Уфимский физрук превращает уроки в мини-Олимпиады

Уфимский физрук превращает уроки в мини-Олимпиады

Уфимский физрук превращает уроки в мини-Олимпиады

5 октября 2009, 01:35
Политика
Владимир Баранов – единственный учитель физкультуры в Башкирии, который рискнул и попытался изменить представление о привычном школьном предмете. Преподаватель-новатор собственным примером доказал многочисленным коллегам, что любое занятие можно превратить в увлекательную игру и заинтересовать детей так, что они не захотят прогуливать уроки

С космическим размахом

 

Несмотря на то, что 70-летний учитель преподает ребятишкам физкультуру вот уже 37 лет, он вовсе не собирался посвящать свою жизнь школе. Окончив авиационный институт, Владимир Федорович десять лет проработал на Уфимском приборостроительном заводе.

– Моя должность называлась «электромонтажник высокого разряда», - вспоминает он. - Мы производили приборы для космических кораблей, а знаменитый ученый и конструктор Сергей Павлович Королев называл нас «профессорами». Мы, конечно, радовались такой похвале, но и работали день и ночь.

Тем не менее, у Владимира Баранова всегда оставалось время для того, чтобы вести активный образ жизни - он занимался велосипедным спортом и лыжами, принимал участие во многих соревнованиях. Иногда на заводских спартакиадах в один день приходилось выступать в семи видах спорта.

- В школу меня потянуло после того, как к нам в цех пришло много учеников, но среди них не было ни одного спортсмена, - вспоминает Владимир Федорович. - Кроме того, тогда еще практически не существовало защитных средств от вредных веществ на заводе, и я решил, что настало время приобщать детей к спорту.

Первой в карьере Владимира Баранова стала 93-я школа в столице Башкирии.

– Я сразу оценил, что спортзал небольшой и начал все переделывать. Во дворе построил лабиринты и городки для ребят, а в зале пробивал стены насквозь, чтобы поднять выше волейбольную сетку, которая мешала ученикам делать разминку. Через два года перешел в только что построенную 40-ю школу и собственными руками соорудил там стадион.

Интересно, что тяга к необычным механизмам и приспособлениям у Владимира Федоровича проявилась еще в детстве. Например, еще будучи школьником, он смастерил велосипед на лыжах.

- Я родился в сельской местности, а наша школа находилась в районном центре, потому приходилось больше восьми километров топать пешком. Летом еще куда ни шло, но зимой не так-то просто было пройти это расстояние. Думал-думал, как бы сократить себе путь и в итоге модернизировал свой велосипед: приделал лыжи, лопасти на заднем колесе, а потом ездил на нем в школу даже зимой, по снегу.

В семье было шестеро детей, к труду родители приобщали их с детства. Подростком Владимир Баранов уже работал штурвальным на комбайне, помогал своему отцу – механизатору. Кроме того, парень занимался в кружке машиноведения и получил сразу четыре удостоверения – комбайнера, тракториста, электрика и шофера. 

За всю жизнь Владимир Федорович проработал более чем в десяти школах Уфы и республики. Менял места работы вовсе не потому, что не сиделось на одном месте, а только для того, чтобы переоборудовать по собственной уникальной технологии как можно больше спортзалов.

 

Приключения электроники

 

Сегодня Владимир Баранов трудится в 158-ой башкирской гимназии имени Мустая Карима - постоянно придумывает новые спортивные снаряды и оборудует ими школьный зал, причем все делает собственными руками без чьей-либо помощи. Порой на переоборудование уходят и личные деньги учителя. Между тем,  у разработчиков только проект подобного зала стоил бы порядка 80 тысяч рублей, без учета снарядов и работ по переоборудованию. Зато ученикам Владимира Федоровича могут позавидовать школьники других школ. Урок физкультуры в башкирской гимназии начинается с зажжения олимпийского огня. Зал оборудован электронным табло, подвижными баскетбольными щитами, копьем, разновысокими и параллельными брусьями и многими другими приспособлениями.

– Это самый совершенный, универсальный зал в республике, - не без гордости заявляет учитель-новатор. - Аналогов ему нет. Здесь все сделано так, чтобы каждый снаряд выполнял определенные задачи в физическом воспитании. Особое значение я придаю развитию позвоночника, поэтому мы всегда начинаем разминку именно с этих упражнений, а затем задания постепенно усложняются.

Есть здесь и универсальная перекладина, на которой даже абсолютно далекий от спорта человек может подтянуться 10-15 раз.

– Все дело в противовесе, установленном на этой перекладине. Благодаря ему ребенок не чувствует сильного напряжения и подтягивается с удовольствием. Это, кстати, очень важно и полезно для ребятишек с излишним весом. Еще одна беда современных школьников – плоскостопие. Например, в нашей школе около сорока процентов детей страдают этим заболеванием, поэтому я специально соорудил трубы-перекладины, по которым ребята ходят и исправляют стопы.

