Posted 3 апреля 2012,, 18:48

Published 3 апреля 2012,, 18:48

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

В Башкирии впервые появится электричка с люкс-вагонами

3 апреля 2012, 18:48
На минувшей неделе прессе представили нового гендиректора «Башкортостанской пригородной пассажирской компании» 43-летнего уроженца Санкт-Петербурга Виталия Григорьева. До 1 июня он будет находиться в статусе исполняющего обязанности, решение об его окончательном назначении примет совет директоров. Почему расторгнут контракт с прежним топ-менеджером Эдуардом Гизитдиновым, в «БППК» уточнить отказались, объяснив, что решение об увольнении принято основным акционером – «РЖД».

Новый глава транспортной компании рассказал «МКС», что в Башкирии никогда не был, но видит много перспектив на новом месте работы.

- В компанию нужно влить новые идеи и двигаться вперед, - говорит он.

Должность руководителя «БППК» г-н Григорьев занял, покинув пост первого зама гендиректора «Северо-Западной пригородной пассажирской компании». В Питере он также занимался пригородными электропоездами, и некоторые новшества намерен перенести в Башкирию.

Как выяснилось, оператор пригородных перевозок запускает с 28 мая по маршруту Уфа-Абдулино новый электропоезд с местами первого и второго класса. Для этого в самарском депо «Безымянка» арендован состав из восьми вагонов. В билете на комфортную электричку будет сразу указываться место на мягких сиденьях с подголовниками и чехлами. В таких поездах постелют ковровые дорожки и откроют буфет. В апреле поезду дадут имя, определив его в результате конкурса.

- Это будет пилотный проект по коммерческим перевозкам, новый поезд – лицо компании, - говорит новый глава «БППК». – Почему именно Уфа-Абдулино? Этот маршрут нам рекомендовали маркетологи, как самый перспективный.

Предшественник г-на Григорьева Эдуард Гизитдинов еще в прошлом году грозился поделить электрички на классы комфортности, однако питерский назначенец это сделал в считанные дни после прибытия в республику. Правда, о стоимости поездки пока ничего не сообщается.

Еще одно новшество – скоростной маршрут Чишмы-Уфа-Иглино, для которого только разрабатывается график. Оператор уже пообещал, что поезда этого маршрута будут ходить от станции до станции вместо привычных полутора часов 35-40 минут.

- Как будет повышена скорость? За счет изменения тяговых расчетов, - туманно объяснил топ-менеджер.

Новый руководитель «БППК» заинтересовался проектом соединения аэропорта с железнодорожным вокзалом и запуском скоростных поездов, подобных московским «Аэроэкспрессам». Об этой идее в Уфе говорят последнее десятилетие, и даже авиаторы хотят установить прямое сообщение с вокзалом, но дальше разговоров дело не идет. По мнению директора «БППК», нужно всего лишь проложить к аэровокзалу последнюю милю.

- Ветка до аэропорта есть, не хватает пары километров смычки, но нужно еще проверить состояние путей, провести электрификацию, - говорит он.

Другой амбициозный проект – турникеты, по мнению г-на Григорьева оправдавшие себя на московском и питерском направлениях. В этом году их установят на станциях Дема и Спортивная. Точной сметы затрат глава «БППК» назвать затруднился, но вспомнил, что оборудование одной станции в Санкт-Петербурге обходилось в 50-60 млн рублей.

- Это решение проблемы безбилетного проезда, - уверен Виталий Григорьев. - Например, на Московской железной дороге более 80 турникетных станций, на Октябрьской – 24. Когда мы построили турникетную линейку на остановочном пункте «Купчино» на юге Питера, выручка выросла в 10 раз.

Пассажир должен не только пройти через турникет к поезду, но и выйдя на станции прибытия, отметиться, приложив билет к валидатору турникета.

- Мы получаем все данные о передвижениях пассажиров – трафик, дальность поездки, часы нагрузки, и определяем направления, куда требуется больше поездов, - говорит Виталий Григорьев.

Несмотря на программу «турникетизации» станций электрички, в каждом поезде останется по разъездному билетному кассиру.

Новый гендиректор «БППК» пообещал сделать ставку на развитие билетопечатающих автоматов, сегодня их около пятидесяти, и еще сорок машин будет расставлено в этом году в вузах, торговых центрах, и даже в республиканской больнице им. Куватова.

По его словам, компания ведет переговоры с агентами платежных сетей «Visa» и «MasterCard» для совместимости платежей.

- Со временем билеты на электричку можно будет покупать через интернет и мобильный телефон, все эти технологии давно существуют, я в Санкт-Петербурге занимался ими и перенесу некоторые наработки сюда, - пообещал г-н Григорьев.

Пока не появились виртуальные кассы, перевозчик решил озаботиться ныне существующим пунктом продажи билетов на вокзале в Уфе. Его возмутило, что билеты на электричку продаются в ларьке на вокзальной площади.

