На Старой площади разыгрывают схему: «царь – хороший, наместники – плохие»?

На Старой площади разыгрывают схему: «царь – хороший, наместники – плохие»?

На Старой площади разыгрывают схему: «царь – хороший, наместники – плохие»?

4 июня 2015, 20:07
Политика
В конце мая 2015 года «Известия» опубликовали неоднозначную статью «Медиаигры губернаторов». Авторы, ссылаясь на исследования «Медиалогии», фактически пеняют региональным главам и губернаторам не только за увеличение трат на пиар, но и обвиняют большинство из них в сознательной критике Владимира Путина через подконтрольные СМИ. Насколько обоснованы такие выводы, разбирался Александр Красовский.

Текущий рейтинг Путина бьет все рекорды и располагается на уровне 70-80 процентов. Тем временем, социально-экономический кризис только набирает обороты. ВВП страны снижается уже четвертый месяц подряд, а индекс промышленного производства по всей стране в апреле сократился на 4,5 процента.

Выстроенная в стране вертикаль власти, при которой крупный капитал имеет возможность контролировать финансовые потоки и лоббировать свои интересы, оказывается крайне невосприимчивой к экономическим реформам. Поэтому в такой ситуации страна обречена на инерционный сценарий, означающий невозможность слезть с нефтегазовой иглы, инъекций которой становится все меньше.

В этих условиях элиты делают ставку на имиджевую составляющую власти и транслируют в общественное сознание лишенные реального содержания идеологемы типа «Не будет Путина – не будет России». Их цель - сформировать в обществе ощущение страха и показать «реального спасителя». А для этого требуется тотальный и безудержный пиар главы государства.

В посткрымский период Кремль не раз уже упрекал губернаторов в том, что они не должны пользоваться рейтингом Путина в своих региональных интересах. Активисты ОНФ, как верные мушкетеры президента в публичной политике, уже неоднократно упрекали губернаторов за траты на СМИ.

Если губернатор Самарской области Меркушкин заказывает в одном из федеральных изданий статью более чем за 5(!) миллионов рублей о том, как все хорошо в субъекте – попенять на это стоит. Или когда в глубоко дотационном Мурманске снимают фильм об успехах города за несколько десятков миллионов рублей. В таких случаях, естественно, пресекать растраты бюджета необходимо.

Но заинтересованы ли губернаторы и главы регионов в критике Владимира Путина? Очевидно, что нет, ведь всенародная поддержка президента опосредованно влияет и на рейтинги губернаторов, которые в общественном сознании воспринимаются как ставленники главы государства. И это можно считать одним из немногих политических достижений администрации президента, которое позволяет обеспечить социально-политическую стабильность.

Однако сейчас чиновники со Старой площади, похоже, пошли по другому пути. Дабы сохранить высокий рейтинг Путина в тяжелых экономических условиях, они решили в очередной раз разыграть схему «царь – хороший, наместники – плохие». Для этого в общественное сознание внедряются артефакты в виде различных исследований, в том числе и неоднозначных.

Авторы публикации в «Известиях» сообщают: «Компания «Медиалогия» проанализировала для «Известий» соотношение негативных и позитивных упоминаний региональными СМИ губернаторов и президента. Полученные данные показали, что медиа лояльнее относятся к местным властям, чем к президенту. Согласно статистике, предоставленной «Медиалогией» (количество упоминаний губернаторов и президента в СМИ 35 регионов с 1 января 2014 года по 30 апреля 2015-го), разница между негативными и позитивными сообщениями о главах регионов доходит до сотен раз».

В середине этого списка есть и Башкирия. Согласно результатам «Медиалогии» за первые четыре месяца этого года в республике зафиксировано 514 позитивных упоминаний президента России в СМИ и – 338 негативных. Непонятно, где такой негатив мог быть, но допустим, что это так.

Республиканские СМИ – такие же государственные, как и федеральные, поэтому там не забалуешь. Следовательно, никто из них дисбаланс в информационную политику, выстроенную по такому же жесткому принципу, что и вертикаль власти, вносить не позволит. Сегмент т.н. оппозиционных СМИ в республике предельно маргинализирован и насчитывает, после исчезновения МайданРБ, полтора сайта. Более того, у местных СМИ просто нет своих источников, для того чтобы подвергать Путина критике. Политических сил в республике, открыто оппонирующих Путину, в республике также нет.

Вывод напрашивается простой. Окружение Путина, контролирующее медиаресурсы и крутящиеся вокруг них миллиарды, пытается нагнуть глав и губернаторов и сделать их подконтрольным себе. Чтобы, понимаешь, всякие меркушкины не баловались и делали все централизованно, через одну кассу.

Кстати, практически все министры непопулярного в народе медведевского правительства уже проделали такую операцию с региональными элитами. В нынешней конфигурации они, как правило, звонят губернаторам и менторским тонам озвучивают свои требования. А мы потом удивляемся, что магазины и торговые центры у нас строят одни москвичи.

В политическом смысле такая излишне централизованная информационная политика приведет к снижению общественного доверия к главам и губернаторам. С одной стороны, Кремль объявил курс на замещение назначенных губернаторов выбранными, а с другой, их влияние стараются ограничить вертикальной информационной политикой.

Положительно на взаимоотношениях центра и регионов это точно не скажется. Если республиканские и областные СМИ будут лишены возможность формировать региональную идентичность, этот вопрос радикализируется, и получит сепаратистское звучание.

Александр КРАСОВСКИЙ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter