Posted 4 декабря 2018,, 08:30

Published 4 декабря 2018,, 08:30

Modified 17 октября 2022,, 19:38

Updated 17 октября 2022,, 19:38

Чиновники и соцсети: эксперты о страницах Радия Хабирова, мэра Уфы и министров

4 декабря 2018, 08:30
Кто ведет их аккаунты: они сами или копирайтеры - разбирались специалисты.

- Если люди сидят в соцсетях, значит, и мы придем туда, - сказал на одном из оперативных совещаний глава Башкирии Радий Хабиров.

Сказано - сделано: страницы сотрудников уфимских муниципалитетов и районных администраций растут как на дрожжах. Вот только у одних тесто попышнее и тексты подлиннее, у других - и тесто не поднимается, и записи не получаются.

Медиакорсеть вместе с экспертами - лингвистом, специалистом в копирайтинге и маркетинге, политологом и блогером - решили проверить, как ведут страницы те, кому следует подавать пример новоприбывшим в социальные сети. У большинства чиновников подписчиков не так много - от двух до пяти тысяч в каждой соцсети, но Радий Хабиров побил все рекорды - в Инстаграм на него подписались 112 тысяч человек, Вконтакте - 64 тысячи, а в Facebook - чуть менее 8 тысяч человек и еще 5 тысяч - " в друзьях".

1. Инстаграм, Вконтакте и Facebook врио главы республики Радия Хабирова

Антон Горбик, владелец маркетингового агентства "Восток 1":

- Видно, что в целом работа ведется системно. Слог для аккаунта чиновника такого ранга простой и понятный. Предполагаю, что в целом транслируются его мысли, но сомневаюсь, что у него самого есть физическая возможность заниматься соцсетями и даже копирайтингом. Но селфи сделать может, знает, какими должны быть фотографии. Врио надиктовывает черновик помощнику или пиарщику, который причесывает текст и показывает финальный вариант перед публикацией. Но в целом работа хорошая, на твёрдую четверку.

Дмитрий Казанцев, политолог:

- У врио главы и вице-премьера Ленары Ивановой в речи присутствует экспрессия, у них свой стиль выступления, и в онлайне и в оффлайне он не отличается.Текст затрагивает целевую аудиторию. Радий Хабиров, Ленара Иванова и Руфина Шагапова на 70 процентов ведут аккаунты сами. Вполне вероятно, что и Ульфат Мустафин сам заходит на свою личную страницу. Общий тон всегда должен задавать владелец страницы. Они могут надиктовывать текст помощникам для оптимизации, но полностью отдавать на откуп специалистам - некорректно.

Любовь Каракуц, кандидат филологических наук, лингвист:

- Аккаунт врио главы республики Радия Хабирова оставляет, пожалуй, самое приятное впечатление. Несмотря на то, что в текстах есть речевые и грамматические шероховатости (почувствовали воочию улучшение их жизни; не представлял о моем существовании), в них явлен яркий авторский стиль. Важная его примета – умолчания, на письме обозначаемые многоточиями: …национальные проекты Президента России до 2024… И в этом мне нужна будет ваша помощь…

Хабирову не чужды дерзкие метафоры, одна из которых – традиционный суповой набор строек и производств (именно это, по словам ВРИО, обычно предлагают ему осмотреть главы районов) - обошла, кажется, все республиканские медиа. Полагаю, что корректура постов Хабирова все же препоручена специалисту: на фоне неидеального в целом языка особенно заметна безупречная пунктуация.

Раис Габитов, блогер:

- Очевидно, что большинство постов Радию Фаритовичу пишет пресс-служба. У него просто нет столько времени. Но вот конкретно этот, про национальные проекты, наверняка он написал сам. Здесь чувствуется искренность, эмоциональность, апелляция к людям. 746 лайков, 44 репоста - это очень хороший показатель для Facebook.

2. Личные страницы мэра Уфы Ульфата Мустафина

Любовь Каракуц, кандидат филологических наук, лингвист:

-В паблике мэра Уфы Ульфата Мустафина пока мало записей, стилистически они весьма гладкие, но в них много штампов: весьма востребованы за рубежом, учет передового опыта, прямой диалог. Думаю, это работа наемного блогера.

Раис Габитов, блогер:

-Все правильно, стерильно и скучно. Очевидно, что мэр отдал все на откуп пресс-службе, а там не понимают разницу между страничкой в соцсетях и пресс-релизом.

Антон Горбик, владелец маркетингового агентства "Восток 1":

- Обсуждать особо нечего. Начал работу в соцсетях, потому что «так надо». Поэтому сам в лучшем случае согласовывает финальный вариант поста. Слог тяжёлый, читать информсводки не очень интересно. В общем, пишет и уж тем более ведёт аккаунты не он.

3. Страницы вице-премьера по социальным вопросам Ленары Ивановой

Раис Габитов, блогер:

- Ленара Иванова вела соцсети еще до того, как это стало модно и необходимо. Ведет сама, иногда бывают очень трогательные посты, например про маму. Ей всегда можно написать, она отвечает лично. Один из лучших примеров для чиновников.

