Posted 2 ноября 2006,, 22:46

Published 2 ноября 2006,, 22:46

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Камил Маматказин: «За правдой хожу в народ»

2 ноября 2006, 22:46
Свой профессиональный праздник, День автомобилиста, он встретил на рабочем месте. Как, впрочем, и многие другие выходные дни. Камил Маматказин – руководитель большого хозяйства, за которое, как признается, «сильно болеет душой». - А как же иначе? – удивляется он. – Для меня важно возродить не только былую славу «Башавтотранса», но и престиж профессии водителя. Впрочем, наверное, многие жители республики уже заметили, что водители «Башавтотранса» разительно отличаются от других драйверов. Шоферы одеты как «лондонские денди» - в белые рубашки и галстуки. - Тяжело было заставить водил ежедневно надевать парадную форму? – спрашиваем у главы государственного предприятия «Башавтостранс» Камила Маматказина.- Конечно, не все сразу приняли новую форму одежды, - улыбается он. – Кто-то говорил, что в жизни галстука не носил, кто-то боялся запачкать рубашку. Но очень скоро водители сами поняли, что внешний вид положительным образом влияет на пассажира, и теперь даже гордятся своим новым «обмундированием».

Чем платит пассажир

И действительно, государственные автобусы выезжают на линию чисто вымытые, да и в салонах не найдешь ни пылинки. «Башавтотранс» приобрел только в этом году для Уфы 258 новых «НефАЗов». На междугородних маршрутах уже катаются 33 суперсовременных «Мерседес Бенц Спринтер» и семь «Мерседес Туризмо», оснащенных двигателем «Евро-3».

- Когда мы закупали новые автобусы, то очень боялись вандалов, - рассказывает Камил Каримович. – Думали, как оборудовать сиденья специальными чехлами, чтобы их не резали, как спасти обивку в салоне. А когда машины вышли на маршруты, выяснилось, что спасать их не надо. Пассажиры начали бережно относиться к нашим автобусам, вероятно, в благодарность за то, что мы стараемся заботиться об удобстве пассажиров.

Кстати, в автобусах «Башавтотранса» можно не только с комфортом прокатиться, не боясь запачкать одежду, но и увидеть новости по телевизору. Каждое авто не только оборудовано переносной телетехникой, передачи для уфимских пассажиров записываются специально.

- Уфимцы жалуются, что новые автобусы ходят только по центральным улицам, а на окраины идут старые «Икарусы».

- От «Икарусов» мы будем постепенно избавляться, - говорит Маматказин. – Это настолько устаревшие машины, что выгоднее их сдать в металлолом, чем постоянно ремонтировать. А насчет того, что хорошие авто ездят по центральным улицам… Не все сразу. Есть лицо города, которое должно выглядеть привлекательно для гостей, но со временем, не оставим в небрежении и окраины. Собираемся закупать низкопольные «НефАЗы», собранные по голландской технологии. Эти машины не только удобны для пассажира – войти в салон можно прямо с поребрика остановки, но и экологически чистые.

- Разве выгодно заменять весь парк?

- Мы для себя выяснили, что новую машину нужно эксплуатировать в течение трех-четырех лет. Дальше - не экономично, а потому решили, что автобусный парк должен обновляться постоянно. Тем более, что для передвижения горожан удобен большой автобус – на подножку легко подняться и пожилым людям, в такой машине не порвешь платье, легко внесешь внутрь большую сумку, а самое главное – риск для пассажира при аварии снижается во многие разы. Поэтому и от малогабаритных машин мы тоже будем отказываться. Главное – удобство для населения, ведь если мы начинаем уважительно относиться к пассажиру, он нам платит тем же.

Маматказин, при всей своей загруженности – еще и депутат Курултая. Недавно башкирские парламентарии внесли поправки в Госдуму России в «Кодекс об административных правонарушениях». По мнению депутатов, безбилетный проезд должен караться намного серьезнее – штрафом до 20 минимальных окладов.

- Вы как голосовали? – интересуемся у Камила Каримовича.

