Posted 4 мая 2010,, 12:00

Published 4 мая 2010,, 12:00

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

Участник Курской битвы Николай Морозов: «Мы выжили в танковой мясорубке»

4 мая 2010, 12:00
Курская битва – одно из ключевых сражений Великой Отечественной. Этот бой продолжался 49 дней с 5 июля по 23 августа 1943 года и переломил ход войны в пользу Советского Союза. На самом деле битву на Курской дуге запланировали противники – немецкие генералы разработали операцию, названную «Цитадель». Они надеялись провести танковые удары со стороны Орла и Белгорода, чтобы в районе Курска окружить войска Центрального и Воронежского фронтов советской армии. Но у врагов ничего не получилось – советские войска сумели перейти от обороны в наступление.

Но после окончания сражения на Курской дуге германское командование утратило возможность проводить стратегические наступательные операции, а советы вышли на позиции для наступления на Днепр.

- Во время этих боев мы переживали страшное нервное напряжение, - вспоминает участник Курской битвы полковник в отставке Николай Морозов. – Приносят еду, а солдаты съедят по ложке и больше не хотят. Организм на фоне стресса отказывался принимать пищу и даже фронтовые 100 грамм не помогали.

Очевидцы вспоминают Курскую битву как «железную мясорубку», где сходились в жестоком бое огромное количество танков.

Две танковых армады

Сошлись гремящим адом,

И эхо битвы свято

Промчится сквозь века...

Все было ранней ранью,

Врага в бою тараня,

Согнула в рог бараний

Курская дуга. – вспоминает ветеран строки из песни.

Николай Морозов на Курской дуге оказался в качестве командира артиллерийского взвода. Немецкое командование бросило на операцию «Цитадель» всю военную технику, которая имелась в распоряжении Германии и задача взвода Морозова была отражать танковые атаки.

- Наша дивизия имела около 70 орудий и прикрывала целую армию, - рассказывает Николай Морозов. – До наступления мы отвечали за сохранность аэродромов. Наш полк стоял под Прохоровкой, прикрывая самолеты, которые вели разведку в районе Харькова.

Николай Михайлович стал свидетелем жесточайшего и крупнейшего в истории встречного танкового сражения под Прохоровкой, где на одном поле сошлись лоб в лоб 1200 железных машин.

- Если вы видели поле после уборки урожая, где на небольшом расстоянии друг от друга стоят сметанные копны, - столько на поле было танков, - вспоминает г-н Морозов. – И всю зенитную артиллерию поставили против танков, потому что только зенитки могли пробить броню. Мы попали не в первый эшелон – во второй. В первом оказались два полка, один из них сильно пострадал: танки раздавили батарею.

По словам Морозова сначала немец активно наступал.

- Наша пехота отступает, идут мимо нас, все подавлены, гимнастерки мокрые, без пилоток, без оружия и просятся: «Возьмите нас на батарею», - говорит ветеран. – А мы не можем их взять, поскольку сами находимся в очень тяжелом положении. У нас всего четыре орудия, а нам навстречу едет 40-50 танков противника. Казалось, нам конец, но тут как из-под земли появляется одна батарея, вторая батарея, наверное, дивизиона два и открывает шквальный огонь по «Тиграм». Полчаса вообще ничего не было видно – все в дыму, я полагаю 400-500 ракет только наши «Катюши» выпустили. Оказывается, это заработали замаскированные орудия – наша батарея была отвлекающей фашистов от настоящих целей. Как только с нашей стороны раздался такой залп, настроение поднялось, поле черное все, а танки стали отходить назад, видимо наше наступление здорово ошеломило немцев.

Как рассказывает Николай Михайлович, у вражеских войск была сильная связь между подразделениями, потому что как только танки отступили, тут же налетели немецкие бомбардировщики, желающие уничтожить орудия, так мешающие их технике.

- Как они нас бомбили, вы представить не можете, - восклицает ветеран. - Заходят один за другим 40 самолетов, а спрятаться негде – мы в чистом поле. Но сумели выжить и в такой мясорубке и потом прикрывали зенитными орудиями танковую армию Ротмистрова.

После сражения под Прохоровкой советские войска стали активно наступать, переломив ход войны.

Николай Морозов был ранен под Белгородом, когда его взвод накрыл шестиствольный миномет, задев 15 человек. Но поправившись участвовал в боях за Харьков, Днепр, под Корсунь-Шевченским окружением на Украине, под Яссами, а закончил войну в чехословацкой Быстрице 12 мая.

Полина ЮЛИНА.

"