Posted 4 мая 2014,, 15:27

Published 4 мая 2014,, 15:27

Modified 10 ноября 2022,, 18:47

Updated 10 ноября 2022,, 18:47

Спецкор ВГТРК Азамат Салихов: «В Донецке люди понимают, что наступил «край»

4 мая 2014, 15:27
Трагедия в Одессе, где радикалы, поддерживаемые новой киевской властью, заживо сожгли 46 мирных жителей, заставила сопереживать жителям Украины даже тех, кто до недавнего времени скептически относился к политическим играм в соседнем государстве. Что на самом деле происходит на незалежной и как получилось, что соотечественники вдруг начали испытывать такую ненависть друг к другу? Подробности происходящего на Украине нам рассказал специальный корреспондент ВГТРК Азамат Салихов, сегодня вместе с оператором Сергеем Шелепиным освещающий события в Донецке.

- После того, что произошло в Одессе – в остальных городах юго-востока люди в шоке, - говорит Азамат Салихов. – Они понимают, что завтра подобное может случиться с ними. После одесских событий ополченцы Донбасса объявили всеобщую мобилизацию и на площадях собираются все, кто не хочет оказаться на месте замученных одесситов. Разговаривал на улицах с прохожими – все они, включая женщин и детей, готовы противостоять боевикам.

По словам Салихова, ополченцы – обычные жители Донецка, которые в экстремальной ситуации готовы пожертвовать жизнью и здоровьем, «сознательно готовы идти на смерть, чтобы жить спокойно».

- Эти люди не требуют ничего противоестественного, - говорит он. – Они намеревались провести референдум, они избрали собственного губернатора, они требуют соблюдения своих прав, таких, как сохранение русского языка. Но вместо того, чтобы выслушать свой народ, киевские власти решили задавить людей танками.

Как утверждает собственный корреспондент ВГТРК, боевики «Правого сектора» получили от украинских властей не только карт-бланш на уничтожение всех несогласных с новым режимом, но и настоящее вооружение.

- Они передвигаются на американских бронетранспортерах марки «Хаммер», хорошо экипированы, получили статус гражданской армии и не гнушаются никакими методами, - объясняет Азамат. – Несмотря на то, что в Донецке сегодня нет пока военных действий, боевики ведут зачистку, вычисляя лидеров ополченцев, выслеживая и бросая их в машины, увозят в неизвестном направлении, а то и расстреливают на месте.

По события в Краматорске и Славянске Салихов рассказал, что там идут настоящие бои с переменным успехом – войска то заходят в город, то их вытесняют ополченцы.

- Неужели обычные граждане могут воевать с регулярной армией?

- Надо понимать, что на сторону ополченцев перешли многие силовые подразделения милиции, а также военные части, командиры которых не хотят стрелять в собственный народ. А то, что происходит сегодня не поддается никакому здравому объяснению – если бы не было убитых и раненых мирных жителей, можно было бы говорить о том, что Украина защищает собственную территорию. Но когда убивать население идут регулярные войска, здравый смысл заканчивается и все это превращается в геноцид собственного народа.

- Насколько правда, что беспорядки инициированы Россией?

- Именно эти утверждения особенно возмущают тех, кто пришел в народное ополчение, потому что люди искренне недоумевают откровенными подтасовками фактов, такими как, например, что сторонники федерализации с подачи российской ФСБ сами забросали себя бутылками с зажигательной смесью в одесском доме профсоюзов. Хотя на видео отлично видно, кто на самом деле является поджигателями и кто ведет прицельный огонь по людям, выбравшихся на карнизы, чтобы глотнуть воздух. Это все те же хорошо экипированные боевики «Правого сектора». И все прекрасно понимают, что агрессивно настроенные молодчики готовы на любые силовые акции. Тем более, что и.о. президента страны Турчинов объявил набор в национальную армию, предпочтение отдается юношам из западной Украины, где ненавидят русских и все русское, а новобранцев заставляют заполнить анкеты с вопросом, готовы ли они стрелять в женщин и детей.

Телевизионщик считает, что разговоры о том, что Россия во всем виновата, выгодны украинским правителям, которые пришли к власти с помощью государственного переворота.

- То же самое было в Грузии и в Южной Осетии, мировое сообщество твердило, что происходящее – происки России, - говорит он. – В случае, если удастся убедить международных наблюдателей в агрессии соседнего государства, тогда нынешней власти Киева простят пролитую кровь и беззаконие.

Азамат полагает, что дальнейшие события прогнозировать невозможно.

- Люди очень надеялись на помощь России, но с каждым днем надежда, что Москва вмешается, тает, - признается он. – Хоть Путин и оставил за собой право ввести войска на территорию Украины, но, похоже, международные нормы связывают его по рукам, и люди понимают, что они остались один на один с агрессорами, которым потакает местная власть и могут надеяться только на самих себя. Особенно после того, как увидели, что в Одессе милиция не сделала никаких попыток спасти заживо горящих и расстреливаемых людей. Поэтому они и готовы жертвовать жизнью, а в случае, если народное ополчение раздавят, уйдут в подполье.

Азамат Салихов считает, что «эта история началась не сегодня».

– Меня поражает животная, даже звериная ненависть, которую испытывают западные украинцы к населению юго-востока, - говорит он. - На юго-востоке Украины всегда жили люди, которые считали себя русскими и за это последние двадцать лет подвергались гонениям и унижениям. А сегодня, когда их называют колорадскими жуками и террористами, это выплеснулось в такое противостояние.

- Насколько опасно находиться в Донецке?

- Это очень красивый город, особенно весной – здесь вовсю цветут розы и тюльпаны, разбиты прекрасные парки. Пока город живет своей жизнью – работают магазины, гуляют люди. Но через 50 метров – уже война. Баррикады в центре, административные здания контролируются ополченцами – недавно они заняли телецентр и восстановили вещание канала «Россия-24». Но все прекрасно понимают, что в любой момент все может измениться. Недавно толпа разгромила резиденцию назначенного киевской властью губернатора Таруты – разграбили его драгоценности. Также недавно было нападение на здание местной службы безопасности Украины – били стекла, топтали оргтехнику. Когда уже пролилась кровь, договариваться с толпой невозможно. Вообще, Донецк – город, где очень крепкая рабочая кость: здесь живут шахтеры, которые ежедневно рискуют жизнью и они могут стать очень серьезной силой. Но пока донецкие шахтеры свое слово не сказали – все шахты принадлежат местным олигархам и на рабочих, которые платят кредиты, давят, стращают потерей работы. Но, мне кажется, что после одесских событий в Донецке все понимают, что дальше – только край и бояться уже нечего.

"