- «За», конечно, - говорит он. – На западе, насколько мне известно, человек, попавшийся на безбилетном проезде, теряет возможность брать кредиты на машину, квартиру. Фамилия «зайца», как неблагонадежная, заносится в его кредитную историю, мол, раз решил сэкономить на малом, где ему доверить большие суммы? У нас же проезд стоит семь рублей, штраф – 10. Наказание не соразмерно с нарушением, а потому, наверное, по 600 фальшивых проездных в месяц изымаем. Наши контролеры хорошо научились распознавать подделки.

Куда идет машина

Камил Каримович – директор уникальный. Во всей России осталось лишь два государственных предприятия, занимающихся пассажирскими перевозками – «Башавтотранс» и «Мострансавто» в Московской области.

- И в том, и другом случае, это решения глав регионов, - объясняет Маматказин. – Немногие в стране задумывались, что государственный транспорт – это еще и социальные гарантии для населения. Мы очень благодарны президенту Башкортостана Муртазе Губайдулловичу Рахимову. Этот человек обладает даром предвидения и житейской мудростью, ведь именно руководитель республики посчитал необходимым сохранить государственные пассажирские перевозки. Во всех регионах, где транспортные предприятия оказались приватизированы, народ потерял не только льготы на проезд, но и качество обслуживания пассажиров и даже остался без средств передвижения в отдаленных районах. А у нас только в Уфе ежедневно 400 автобусов выходят на 41 социальный маршрут и везут небольшое количество людей по дорогам, куда частник никогда не придет из-за нерентабельности. В республике таких «неинтересных» для других перевозчиков маршрутов – 181. 40% наших пассажиров – льготники, которые приобрели проездные билеты с большой скидкой. Кроме того, грузовые автомобили «Башавтотранса» в страду незаменимые помощники колхозникам, в этом году на уборке урожая работало 270 машин, наши автобусы развозят в школы сельских ребятишек…

Сам Маматказин с определением уникальности своей должности не соглашается.

- Я стараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы предприятие нормально функционировало. Моя задача – оправдывать доверие президента. Не каждому дается такая поддержка, значит необходимо быть на высоте.

«Все зависящее» - это работа по 18 часов в сутки, свет в кабинете директора горит до 10, а то и до 11 вечера, а в восемь утра он уже проводит первую планерку.

- Ваша семья как относится к такому образу жизни?

- Жена уже привыкла, - смеется Камил Каримович. – Она понимает, что для меня важно, чтобы со сложным механизмом «Башавтотранса» все было в порядке. Думаю, и дочери с ней соглашаются.

Камила Маматказина можно назвать настоящим фанатом своего дела. Он окончил челябинский автотранспортный институт, и, прежде чем дорасти до директорского кресла, прошел все ступени профессии. Начинал как автомеханик, потом стал мастером, главным инженером, потом руководителем Мелеузовского АТП…

- Мне с детства нравился запах бензина, солярки. Нравилось возиться в гараже, ремонтировать машины, - вспоминает он. – Раньше профессия водителя была престижной, тогда механик был действительно механиком, и мог собрать и разобрать свой автомобиль с закрытыми глазами. Раньше водитель на свою машину молился, и если получал прокол в правах, это было равносильно лишению жизни. Такие люди делали все, чтобы пассажир был в безопасности. Сейчас, к сожалению, профессия вырождается, а хочется, чтобы не было в ней случайных людей.

В институт Камил Маматказин поступил со второй попытки. Провалившись в первый раз, пошел работать грузчиком и на следующий год все-таки одолел вуз. По словам Камила Каримовича, им двигала хорошая злость и желание доказать окружающим, что он чего-то да стоит.

- Мой отец считал, что нет смысла стремиться к высшему образованию, профессия комбайнера тоже интересная и почетная, - рассказывает г-н Маматказин.

- Все мальчишки в советское время мечтали полететь в космос…

- А я никогда не мечтал, - признается он. – Все мои мечты были связаны с автобусами и машинами. Я транспортник по призванию, иного для себя никогда не видел. Мне и сейчас интересно, все, что я делаю, но хочется добиться идеала.

