Posted 3 июля 2014,, 18:46

Published 3 июля 2014,, 18:46

Modified 10 ноября 2022,, 18:46

Updated 10 ноября 2022,, 18:46

Спровоцированный США кризис на Украине может положить конец истории российского либерализма

3 июля 2014, 18:46
США и киевское руководство сознательно уничтожают даже не повстанцев, а инфраструктуру и мирных жителей Востока Украины. Расчет здесь прост: вмешается российская армия – будет повод продемонстрировать всем странам НАТО, какая угроза перед ними и насколько надо ценить США, охраняющих Европу от агрессивного русского медведя. Если Путин остается в стороне – тогда он слабый политик, который не сумел ответить на брошенный вызов, как пишут в интернете "путин все слил". Кроме того, киевские власти взяли курс на разрыв отношений с Россией, а это значит, что предприятия на востоке страны все равно начнут вставать из-за отсутствия заказов, а если их разбомбить, то можно сделать вид, что экономический коллапс – не результат безграмотнейших решений украинских политиков, а итог «агрессии России».

Для них не имеет значения, что бомбят украинские города украинские самолеты. Они же сейчас убеждают своих сограждан, что Россия воюет, несмотря на то, что номера и названия всех украинских частей общеизвестны, а никакого доказательства хоть какого-то участия хоть одного силового подразделения РФ нет. Самому Порошенко война не нужна. Более того, если объявить военное положение - срываются досрочные выборы в Раду. Это выгодно Свободе, Батькивщине, возможно «УДАРУ». Поскольку сейчас они составляют правящее большинство. Но результаты президентских выборов очень красноречиво показывают, что прежней любви избирателей у них нет. Порошенко надеется на волне определенной поддержки провести в парламент собственный политический блок сил. Это критически важно для него, учитывая, что теперь полномочия перераспределены в пользу представительной власти. Но есть госдеповское руководство, частные армии олигархов, майданные сотни, неонацисты, для которых состояние вялотекущей войны сейчас представляется наиболее оптимальным. Сил выиграть в решительном сражении, как показывает практика, у них недостаточно, а прекращение вооруженного конфликта наносит сокрушительный удар по их планам.

Если абстрагироваться от внутриукраинских дел, а посмотреть на ситуацию глобально, то на мелкую шантрапу в формате коломойский-ярош-тягнибок можно и не обращать особого внимания. Даже Ахметов, считавшийся крупнейшим игроком политико-экономической элиты, резко сдулся, когда ситуация на Украине ушла из под контроля местечковых олигархов и стала предметом пристального внимания крупнейших мировых держав. Каковы же их интересы?

Первое лицо НАТО Рассмусен пугает новыми разделительными линиями в Европе. Он знает, о чем говорит. Именно НАТО, развертывая ПРО, насаждая новые базы в Болгарии, Румынии, поощряя агрессию Саакашвилли, начиная войны в Европе, Азии, Африки по своему усмотрению, не обращая внимания на ООН и все остальные страны, делит мир на своих и чужих, на послушных Пентагону марионеток и потенциальных, а зачастую и реальных врагов.

Этот новый «железный занавес» очень нужен военному руководству НАТО, чтобы добиться выделения еще больших бюджетных средств и повысить свою политическую роль. А здесь первую скрипку играют США, которым очень обременительно нести 73% всех расходов северо-атлантического альянса, но очень хочется по-прежнему использовать его потенциал в своих целях.

Не США, а Россия предпринимает усилия к достижению мира на Украине. Ни для кого не секрет, что американские советники фактически диктуют киевским властям линию поведения.

«Мы поддержим любое решение Порошенко», - заявляет представитель американского внешнеполитического ведомства. Можно в этом не сомневаться, поскольку оно озвучено под неусыпным контролем «тихих американцев».

США принимают закон «о противодействии российской агрессии». Реально это очередной заход США на «холодную войну». По нему очередной виток санкций против России просто неизбежен. Нас, например, хотят наказать за то, что наши войска находятся в западных регионах собственной страны. С точки зрения международного права это очевидный маразм, как и то, что российское руководство обвиняют в срыве прекращения огня на востоке Украины.

