Posted 4 апреля 2015,, 18:16

Published 4 апреля 2015,, 18:16

Modified 10 ноября 2022,, 18:43

Updated 10 ноября 2022,, 18:43

Учитель гимназии № 93 Александр Столяров: «Уфе нужна физико-математическая школа»

4 апреля 2015, 18:16
В ближайшее время станут известны имена победителей олимпиады «Покори Воробьевы горы!», финальный этап которой шестой год подряд проводится в башкирской столице на средства Благотворительного фонда «УРАЛ». Профессорско-преподавательский состав МГУ имени М.В. Ломоносова не раз отмечал, что год за годом значительная часть победителей и призеров сложных интеллектуальных соревнований, проводимых главных вузом страны, приходится на учеников одних и тех же региональных школ. В Уфе лидером олимпиадного движения по физике и математике традиционно считается гимназия № 93.

В свое время ее окончили победители олимпиады «Покори Воробьевы горы!» прошлых лет Степан Комков и Вячеслав Назаренко, которые учатся сейчас на механико-математическом факультете МГУ. Подобный успех – заслуга не только самих ребят, но и тех, кто их учил. Руководству гимназии удалось собрать в одном коллективе талантливых специалистов, в числе которых и лауреат всероссийского конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование» Александр Викторович Столяров. В этом году он отмечает 20-летие педагогической деятельности.

Гены математика

Математикой будущий наставник молодежи увлекся еще на школьной скамье, а в 1990 году поступил на математический факультет Башгосуниверситета. Пока учился в вузе, не предполагал, что свяжет свою судьбу со школой. Все решила педагогическая практика на старших курсах. Учитель математики школы № 42 Нина Васильевна Медведева показала зеленым студентам всю креативность и красоту педагогической профессии.

– Может быть, при выборе сыграло свою роль и то, что профессия педагога у меня в генах, - рассуждает Александр Викторович. – Мой прадед был смотрителем гимназии в Томской области, дед Григорий Трифонович Янко – директором средней школы, мама и бабушка тоже учительствовали. Так получилось, что примерно в одно время в нашу гимназию, в то время она называлась средней экспериментальной школой, пришли работать неравнодушные люди. Руководство школы поступило дальновидно, взяв курс на достойные кадры именно по физике и математике. Потому что для тех, кто знает физику и математику, другие предметы никаких проблем не составляют.

В 2013/14 учебном году гимназия № 93 второй год подряд вошла в подготовленный при содействии Минобразования России перечень ТОП-500 школ, продемонстрировавших высокие образовательные результаты. Также гимназия попала в список ТОП-200 школ, формирующийся по количеству предметов, по которым имеются победители и призеры олимпиад, и в список ТОП-100 школ, обеспечивающих высокий уровень подготовки в области математики и по физико-математическому, физико-химическому и индустриально-технологическому (информатика и ИКТ) профильным направлениям. При формировании этих списков учитывались результаты ЕГЭ и олимпиад по профильным предметам. Стоит отметить, что в последние четыре списка кроме гимназии №93 не вошло больше ни одно образовательное учреждение Уфы.

– Это очень престижный показатель, - рассказывает Александр Столяров. - В гимназии работают очень сильные учителя, в городе их можно пересчитать по пальцам. У нас столько олимпиадников, что мы не успеваем обновлять списки на доске почета в школе, причем ребята становятся призерами не только по физике и математике, но и по химии, английскому, немецкому языкам, обществознанию. Кстати, призовые места ниже уровня республики мы не считаем, в нашей гимназии такие награды – дело привычное.

По мнению Александра Викторовича, в том, что большой процент профессионалов высокого уровня сосредоточен в одной гимназии, есть и плюсы, и минусы.

– Если бы у меня были возможности, я бы организовал в Уфе хотя бы одну физико-математическую школу российского уровня, чтобы талантливые дети не были распределены абы кто куда, - говорит педагог. – Такая школа не должна быть закреплена за микрорайоном. Еще одна мечта – чтобы школьные учителя получали не среднюю зарплату, а работали на ставку. Сегодня педагогам, для того чтобы заработать себе на жизнь, приходится брать на себя много дополнительной нагрузки.

Зарядка для мозгов

Практически наполовину списки региональных победителей школьных олимпиад первого уровня состоят из учеников 93-й гимназии и 153-го лицея Уфы. Успех своих воспитанников на олимпиадах педагог объясняет просто: ребятам интересно решать сложные задания и добиваться результатов, а ему приятно видеть, как ученики растут на «живом» материале.

– В олимпиадах первого уровня, это и «Покори Воробьевы горы!», и «Ломоносов», наши ребята участвуют практически целыми классами, – рассказывает педагог. – У выпускников олимпиадная стезя начинается с сентября, а дальше не продохнуть. Подготовка к такого рода состязаниям – большой труд, но в итоге у ребенка развивается левое полушарие, которое отвечает за логику. «У логики нет выбора, она должна быть математической», - сказал когда-то философ математики Курт Гедель. Так и есть. Конечно, можно развивать аналитические способности разными способами, даже смотря фильмы, читая книжки, но это очень редко приводит к заметным результатам, потому что уметь анализировать текст или фильм – тяжкая работа. Проще всего тренировать мозги, решая математические задачи. Я уже не говорю о том, что современные дети в большинстве своем реалисты, которые четко понимают, что участие в олимпиадах дает свои бонусы.

Правоту слов педагога подтверждают итоги общенациональной олимпиады школьников «Покори Воробьевы горы!», заключительный этап которой в башкирской столице проводится шестой год подряд на средства Благотворительного фонда «УРАЛ».