Нам любые дороги дороги

Гендиректор тратит время на разработку новых маршрутов, чтобы и для населения дорога стала привлекательной, и перевозчику выгодной. Оказывается, у транспортников есть свой сленг, автобусы здесь не ездят, а «ходят», и Маматказин на каждой линии ищет вариант, чтобы машина проходила свой путь с меньшим износом, но зарплата у водителей при этом не падала, а пассажиры оставались довольны расписанием. Наверное, в экономических расчетах трудно прийти к определенному балансу, однако гендиректору «Башавтотранса» это удается. Чего стоит последняя акция предприятия, когда на междугородних рейсах в Стерлитамак, Мелеуз, Кумертау, стоимость билета упала на 50 процентов! Оказалось все просто: Маматказин пустил автобусы по прямой, теперь пассажир может добраться до нужного пункта на этом направлении, не заезжая во все города на ветке, как это было раньше. И люди довольны – цена билета дешевле, путь короче, время поездка занимает меньше. И предприятие выиграло, сэкономив на бензине и амортизации, но, не потеряв ни одного пассажира.

Немногие так разбираются в работе, как дипломированный специалист, который всю сознательную жизнь проработал в автотранспортном предприятии.

- Рынок ставит свои задачи, решать которые в советском вузе не учили, - интересуемся у Маматказина, как удается «Башавтострансу» в конкурентных условиях оставаться лучшей транспортной компанией.

- Не учили, - соглашается Маматказин. – Но все выяснятся опытным путем. Мы изучаем общественное мнение, пассажиропоток и делаем для себя выводы.

- Вы явно неплохой транспортный топ-менеджер. Не обидно работать на государство?

- Я благодарен своему предприятию, - говорит Камил Маматказин. – За время работы в «Башавтотрансе», в советские времена, семья получила бесплатное жилье. Я ведь не за деньги работаю, как ни странно это прозвучит. Не все в этом мире измеряется деньгами, к этой истине, наверное, многие приходят. Мне любимая работа приносит душевное удовлетворение, да еще я и жалование за то, что занимаюсь любимым делом, получаю.

- Но ваши подчиненные работают за зарплату…

- Мне хочется, чтобы таких, горящих на работе людей на нашем предприятии больше становилось. Мы, например, часто сетуем, что молодежь не хочет работать, мол, мы в наше время на голом энтузиазме горы сворачивали. А разве мы что-то сделали, для того, чтобы молодые люди захотели испытывать энтузиазм? Создали им условия для полноценного труда? Мы стараемся помочь нашим молодым водителям в решении их проблем – получить квартиру через систему ипотечного кредитования, где первый взнос платит предприятие, купить в кредит машину по той же системе. Проводим конкурсы профессионального мастерства среди молодежи, где победитель в качестве приза получает легковой автомобиль.

На планерках Маматказин часто ставит в тупик подчиненных, когда сообщает о том, или ином нарушении, обнаруженном им на автовокзалах в городах и районах Башкортостана.

- Откуда вы черпаете информацию? Вы что, как принц из сказки, переодеваетесь и идете в простой народ?

- Да, - просто говорит он. – Каждую субботу и воскресенье езжу, чтобы, как обычный пассажир узнать, как работает то или иное предприятие, вовремя ли идут автобусы, довольны ли люди нашим обслуживанием.

- Довольны?

- Я для себя много нового узнаю, ведь только в обычной беседе можно выяснить, что нужно пассажирам для удобства и мобильности, как сделать их поездки комфортнее, услышать предложения по улучшению работы предприятия, жалобы на недостатки. Стараюсь разговаривать и с пожилыми людьми, и со студентами. Молодежь откровеннее и честнее, молодые говорят, все как есть.

- Не узнают вас?

- Но я же не телезвезда, - смеется Камил Каримович. – Да мне и не нужно, чтобы меня узнавали, важно, чтобы узнавали работу предприятия.

Римма УРАЗБАХТИНА.

"