США сейчас не нужны реальные факты, им достаточно информационных вбросов, чтобы картинно встать в позу ментора и начать просто долбить информационное пространство обвинениями Кремля во всех грехах. Выиграв, как они считают, холодную войну у СССР, они просто не знают как теперь по-другому заставить Российскую Федерацию еще раз ввязаться в гонку вооружений. Не способны советники Обамы найти новые подходы к ведению международных дел, кроме уже отработанного сценария: «развязать войну в Европе и выиграть ее, когда остальные страны переколотят друг друга». Украина в формате бандеровского реванша нужна им исключительно как запал для такого кровопролития.

Поэтому коренные интересы России в том, чтобы не дать разрастись братоубийственному конфликту. Именно поэтому Владимир Путин и не будет вводить войска, именно поэтому российский МИД будет делать все для достижения пусть хрупкого, но мира.

Франция и Германия тоже не заинтересованы в открытой войне на территории Европы. Они пострадают от неё обязательно. И не только экономически. В формате очень прозрачных европейских границ там активизируются все силы, которые наживаются на войне: торговцы оружием, наркодельцы, наемники и прочий криминал. Удастся ли им в этих условия удержать контроль над общественными процессами – вопрос очень полемичный. И уж точно, в таких условиях будет невозможно динамично развиваться.

Это наш общий с ними интерес. И если получится заставить Порошенко утихомирить киевскую «партию войны» - это будет большая общая победа. Но, кроме этого есть еще очень важный фактор для России стремиться к прекращению разрушения регионов Украины. Если мы считаем, что эти земли, люди, живущие там – очень близки нам, то, проявляя мудрость, присущую только сверхдержаве, понимающей стратегию развития процесса, мы вынуждены помогать украинцам справляться с ошибками, которые они там совершают. Равнодушным можно быть только к чужим. Но то, как приняли россияне беженцев Луганщины и Донбасса, показывает, что к ним отношение как к своим близким и родным.

В Берлине министры иностранных дел России, Франции, Германии, Украины заявили, что согласовали условия обоюдного прекращения огня. Будет ли оно выполняться? Точно можно сказать, что в полном объеме – нет. Пока Вашингтон держит курс на войну, киевское руководство будет продолжать кровопролитие. Тем более, что там есть силы, которые сами в этом заинтересованы.

Так что же придется делать российскому руководству в такой ситуации? Понятно, что конструктивного диалога с США пока не получается. Они оскорблены, тем, что россияне осмелились встать с ними на один уровень. Для американской политической элиты, убежденной, что только они по своему хотению могут вершить судьбы мира, это просто неслыханный вызов. Кстати в этом вопросе их поддерживает только 28% американцев, верящих в исключительную роль США. А год назад их было на 10 процентных пунктов больше. А это значит, что идеи элиты и избирателей не совпадают. И американцы, в своем большинстве, не слишком опечалятся, если Белый дом где-то в очередной раз оконфузится со своими претензиями на мировое господство.

Так что политикам, привыкшим со студенческой скамьи верить, что Фукуяма доказал окончательную победу США за глобальное лидерство, пора корректировать свои взгляды.

Но вместо этого они пытаются наказать нас санкциями, взять в блокаду, отправляют в качестве нового посла специалиста по «цветным революциям».

Санкции заставляют задуматься о перспективах взаимодействия с США и их сателлитами. Надо ли России иметь столь ненадежных партнеров, ставящих долгосрочные договорные отношения под угрозу волюнтаристских эмоциональных решений? Учитывая, что в современном мире все достаточно динамично меняется – надо. Сегодня в Белом доме команда Обамы, а завтра, вполне возможно, придет более грамотный и трезвомыслящий политик. Мы живем в глобальном мире, и закрываться от него нельзя. Но заботиться об обеспечении собственной безопасности и устойчивом развитии экономики и общества обязательно надо.

Значит, неизбежно напрашивается ответ в виде отодвигания от центров принятия решений тех сил, которые рассматривали доминирующую роль США и либеральную идеологию как главные факторы современности. Если с нами не хотят договариваться, значит и такие российские либералы лишаются своей роли удобных контактеров. До сих пор ни Путин, ни Медведев не показывали негативного отношения к либеральным политикам и бизнесменам. Это было оправдано. Но сейчас международная ситуация и внутренние запросы избирателей диктуют другую линию поведения.

Попытки навязать нам войну заставляют отрабатывать модели перевода экономики на мобилизационную модель работы. Это оптимально в условиях реальной внешней военной угрозы. В этом случае нужны не менеджеры-рыночники, а генерация управленцев, которую мы привыкли называть «крепкими хозяйственниками». Поэтому сейчас и отрабатываются модели перехода на привычные «пятилетки планирования».