- И это лицо республики! – разочаровано заметил глава компании. – Люди стоят в очередях на улице в любую непогоду, при том, что пассажиропоток пригородных поездов больше чем у дальних.

В «БППК» уже пообещали обустроить нормальные кассы на первом этаже вокзального комплекса, а также открыть еще один пункт продаж в подземном холле у эскалаторов, ведущих к трамвайным остановкам, где он был запроектирован изначально.

- Дважды в год мы будем проводить маркетинговые исследования и опросы пассажиров, - рассказывает Виталий Григорьев. - Первое анкетирование уже прошло 15 марта на станциях в Иглино и Чишмах, где мы получили 210 обращений. Пассажиры хотят самого простого: ускорения поездов, хорошего санитарного состояния вагонов, буфет с приемлемыми ценами. Также раз в месяц в течение двух часов, например каждую первую пятницу, гендиректор будет лично общаться с пассажирами на вокзале, компания заведет аккаунты во всех крупных соцсетях для общения с клиентами, а я буду вести дневник в твиттере.

Новшество в тарифах – введение практики покупки билета на выходные дни по принципу «туда и обратно», когда билет обратно будет стоить полцены. Однако в компании не уточнили, почему такой метод распространяется только на выходные дни, а не на всю неделю.

По словам г-на Григорьева он намерен включить «БППК» во все туристические проекты региона, сделав электрички передаточным звеном в подвозе туристов.

- Например, доставка пассажиров от крупных станций до баз отдыха, таких как Нугуш, Шиханы, Зирган-тау, к санаторию Красноусольский и другим, - говорит он. - В этих проектах мы готовы работать с крупными автоперевозчиками. Ну, скажем, мы привозим пассажиров на станцию, подъезжают автобусы «Башавтотранса» и забирает их по дальнейшему маршруту.

Новый руководитель также намерен поменять охрану электричек. Как он объяснил «МКС», проанализировав жалобы пассажиров и докладные билетных кассиров, нынешние чоповцы, патрулирующие поезда, нисколько ни снижают уровень криминала.

- Когда кассир требует с безбилетника плату за проезд, охранник стоит в стороне, так не должно быть, - уверен Виталий Григорьев. - Охрана не пресекает курение в вагонах, мелкое хулиганство и прочее. На этой неделе будет конкурс по отбору охранного агентства для работы в электропоездах. Причем мы внесли в контракт пункт штрафных санкций за порчу имущества, если не смогли уберечь от вандалов – восстанавливайте за свой счет.

Известно, что предшественник г-на Григорьева укоротил пригородные поезда до четырех вагонов, нынешний глава компании пообещал, что ничего менять не будет, поскольку количество вагонов прописано в госзаказе с региональными властями.

- Количество вагонов устанавливают власти региона, если они пишут – четыре, значит, мы и подаем четыре вагона.

Виталий Григорьев намерен увеличить долю «БППК» на рынке перевозок за счет новых летних касс и ускорения поездов.

- Сейчас доля компании в перевозках – 15 процентов, это мало, например пригородная компания в Питере занимает 25 процентов на этом рынке.

С этого года «БППК» перестала направлять электропоезда в Татарстан и Рязанскую область, таким образом, присутствие компании сузилось до восьми регионов: Башкирии, Мордовии, Пензенской, Ульяновской, Тамбовской, Челябинской, Оренбургской и Самарской областей.

- Татарстан забрала себе компания «Содружество», а Рязанскую область – «Центральная пригородная компания», мы от этого не проиграли, поскольку 19 километров по Татарии, и два поезда в рязанском направлении нам выручку не делали, интересен весь регион, а не какой-то лоскут, - пояснил Виталий Григорьев.

По предварительным подсчетам, «БППК» закончит 2011 финансовый год с убытком в 300 млн рублей – это выпадающие доходы, связанные с перевозкой льготников, которые обязано оплачивать государство. Документы о перевозке льготников на весь 2012 год с компанией подписали только власти Башкирии и Оренбуржья, на подписи находятся договоры с Мордовией и Ульяновской областью, но только на второй квартал. Несмотря на это башкирские электрички продолжают возить пассажиров в этих регионах, как например, самарских школьников и студентов с 50-процентной скидкой, причем не получая за это компенсаций от властей области.

- Если бы все регионы заплатили компании за своих льготников, «БППК» закончила бы 2011 год с прибылью от 5 до 10 млн рублей, - объяснил г-н Григорьев.

Руководитель компании заметил, что из 26 дочерних компаний «РЖД» восемь «дочек» прошлый год завершили с прибылью.

- Основной принцип – безубыточная работа, - категоричен руководитель «БППК».

По его словам, железнодорожники будут выставлять администрациям регионов-должников финансовые претензии, и обращаться за компенсацией от перевозки льготников в арбитраж.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"