Posted 3 июля 2007,, 17:35

Published 3 июля 2007,, 17:35

Modified 10 ноября 2022,, 19:05

Updated 10 ноября 2022,, 19:05

Николай Протасов: «Часто езжу в автобусе, как обычный пассажир»

3 июля 2007, 17:35
Самым азартным, пожалуй, на конкурсе профмастерства стало соревнование директоров автопредприятий, которые должны были выполнить сложную программу на «Волге-3110».Неожиданно для всех в состязании принял участие и замглавы министерства строительства, архитектуры и транспорта Башкирии Николай Протасов. Николай Михайлович под восторженные аплодисменты преодолел трассу без ошибок и показал отличный результат, выполнив нелегкие упражнения за одну минуту и 15 секунд. Это при том, что многие руководители автопредприятий сбивали препятствия и укладывались в гораздо большее время.

- Николай Михайлович, а вы как рискнули сесть за руль? – спрашиваем у г-на Протасова.

- Мне подумалось, что раз уж оказался на соревновании для руководителей, то и стоять в стороне не пристало.

- Волновались?

- Еще бы! Я на «Волге» давно не ездил. Когда к машине шел, сердце колотилось. А потом сел за руль и понял, что тело все помнит. И волнение сразу ушло.

Оказывается, Николай Михайлович – отменный водитель, несмотря на то, что начал управлять машиной поздно – в 40 лет. Но выяснилось, что езда за рулем доставляет ему удовольствие. И даже теперь, имея личного шофера, замминистра стремится сам вести автомобиль.

- В субботу и воскресенье личный водитель отдыхает, - рассказывает Николай Михайлович. – Я всегда вожу семью сам.

Кстати, г-н Протасов искренне переживал и за других участников соревнований, поздравив победителей лично и вручив грамоты своего ведомства.

- Этот конкурс очень показательный, - говорит г-н Протасов. – Ведь у водителей пассажирского транспорта рискованная профессия – они ежедневно отвечают за жизнь и здоровье пассажиров.

Оказывается, Николай Михайлович лично следит за культурой обслуживания пассажиров, как обычный человек, садясь в рейсовые автобусы.

- Нужно видеть ситуацию не по отчетам, а то, что происходит на самом деле, если что на ошибки указать. Иногда волосы дыбом встают, когда видишь, что вытворяют на улицах частники. Однажды увидел, как пассажирская «ГАЗель» едет под знак на железнодорожном вокзале в столице Башкирии, против движения, рискует здоровьем людей, которые забились в авто под завязку. Не выдержал, вмешался, говорю: «Что ж ты делаешь, убить пассажиров хочешь?» А тот даже смущения не испытал, хотя я ему представился. Отвечает: «Так, мол, ездить удобнее». Если «Башавтотранс» очень внимательно относится к кадрам и никогда не посадит за руль человека, не имеющего опыта и стажа пассажироперевозок, то частные предприниматели берут на работу случайных людей, иногда даже соответствующей категории не имеющих.

- Неужели даже министерство транспорта ничего не может сделать?

- Нет законодательной базы, - разводит руками Николай Михайлович. – Гаишники могут наложить административное взыскание – штраф в 50 рублей, если водитель нарушает ПДД, транспортная инспекция следит лишь за наличием лицензий, прокуратура возбуждает уголовное дело, если автобус неисправен, но выходит на линию. А то, что предприниматели не отчитываются о своих доходах, не считают нужным соблюдать культуру обслуживания пассажиров, возят людей на изношенных машинах, гоняют по городу только в часы пик, снимая сливки с маршрутов, и выстраиваются в очередь на остановках, водители работают без отдыха и могут сесть за руль без осмотра врачом – здесь управы нет. Да и мелкие штрафы никого не пугают. Депутаты Госдумы сейчас готовят законодательную базу, которая позволит навести порядок на рынке пассажироперевозок, документы уже прочли первое чтение. Но я не исключаю, что этот процесс может затянуться, все-таки там, где крутятся большие деньги, всегда находятся лоббисты, противящиеся цивилизованной работе.

- И пока нет законов, люди будут продолжать рисковать своей жизнью, садясь в частные маршрутки?

- Знаете, мне кажется, что эта пена схлынет сама собой. Пассажир сам выберет тех перевозчиков, которые будут стараться сделать их поездку комфортной и безопасной.

"