Любовь Каракуц, кандидат филологических наук, лингвист:

- Очень обаятельный паблик у вице-премьера Ленары Ивановой – живой и эмоциональный, но филолог над ним явно не работал: обращает на себя внимание постоянное отсутствие кавычек при именах собственных: проект Производительность труда и поддержка занятости, проект Ломая барьеры, конкурс Серебряная Уфа, выставка-форум Мир семьи, кинотеатр Родина. Есть и грубые грамматические ошибки – например, в предложении "Всякий раз, приезжая в район на прием граждан, меня покоряют люди, беззаветно любящие и прославляющие свой край" некорректно построен деепричастный оборот.

Антон Горбик, владелец маркетингового агентства "Восток 1":

- По аккаунту создается впечатление, что ведет сама. Во-первых, пишет по-человечески. Во-вторых, в комментариях отвечает сама, когда есть возможность. Активность (реакции на её посты, комментарии под ними, репосты) отличная. Доверия к ней больше всего.

Дмитрий Казанцев, политолог:

- Ленара Иванова - одна из немногих, кто отвечает в комментариях по существенным вопросам. Но, к сожалению, как говорил Ростислав Мурзагулов (председатель совета директоров "Башинформ" - ред.), если выходить в комментарии, может быть троллинг, и это нужно обходить, стараться отличать ботов, провокаторов и людей, которым действительно нужна помощь. Тем более, везде есть нормы этики, поэтому отвечать на оскорбления либо ненормативную лексику точно не стоит, даже если это реальный пользователь соцсети, а не бот.

4.Facebook Рафаэля Яппарова, министра здравоохранения

Раис Габитов, блогер:

- Поскринил ленту. Пишет официально, но читать можно. Что порадовало, к нему обратилась мама больного ребенка, он ответил и попросил написать в личку. В целом, нормально. Я даже добавил его в друзья.

Антон Горбик, владелец маркетингового агентства "Восток 1":

- У него до системной работы руки ещё не дошли. Больше сказать нечего.

5. Амина Шафикова, министр культуры

Раис Габитов, блогер:

- Не пишет постов от себя. Пресс-служба минкульта добавляет посты в виде пресс-релизов и отмечает министра в посте, так они появляются в ленте Амины Шафиковой. Там просто дичайший официоз. А ведь культура дает столько возможностей для креатива! Очень обидно за страничку министра культуры.

Антон Горбик, владелец маркетингового агентства "Восток 1":

- Кроме регистрации аккаунта и заполнения его минимальной информацией ничего не делала. Все посты на её стене - посты её друзей, где она отмечена.

Дмитрий Казанцев, политолог:

- Несложно догадаться, что это одни отметки страницы министерства, но свой профиль она сама не ведет.

6. Профили в соцсетях Руфины Шагаповой, депутата Госсобрания-Курултая республики

Любовь Каракуц, кандидат филологических наук, лингвист:

- Депутат Руфина Шагапова, полагаю, ведет аккаунт самостоятельно – об этом говорит большое количество пунктуационных (в основном это несанкционированные запятые) и орфографических ошибок. Вот, например, например, только одна запись: Иногда, с первого взгляда не понятно, что же такое перед тобой… Главное - рассмотреть все по подробнее.

Раис Габитов, блогер:

- Ведет давно и сама. У нее и про животных и видео с детишками и еда, и голосовалка про аэропорт.

Антон Горбик, владелец маркетингового агентства "Восток 1":

- Попытка формально вести аккаунт в стиле новостного паблика. Даже Ульфата Мустафина читать интереснее. Самое смешное, что вести свой аккаунт она может сама, просто делает это по какой-то «стерильной» методичке.

Мнение изнутри

Алмас Шаммасов, сотрудник администрации главы республики:

-Открытость - очень сложная штука для человека, который занимает ту или иную должность в системе органов власти. Так уж сложилось исторически, что чиновники во все времена были закрытыми людьми, не приветствующими публичность. И, что немаловажно, люди вообще-то они пугливые, наученные каким-то своим опытом скорее молчать, чем высказывать собственное мнение и проявлять какую-то инициативу. Сама среда взращивает армию "акакиев акакиевичей".

- И вот тренд, который задает Хабиров, вот эта кипучая его энергия, постоянное общение с людьми - это, конечно, для республики в диковинку пока. И я понимаю тех людей, которым, наверное, приходится ломать себя, учиться этому новому, вынужденно выходить в соцсети, общаться с журналистами тех СМИ, с которыми вообще-то раньше не было принято общаться и так далее.

-Я не думаю, что за коллег кто-то там пишет, заполняет их страницы. Безусловно, все свои страницы Радий Фаритович, например, ведёт сам. И это просто видно по его текстам. Они не прилизанные, там слова и выражения, которые ни один его подчиненный, помощник не позволил бы себе, просто даже исходя из той самой осторожности, политеса и тому подобного. То есть они могут говорить о нём больше, чем куча разных комментаторов и приближённых людей. Поэтому это тоже показывает его искренность и человеческие качества. То же самое я думаю и о страницах министров, депутатов, глав администраций.

Поверьте, если они и пишут каким-то официозом, это не от того, что там сидит команда спичрайтеров, а потому что они еще не привыкли открыто, на публику разговаривать так, как общаются со своими родными и близкими. Тем более выражать свое мнение. Авось там начальству не понравится, журналисты растиражируют, скандал случится и прочее. Все они живые интересные люди, просто нужно время, чтобы появилось привыкание к этой открытости, к этой постоянной коммуникации с обществом. Мы только в начале пути ведь. И это позитивный путь. Надеюсь, поворота с него не туда не будет.

"