Posted 3 июня 2013,, 19:29

Published 3 июня 2013,, 19:29

Modified 10 ноября 2022,, 18:50

Updated 10 ноября 2022,, 18:50

Джинн из скважины. Нужна ли России энергетическая революция?

3 июня 2013, 19:29
«Сланцевую революцию» или новые способы добычи нефти и газа с помощью множественных гидроразрывов пластов, опробованные в США, обсудили и на международном форуме «Большая химия», в третий раз состоявшемся в Уфе. Напомним, технологии по добыче сланцевого газа произвели фурор на мировом энергетическом рынке. Ранее подобных разработок не велось, поскольку горизонтальное бурение, с использованием химикатов и воды в отличие от привычного вертикального, считалось нерентабельным и небезопасным.
Сегодня найдены способы ненамного уменьшить издержки дорогостоящей добычи, а вот насчет экологической чистоты лоббисты нового способа извлечения из земли голубого топлива до сих пор молчат.

Эксперты предрекают, что благодаря новым разработкам Америка не только станет энергетически самодостаточной (якобы запасов сланцевых месторождений хватит этой стране на 100 лет), но и сумеет изменить расклады на политической арене. В частности, позволит Европе освободиться от зависимости от российской энергетической иглы. Так ли это на самом деле?

Некоторые аналитики уверены, что разработка сланцевых месторождений не более чем миф, который надувают американские политики, чтобы иметь влияние на мировое ценообразование на природный газ. Во всяком случае, сегодня производители сланцевого газа в США стремятся продать свои права иностранным инвесторам – это ли не показатель, что рассказ о прорыве газовой отрасли несколько натянут?

Например, экономисты отмечают, что даже с учетом новых технологий, себестоимость добычи сланцевого газа в три раза выше традиционных способов. Если затраты на извлечение тысячи кубометров российского газа в 2012 году с учетом транспортировки составляло 50 долларов, то себестоимость «американского ноу-хау» - 150 долларов за 1000 кубометров. Газ содержится в сланцевых породах в невысокой концентрации, а значит и добыча его не слишком эффективна, ведь приходится бурить множество скважин на большей площади породы. Тем более, что месторождения сланцевого газа быстрее исчерпываются.

Но при этом заокеанские технологи рекламируют сланцевую революцию, как один из способов добывать дешевое топливо прямо рядом с потребителями и не гнать газ по трубопроводам. Для Америки, где не высоки запасы углеводородов, но на большой территории страны хорошо развита доставочная инфраструктура, возможно, такие технологии оправданы – именно поэтому в последние четыре года здесь и произошел взрывной рост добычи сланцевого газа.

Между тем, в США уже были случаи, когда из-за гидроудара, смешанного с химическими реактивами, с помощью которого и добывают сланцевый газ из трудно проницаемых глинистых пород, загрязнялись подпочвенные воды, и экологическая катастрофа казалась неминуемой. Например, в Пенсильвании и других штатах, где применяются гидроразрыв для добычи сланцев, фермеры жаловались, что вода в источниках стала непригодна для питься, а химический запах появился даже у воды, идущей по водопроводным кранам.

Технология такова, что токсичная жидкость, призванная «разрывать» пласты, закачивается в скважины под давлением и существует опасность не только утечки химикатов в соседние породы и отравления, в том числе, и наземных вод, но и появление все увеличивающихся трещин в глубине земли, когда добыча уже прекратилась. Ведь под землю закачивается огромное количество «разрывающей» жидкости (до 13 млн литров на одну скважину), утечка которой, при недостаточном контроле, достигает 70 процентов и вполне может навредить запасам питьевой воды, а в конечном итоге – здоровью населения. Не говоря уже о сейсмической устойчивости пород.

Но в Америке добыча сланцевого газа с сейсмическим моделированием ведется в малонаселенных районах, а вот в «уплотненном» Евросоюзе, где суровое экологическое законодательство и высокая насыщенность коммуникациями, такие фокусы могут не пройти. Так что главным барьером для газовых корпораций в демократической Европе может стать не столько финансовые или технические факторы, но и общественное мнение.

Тем не менее, «газовая» революция, пришедшая из США, может существенно обвалить цены на голубое топливо и, похоже, именно этого и добиваются создатели мифа о дешевизне сланцевой добычи. Несмотря на то, что российский газ более конкурентоспособен, а его традиционные запасы намного эффективнее, чем разработка сланцевых месторождений, в ближайшее время из-за лоббирования заокеанского газа, нашу страну может ожидать внутренний кризис.

Генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг» Рафинат Яруллин, выступавший на форуме «Большая химия» в Уфе с докладом о комплексной разработке газовых ресурсов, коснулся цен на природный газ, рассказав, что в США в апреле 2013 года тысяча кубометров стоила 70 долларов.

- У нас за тот же объем порядка 127-140 долларов, - продолжил он. - Хорошо это или плохо? Конечно, плохо! Немного подождем и все, взлетят цены в стране, ведь газ является ценообразующим товаром.

Но и говорить о том, что цивилизованные страны смогут отказаться от импорта газа из России и арабских стран сегодня еще очень рано. Российская труба еще долго будет поставлять энергоносители, потому что консервативной Европе будет не так просто решиться на разработку сланцев. Часть стран уже заявила о нерентабельности «революционной» добычи и ввела запрет на использование технологий гидроразрыва для разработки запасов сланцевого газа.

Также эксперты не уверены в том, что в России нужно срочно переходить на экологически небезопасные технологии добычи газа и нефти.

Рафинат Яруллин очень осторожно говорил о запасах сланцевого газа в России, «поскольку все это еще не изведано должным образом».

- Я считаю, что первая проблема заключается в уровне профподготовки специалистов, - сказал руководитель ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг».

Тем не менее, президент «Башнефти» Александр Корсик в беседе с нашим корреспондентом отметил, что последние несколько лет компания ведет поиск сланцевых месторождений.

Джинну же выскочил из скважины и теперь в России вынуждены считаться с наступлением «сланцевой революции»?

"