Posted 4 мая 2010,, 12:06

Published 4 мая 2010,, 12:06

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

Медаль «За боевые заслуги» помогла выжить ветерану из Сибая

4 мая 2010, 12:06
Роковые сороковые ветераны вспоминают с горечью и болью в сердце. Многие из них неохотно говорят о военных годах. Когда ветеран Великой Отечественной из Сибая Василий Плисс смотрит фильмы о войне, не может сдержать слез. - Такие просмотры даются Васе очень тяжело, - признается супруга ветерана Анна Алексеевна. – Сидит и вытирает украдкой глаза. Когда начинаешь расспрашивать, что его так расстроило, лишь отвечаешь: «В кино не все показывают, на фронте было гораздо страшнее…»

«Воевать нас война научила»

Василий Захарович чудом выжил в кровавой военной мясорубке. Один из таких необыкновенных случаев его часто просят рассказать родные и знакомые, хотя знают эту удивительную историю наизусть. На фронт Василия Плисса призвали в 1942-м. Из родной деревни Сызрановка Баймакского района его доставили в Алкино, откуда отправили в Смоленск.

- Ждать, пока мы получим военные навыки, никто не стал: всему война научила, - вспоминает 86-летний ветеран. – Служил я в противотанковом полку, истреблял немецкие машины, за что получил свою первую медаль «За боевые заслуги», которая, как вскоре выяснилось, была мне жизненно необходима. Как-то с утра нас построили всем отрядом. Никто и не подозревал, что за нами следит снайпер. В один момент я почувствовал острую боль в груди, потом будто обожгло: игла застежки награды впилась в кожу.

Оказалось, что фашистская пуля попала прямо в медаль. Теперь я храню свою спасительницу в специальной шкатулке. Гости часто просят достать ее, долго вертят в руках, удивляются и шутят насчет снайперской точности.

Чудом спасшегося солдата еще ожидало немало испытаний судьбы.

- Едва мы успели освободить Смоленск от фашистов, как попали в серьезную передрягу. Малознакомый командир, как потом оказалось, работавший на фашистов, решил нас заманить в ловушку. Немецкие солдаты обычно окапывались либо на горе, либо на опушке леса, опасаясь партизан, но на этот раз затаились в болотах. Мы пошли в наступление и попали буквально к ним в руки. Старший лейтенант предложил бежать, пока негодяи не начали скармливать нас собакам, что было обычным делом. Потому изо всех сил старались выбраться из плена. Спастись мне помогла вера в Бога, хотя коммунистам это запрещалось. Ближе к закату я со своими товарищами по несчастью начал ползти. Было опасно, ведь периодически они пускали ракеты, освещавшие все вокруг. О тех, кто остался в плену, нам ничего неизвестно, но они сами предпочли остаться.

Ветеран брал Кенигсберг, воевал в Японии и Китае.

- В Маньчжурии было очень жарко, ездить днем было невозможно: машины вскипали. Помню, как на мою каску упал чугунный осколок ракеты. Только успел почувствовать, что голова у меня отрывается, и тут же потерял сознание. Но каска спасла: только деформировалась, а на темечке осталась характерная вмятина. С тех пор мучаюсь головными болями.

Гитлер капут

Весть об окончании войны для стоявшего на посту в ночь с 8 на 9 мая Плисса стала полной неожиданностью. Внезапно в небе он увидел десятки ракет и услышал радостные крики: «Война кончилась! Гитлер капут!». Чувство непередаваемого восторга переполнило его сердце.

- Из пяти солдат, призванных в армию из нашей деревни, домой вернулся один я, - вздыхает Василий Захарович. – Когда вошел в дом, мама чуть в обморок от радости не упала. Начали приходить соседи, спрашивали, видал ли я их сыновей. Сказать было нечего…

Василий Плисс, с детства привыкший к работе, тут же начал трудиться в колхозе. В детстве отец брал его на уборку урожая, поскольку он был старшим ребенком в семье. Родители растили еще семерых детей.

- После войны легче не стало: было очень голодно. Бывало, утром придет бригадир, стучит в окно: нужно выходить на работу. Но никто не спрашивал, ел я сегодня или нет. Хлеба не давали, а заставляли выполнять самую тяжелую работу. Так и жил, пока не переехал в Сибай, где устроился на медно-серный комбинат шофером, возил с карьера руду. На права выучился еще в армии. Позже перешел в Сибайское автотранспортное предприятие, где трудился вплоть до пенсии. Получается, что более сорока лет проработал водителем.

С будущей супругой Василий Захарович познакомился в Магнитогорске, где она жила вместе с его сестрой Фаиной. Однажды Анна пришла с работы и увидела огромные мужские ботинки, чему очень удивилась.

- Помню, Фаина подбежала ко мне и говорит: «Аннушка, я решила тебя за Васю сосватать!», - вспоминает Анна Алексеевна. – Дед с бабкой, у которых мы жили, тут же наготовили картошки, будущая золовка вытащила вина и начала меня нахваливать. А я про себя все думала: как же к нему поеду, ведь у меня же даже вещей нет, из деревни приехала в одних тапочках да в платье. Так что я жениху отказала.

Но Василий Захарович не стал отступать: на следующий день снова приехал к Анне домой и сделал предложение: «Анка, пойдем регистрироваться!». Так вместе они живут уже 56 лет. Супруги вырастили пятерых детей: Владимира, Любовь, Александра, Михаила и Ольгу.

- Все дети тоже работали в Сибайском АТП, - замечает Василий Захарович. - Люба трудится в филиале «Башавтотранса» больше 30-ти лет. Предприятие очень помогает: выделило нам с супругой квартиру, а в прошлом году сделали в ней ремонт. Хотя сейчас мы живем в частном доме. А летом приезжает целая бригада из девяти внуков и двух правнуков, которые копаются в огороде, помогают по дому.

Айгуль ХАФИЗОВА.

"