Если европейские партнеры поймут всю подноготную американской стратегии развязывания очередной европейской войны и, самое главное, найдут силы и волю поддержать российские усилия по сохранению мира на континенте, то такие маневры будут излишними. А если нет? Никто, кроме нас, не в состоянии защитить нашу страну. Значит надо быть готовыми к любым поворотам в международных отношениях. Здесь далеко не все зависит от желаний Кремля.

США и страны Европы сами толкают российское руководство на принятие мер, которые совсем не близки либеральным установкам. И это происходит потому, что именно в их политике основы либерализма растоптаны. Нет свободы слова, это мы наглядно видим по примерам подачи информации о конфликтах в Югославии, Ливии, Ираке, Сирии, Грузии, на Украине. Информационная картина искажается до полной неузнаваемости и гражданское сообщество Запада уже не в состоянии заставить хозяев этих СМИ вернуться к стандартам честной журналистики. Либерализм основывается на конкуренции, но если США предпочитают монопольно распоряжаться в мире, то это явно не либеральная политика. Ключевой тезис либералов – свобода. А какую свободу Белый дом оставляет своим союзникам и остальным странам? Всем диктуется воля американских политиков. Либералы всегда гордились своей борьбой за права человека и стремлением к миру. Вот сейчас на Украине мы видим как эфемерно стало право ребенка, женщины, ветерана на жизнь. И что, мировая либеральная общественность поднялась как один в защиту мирного населения, расстреливаемого штурмовиками, системами залпового огня, заживо сжигаемого боевиками-неонацистами? Нет! Либералы всех мастей делают вид, что ничего особенного не происходит. Хотя всего полгода назад очень красноречиво возмущались «бесчеловечным разгоном мирно протестующих молодых людей». То есть ноябрьские синяки тех, кого называли: «они же дети» - это ужасное преступление, а убийство сотен детсадовцев, домохозяек, пенсионеров, прохожих, сознательное уничтожение коммунальной инфраструктуры, обрекающей города на голод и болезни – это так, малозначимые события.

США, свои стремлением решить собственные проблемы за счет провоцирования войн, дискредитировали всю либеральную идеологию, под знаменем которой они претендовали на мировое господство.

Поэтому можно определенно утверждать, что, спровоцированный США кризис на Украине, в России стал основным фактором падения влияния сторонников сближения с Западом. Они сейчас оказались в роли никому не нужной сломанной игрушки.

Восстановить свое реноме они могут только продемонстрировав, что в состоянии убедить своих бизнес-партнеров, европейских политиков (для американских они не авторитетны), совместно с Россией, найти формулу урегулирования острейшего несовпадения интересов различных социальных групп на Украине. Но не путем сдачи национальных интересов России. Поскольку в этом случае война просто придет на нашу территорию и в этом случае они просто будут не нужны мобилизованной стране. А добившись заключения прочных договоренностей, гарантирующих учет интересов всех партнеров и воюющих сторон.

Если этого не произойдет, то мы будем наблюдать уже «конец истории» российского либерализма как серьезной политической силы на несколько десятилетий, как минимум.

Если государственная система не хочет умереть, она должна доказать свою жизнеспособность. На Украине так и не захотели понять, что если они с позором изгоняют всех своих четырех избранных президентов в конце срока их правления, значит проблема внутри системы. Не порождает она успешных политиков и удачных моделей развития. Они все надеются, что придет добрый дядя и осчастливит их. И готовы идти за тем, кто слаще всех убеждает и обещает самую большую конфету. Такая система просто обречена быть использованной в интересах других стран.

В России, где традиция самостоятельной государственной власти складывалась, как минимум, с 1380 года, даже отдельные годы смутных времен не смогли подавить инстинкт самосохранения. В его логике и решает сейчас Кремль сложнейшую проблему как минимизировать потери от суицидальных наклонностей братского общества, так и не нашедшего моральных сил осознать свои реальные национальные интересы. Если чувство страха смерти удастся разбудить и там, то войны можно будет избежать. Но сложно останавливать политиков, впавших в раж самоуничтожения.

Владимир САВИЧЕВ,

кафедра политологии, социологии и философии БАГСУ

"