Posted 3 сентября 2015,, 16:34

Published 3 сентября 2015,, 16:34

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Эй, мигрант готовься к бою? Как не допустить конфликт коренных этносов и мигрантов

3 сентября 2015, 16:34
Не самая острая на сегодня проблема миграции может перерасти в серьезную угрозу для Башкирии. Больная для всей страны тема о «понаехавших», судя по данным официальных отчетов и опросов, в РБ стоит не так остро. Вроде и мигрантов в регионе не так много, и коренное население в большинстве своем не испытывает к ним резкой неприязни. А стабильная политическая ситуация лишь подтверждает, что проблема, если она и есть, пока не входит в число «взрывоопасных». И только отдельные факты, наблюдения и исследования дают повод говорить, что потенциально опасный процесс деления на «своих» и «чужих» в Башкирии тоже запущен и идет по нарастающей.

И если он будет оставаться в тени, то только потому, что «в других регионах намного хуже», то и Башкирию, живущую в межнациональном мире, может рвануть так, что мало не покажется.

Вновь рассуждать о том, нужны ли России мигранты, вряд ли стоит. Этот наевший оскомину спор тем более теряет актуальность в региональном разрезе, когда субъекты в любом случае должны двигаться по вектору федералов. А вот на пути повышения качества реализации миграционной политики и снижения межнациональной напряженности регион вполне может и должен «вставить свое слово».

Риск, как известно, создает незнание. И мигранты, возможно, не казались бы многим большой угрозой, если бы информация о них была полной и достоверной. Но задачу точного статистического учета нелегалов региональное УФМС не решает, а данные предоставляет весьма скупо. Кроме того, отсутствует учет некоторых категорий трудовых мигрантов, их повторный учет, не учитываются сезонные колебания миграционного потока. Ко всему прочему ФМС осуществляет функцию контроля над информацией, по которой проводится проверка результатов ее работы. В результате всего этого полную картину миграционных потоков в республике не получают ни журналисты, ни общественники, ни даже госорганы. Едва ли можно говорить и о полной объективности научных исследований на эту тему. Иными словами, говорить об отсутствии роста числа мигрантов и возможных негативных последствиях их присутствия в регионе, таких как повышение уровня преступности и наркомании, при отсутствии полных данных в любом случае невозможно.

Другой аспект проблемы – как относится коренное население к мигрантам, сколько бы их ни было и на каких основаниях они здесь ни находились. Этносоциологические исследования на эту тему, проведенные Башкирской академией госслужбы и управления, свидетельствуют, что негативное отношение к мигрантам в последние годы усилилось, причем не только у городских, но у сельских жителей. Среди отрицательных последствий респонденты проведенных опросов, например, отвечали, что мигранты «торгуют некачественными товарами и продуктами», «занимают рабочие места», «выросла преступность из-за внешних мигрантов», «распространяют наркотики и другие запрещенные вещества», «скупают бизнес и земли».

Процесс к тому же отягощен последствиями этнонационализма 90-х годов ХХ века. Многие народы республики в тот период ощущали себя в регионе некомфортно. Национальный фильтр при поступлении в вузы и трудоустройстве, культурная политика, направленная на сохранение башкирского языка, формирование этнократической элиты. Все это не могло не задевать национальное достоинство татар и русских. И хотя в последние годы проблема плавно сошла на нет, горстка националистов, недовольных политикой в регионе в рахимовские годы, продолжает «играть старую роль», считая что их права и интересы в регионе ущемляются. Одновременно за годы «рахимовщины» выросло поколение башкир, считающих свой народ именно титульным, а не только коренным. В целом же, каждый крупный этнос, проживающий в республике, прирос радикалами: они сегодня есть и среди татар, и среди башкир и даже русских.

Стоит отметить, что пока все эти настроения – лишь в зачаточном состоянии и число сторонников таких радикальных взглядов минимально.

По данным Института социологии РАН, около 90 процентов башкир и русских полагают, что «Россия – общий дом для всех национальностей». А неприязнь к другим народам испытывают около 22% населения при общероссийском показателе в 68%.

Поэтому Рустэм Хамитов, заявив в этом году, что республике «не нужно министерство по делам национальностей», может быть, и был прав.

Но в Башкирии, таком дружелюбном и толерантном регионе, в 2013 году, например, прошел первый «русский марш». И лозунг «Россия для русских», обращенный, прежде всего, против мигрантов, многие нерусские жители Башкирии восприняли как направленный против них. С другой стороны и в «русском голосе» появились нотки недовольства. Так, хотя в религиозном плане отношение друг к другу православных и мусульман очень благожелательно, в регионе растет радикализация ислама. Его угроза тем более велика, что накладывает тень и на ислам традиционный, формируя негативное отношение и к тем и к другим. Активизация в регионе радикальных исламских группировок может привести к тому, что если и не все население, то часть его будет негативно отзываться о каждой женщине в хиджабе и человеке, читающем намаз. Мобилизующий потенциал религии велик и он особенно вырос в последние годы. И сохранить общие точки соприкосновения между разными традиционными конфессиями в текущей ситуации особенно важно.

Дестабилизирующие факторы могут легко подорвать существующий в Башкирии межконфессиональный и межнациональный мир. Это может быть как недостаточный контроль за миграционной политикой, так и радикальные националисты и религиозные течения. Для комфортного самочувствия всех народов в регионе власти должны не только повторять тезис о том, что Башкирия – полиэтничное пространство, в котором в мире проживают многочисленные национальности, но и преумножить культурное, религиозное и социальное взаимодействие этих народов. И самое главное – обеспечить условия для их интеграции в единое социокультурное пространство России. В принципе тенденция в этом направлении в регионе давно обозначена. Народы разных национальностей в республике с каждым годом становятся все ближе.

Об этом можно судить хотя бы потому, что только в Уфе около 67% населения положительно относятся к межнациональным бракам. Такие данные приводит Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН. В Башкирии растет уровень культуры межнациональных отношений. Все больше людей оценивают окружающих, прежде всего, по личным качествам и не задумываются об их национальности, учатся уважать чужую культуру. Но для того, чтобы эта тенденция сохранилась и усилилась, нужно быть предельно внимательными к любым, даже самым небольшим проявлениям негативных явлений.

Тем не менее, нужно определить все без исключения болевые точки и нарисовать максимально полную картину массовых настроений в регионе. И когда станет совершенно точно понятно, чем недовольны русские, башкиры, татары, марийцы, удмурты, и чем они недовольны все вместе, только тогда можно будет формировать ту основу, об которую разобьются любые разрушители мира и согласия.

Александр КРАСОВСКИЙ.

"