Владимир Федорович иногда напоминает своим ученикам: «Я пришел к вам в школу, чтобы сделать физвоспитание лучшим в Европе». Поспорить с учителем трудно, ведь его зал оборудован не только необычными тренажерами, но еще и радиофицирован – на проводе все мировые радиостанции.

- На каждом уроке уделяю минутку-другую, чтобы рассказать детям о важнейших мировых событиях. Ведь это так важно, чтобы они были в курсе дел, разбирались во всех областях знаний! Наши уроки начинаются с того, что дежурный метает копье - поднимаются флаги и играет гимн. Таким образом, прививаю им любовь к родине. Иногда на уроках у нас поют птицы – у меня в запасе много самой разной музыки, звуков живой природы. Ведь это так здорово - представить, что мы занимаемся, например, в лесу.

Уроки расписаны по минутам и, в принципе, дети могут заниматься даже без учителя. На специальный пульт управления Владимир Баранов может подавать до 48 разных команд. Волейбольные сетки опускаются сами, а мячи и маты автоматически подаются из специальных отверстий в стене и разговаривают с детьми: «Возьмите нас, но обращайтесь с нами аккуратно». Каждый звук или мелодия что-то означает, например, милицейская сирена оповещает о конце игры.

- В зале установлено восемь радиоприемников и четыре магнитофона, с помощью которых я все это делаю. В армии служил в радиотехническом учебном отряде морской авиации на Северном флоте. Был старшиной посадочно-обзорного радиолокатора и даже внес рацпредложение. Вместо двух радиолокаторов по моему проекту стали использовать один и сэкономили на этом миллионы. Так что с техникой знаком отлично, но с компьютерами сразу решил не работать, поскольку они очень вредны для здоровья.

 

Физкульт-предмет

 

Работа в космической сфере и сейчас многое значит для Владимира Баранова. Например, в его учительской комнате среди всевозможных приборов висит портрет Юрия Гагарина.

Само собой, что все до одного школьники теперь называют своим любимым предметом физкультуру. Пятиклассник Коля Ортодашвили в своем учителе души не чает:

- Здесь так интересно, столько разных тренажеров, - восхищается мальчишка, спрыгнув с очередного снаряда. А самое главное – у нас очень добрый тренер, он не ставит нам плохих оценок. Мы стараемся не баловаться на уроках, потому что для него самое приятное, когда мы хорошо занимаемся. Иногда мы с ним соревнуемся, чаще, конечно, выигрываем мы, но Владимир Федорович все равно сильнее нас в беге и лапте.

Со своими учениками Владимир Баранов общается на равных, а некоторые  старшеклассники здороваются с учителем за руку и всегда справляются о его здоровье.

- Я стараюсь к каждому ученику относиться как к родному ребенку, - говорит Баранов. - В ближайшее время хочу внедрить программу, рассчитанную на три года. Суть ее в том, чтобы ежедневно каждый ученик подтягивался на перекладине. Например, 11-классник спокойно может сделать до 60-ти подъемов.

Мечта Владимира Федоровича – поставить побольше таких перекладин, чтобы дети на переменах не просто бегали по коридорам, а подтягивались.

- Конечно, преподаватели, которые приходят в школы для работы в моих залах, трудятся с энтузиазмом, но большую отдачу я редко встречал, - скептически замечает учитель. - Согласитесь, ведь легко работать как многие –  дал ученикам мяч и сиди, отдыхай. Но в итоге ребята только и знают, что бегают, а ни одного раза не могут подтянуться. Я стараюсь, чтобы дети весь год занимались всеми видами спорта из школьной программы. Только в этом случае будут хорошие результаты.

По мнению учителя, современные дети очень слабые. По сравнению с деревенскими подростками они развиты гораздо хуже.

– В городе ребятишки теряют свое здоровье еще в колясках. Уверен, что люльки на колесах должны располагаться в двух метрах от земли, чтобы ребенок не находился в автомобильном чаду. Выхлопные газы распространяются на расстоянии более метра, как раз там, где малыш спит в коляске. Своих детей я до пяти лет носил на руках. Тогда надо мной все смеялись, а теперь радуюсь я, потому что парни выросли крепкими и здоровыми.

Сыновья Владимира Федоровича кандидаты в мастера по шести видам спорта. Старший – Вячеслав - закончил военно-медицинскую академию в Питере и Киевский университет экономики. Сейчас он работает врачом в столице Украины. Младший – Евгений - заканчивает Уфимский авиационный университет. Супруга Баранова - Алевтина Ивановна - тоже дружна со спортом – имеет первый разряд по лыжам и волейболу.

- Но в большой спорт я своих детей не отдал, - говорит учитель. - Профессиональный спорт губит человека, ведь атлетам приходится переносить чудовищные нагрузки.

На вопрос как в 70 лет у Баранова хватает энергии на все эти начинания, Владимир Федорович, не задумываясь, отвечает:

- Нас в семье приучили работать честно. Это правило я пронес через всю жизнь.

Николай МЕЛИХОВ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter