Уфа хочет научиться у Стамбула, как решать транспортные проблемы

Уфа хочет научиться у Стамбула, как решать транспортные проблемы

Уфа хочет научиться у Стамбула, как решать транспортные проблемы

4 июня 2012, 03:26
Политика
На минувшей неделе в Стамбуле завершились Дни культуры Республики Башкортостан. Они проходили в древнем Константинополе уже в седьмой раз. Мы уже рассказывали о башкирском сабантуе, собравшем тысячи зрителей в парке Мехмет Акиф Эрсой, успешном выступлении фольклорного ансамбля танца и песни «Мирас» и прошедшем при полном аншлаге спектакле башкирской труппы Национального молодежного театра имени Мустая Карима «Лавина» по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу.

Однако во время трехдневного праздника на берегах Черного и Мраморного морей между Башкирией и Турцией развивались не только культурные связи, но и экономические. В состав официальной делегации республики, возглавляемой вице-премьером правительства РБ Салаватом Сагитовым, вошел и глава администрации башкирской столицы Ирек Ялалов. Заметим, что Стамбул и Уфа являются городами-побратимами. Сити-менеджера прежде всего интересовали вопросы транспортной инфраструктуры бывшей столицы Римской, Византийской и Османской империй.

В этом смысле Уфе есть чему поучиться у побратима. В Стамбуле гораздо более разветвленная маршрутная сеть, нежели в башкирской столице, включающая автобусное и  трамвайное сообщения, автопоезда системы Metrobus, подземный фуникулер, сабвэй и легкое метро.

Но именно метробус вызвал у Ирека Ялалова наибольший интерес. По его словам, в Уфе необходимо развивать этот вид транспорта, поскольку помимо несомненного удобства для пассажиров возведение таких линий умеренно затратно и «обойдется в пять раз дешевле, чем строительство обычного метро».     

Линия метробуса в Стамбуле проложена по оживленному шоссе, идущему между восточными и западными окраинами города и проходящему через деловой центр. Ее длина — 43 километра. Сегодня на ней 33 станции, однако интенсивно идет строительство в направлении западных пригородов.

Метробус проходит по середине многополосной дороги, посадочные платформы расположены здесь же. Пассажиры попадают на них по надземным или подземным переходам. Многие станции, в основном, в центре города интегрированы с остановками других видов транспорта — обычных автобусов, метро и трамвая. Благодаря этому поездка по Стамбулу, раскинувшемуся в длину на 150, а в ширину на 50 километров, не вызывает затруднений.

Главным преимуществом метробуса является его полная изолированность на дороге от остальных видов транспорта. Полосы на всем протяжении линии не имеют никаких пересечений и выходов «наружу», кроме съездов в депо через тоннели под шоссе. Никто и нигде из обычных автолюбителей при всем желании не заедет на линию метробуса. Частота движения варьируется в зависимости от времени суток и в «часы пик» составляет не более полминуты. В подвижной состав входят специально адаптированные, сдвоенные или даже строенные (с двумя «гармошками»), очень комфортные, кондиционированные, низкопольные машины.

Наладить производство таких автобусов в Башкирии без труда мог бы «НефАЗ», тем более, что завод уже освоил выпуск многоместных «гармошечных» машин. Уфимцы видели такие машины на 69-м маршруте. А оператором метробуса в Уфе мог бы стать «Башавтотранс», способный на собственной материально-технической базе обслуживать обширный парк новых транспортных средств и содержать остановочные платформы.

Впрочем, и транспортники Стамбула кое-чему научились у «Башавтотранса». Три года назад городские власти внедрили и начали продвигать так называемые «электронные бумажники» - IstanbulKart, действующие по принципу транспортных карт крупнейшего башкирского автоперевозчика. Но и в этом направлении в Стамбуле пошли дальше Уфы, поскольку их «электронные бумажники» действуют на все виды государственного или муниципального транспорта – автобусы, трамваи, метро и фуникулер, за исключением, разумеется, частных «маршруток».

В сочетании с другими видами общественного транспорта метробус с огромным пассажиропотоком (а в мегаполисе проживают свыше 12 млн жителей, плюс к этому 6 млн туристов и гастарбайтеров) справляется великолепно.

Впечатлившись увиденным, Ирек Ялалов уже предположил, где в башкирской столице могут проходить линии метробуса. По его словам, в качестве первого варианта можно рассмотреть строительство коридора либо в створе существующего проспекта Октября, либо в направлении от городского Дворца культуры и вдоль зеленой зоны парка имени Гафури с выходом в центр. Также, по мнению сити-менеджера, линию метробуса можно проложить и по проспекту Салавата Юлаева после завершения строительства его второй очереди.

В любом случае уфимские транспортные специалисты намерены в ближайшем будущем посетить Стамбул еще раз, чтобы изучить опыт города-побратима в этом направлении более подробно.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter