конфликтов резкое позиционирование национализма в политике (будь то региональный, или федеральный уровень) не принесет. Поэтому вопрос о конвертации национальной проблематики в политический успех остается открытым…
Александр КРАСОВСКИЙ.