Так, в 2012 году ученик Александра Столярова Степан Комков стал абсолютным чемпионом олимпиады «Покори Воробьевы горы!»: парень единственный в России получил тогда сто баллов по математике. А уже в 2014 году максимально возможные 100 баллов по математике во всей России смогли набрать уже восемь выпускников, при этом трое из них — уфимцы Анастасия Корнилова, Алиса Семенова и Вячеслав Назаренко. Все они — также из этого же среднего общеобразовательного учреждения.

Всего же в прошлом году из теперь уже знаменитой уфимской гимназии № 93 в число победителей и призеров олимпиады «Покори Воробьевы горы!» вошли девять математиков. Каждому из них и еще 15 победителям из разных городов и районов Башкортостана Благотворительный фонд «УРАЛ» вручил планшетный компьютер последнего поколения. Благотворители уверены: такой подарок будет полезен будущим студентам.

Кроме того, олимпиада носит социальный статус – всем талантливым детям без исключения оплачивают дорогу, а также питание и проживание, как и их сопровождающим. Причем республика принимает у себя не только башкирских ребят, но и школьников со всего Урала и Поволжья и даже Сибири. Так что «путевка в университетскую жизнь» доступна любому ученику - как столичному жителю, так и школьнику из глубинки: были бы желание и способности. Все эти расходы по пребыванию олимпиадников в Уфе берет на себя Благотворительный фонд «УРАЛ», где отлично понимают, что в будущем эти вложения окупятся сторицей – сегодня в Уфе формируется интеллектуальная элита.

Олимпиаду «Покори Воробьевы горы!» одной из самых престижных и полезных в России считает и Александр Викторович.

– То, что ее курирует МГУ, это уже знак качества, - говорит он. - Мне нравится, как университет проводит политику отбора студентов. Такая в хорошем смысле этого слова целенаправленная агитация, конечно, приносит свои плоды. В этом году у меня заканчивают школу два брата-близнеца Артур и Альберт Валиуллины. Они с девятого класса говорили, что будут поступать только в МФТИ, а сейчас задумались, может, и правда стоит пойти в МГУ. Так что точечная политика работы с лучшими учениками приносит свои плоды. К сожалению, многие вузы, в отличие от МГУ, которые раньше были в числе ведущих, на глазах угасают.

За примерами историй успеха своих ровесников - победителей олимпиад - ученикам гимназии далеко ходить не надо. У всех на слуху имена старших товарищей, которые благодаря победе в престижном конкурсе учатся в лучших вузах страны.

Ни для кого не секрет: сегодня, чтобы дать ребенку достойное образование, родителям порой нужно вложить в него целое состояние. Поэтому Советом Благотворительного фонда было принято решение взять под свою опеку проект «Покори Воробьевы горы!». Вкладываясь в образование, помогая талантливым ребятам найти свой путь в жизни, фонд «УРАЛ» работает на будущее республики.

Итоги всероссийской олимпиады «Покори Воробьевы горы!» подведут в Москве 26 марта. На награждении самых талантливых детей России будут присутствовать и участники башкирского интеллектуального состязания – их имена огласят на самой церемонии. Будем надеяться, что уфимцы вновь покажут самые высокие результаты.

Мужская профессия

Недавно родную гимназию № 93 посетил победитель олимпиады «Покори Воробьевы горы!», а ныне студент мехмата МГУ Степан Комков. В свое время парень сомневался, стоит ли воспользоваться возможностью, которую дала победа в олимпиаде, или попытать счастья на вступительных испытаниях в другой вуз, а сейчас ему так нравится учиться в МГУ, что он всех агитирует поступать именно туда.

– Я знаю, что на первом курсе Степе пришлось тяжеловато, вместе с ним училось много москвичей, которые уже в школе изучали вузовскую программу, - рассказал Александр Викторович. – Он переживал, что кто-то знает предмет лучше, чем он. Но когда началась дискретная математика, оказалось, все не так страшно. И если другим студентам она была не всегда понятна, то Степа знал все, мы ее в пятом классе проходили. А наш Слава Назаренко стал настоящей звездой факультета, на него приходят посмотреть ребята с других курсов. Я знаю, что Слава и Степа очень тепло отзываются на факультете о наших учителях – Андрее Леонидовиче Фуфачеве, Татьяне Михайловне Жиляевой, Маргарите Аграфовне Яксиной.

Говорят, что учитель – это женская профессия. С таким утверждением Александр Столяров в корне не согласен.

– Профессия учителя первоначально была мужской, - говорит он. – Давно замечено, что учителей-мужчин дети больше слушают, особенно девочки. Труд учителя, если работать честно и не халтурить, тяжелый. Наша работа дает много радости, но и забирает много физических сил и эмоций. Обидно, что отношение к профессии в какой-то момент изменилось не в лучшую сторону, причем это касается не только зарплаты. Если раньше меньше чем школьный учитель получали только медсестры, то сейчас зарплата стабилизировалась на определенном уровне, хотя не сказать, что она высокая. С другой стороны, если ты хороший специалист, то будешь востребован. Наша гимназия в городе очень популярна - за партами по тридцать два человека сидит.

Как уверяет педагог, не всегда можно сразу разглядеть талант ученика. Иногда ребенок, который не подавал больших надежд, повзрослев, раскрывается как перспективный, но бывает и наоборот.

– Результат – это 10 процентов таланта и 90 процентов труда, - считает он. – Мы не раз видели очень перспективных детей, которые, к сожалению, по разным причинам не смогли себя проявить. Часто роковую роль в этом вопросе играют семейные обстоятельства. Важно, чтоб родители передали детям понятие того, как правильно надо работать, научили их отвечать за свое дело. Но бывали и другие случаи, когда ученик раскрывался на выходе из школы, а до этого учился на довольно среднем уровне. Могу сказать одно: любому самородку нужен достойный педагог.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"