Posted 3 февраля 2009,, 20:23
Published 3 февраля 2009,, 20:23
Modified 10 ноября 2022,, 19:01
Updated 10 ноября 2022,, 19:01
Юбилей на двоих
Имена Закии и Гаты Арслановых действительно неразделимы – отмечали они юбилеи не только семейной жизни, но и творческой деятельности всегда вместе.
А познакомились они в Башкирском техникуме искусств, куда Закия Шайдулловна приехала поступать из родного села Кузей, что в Буздякском районе.
- И в школе, и в техникуме я училась на «отлично», - вспоминает актриса. – Видимо, поэтому на третьем курсе ко мне будущего супруга прикрепили.
К тому времени Гата Арсланов закончил консерваторию по классу вокала, а в техникум пришел после участия в Хасанских боях 1938 года, когда произошли столкновений с японскими войсками на приграничных территориях у озера Хасан.
- Я с ним занималась сценической речью, - вспоминает актриса. - Пел-то он хорошо, а говорил неважно. Тогда-то я ему и приглянулась. А в то время у меня был парень – директор одной из уфимских школ. Я девушка была дальновидная и уже тогда задумалась над тем, как часто мне придется его оставлять, уезжая на гастроли. Решила: ну что это за семейная жизнь – вдалеке друг от друга, а Гата всегда со мной рядом будет. Ну и вышла за него замуж в 39-м году - в свои 20 лет.
Закия Арсланова похоронила любимого супруга шесть лет назад, и с тех пор не прошло ни дня, чтобы она не вспомнила о счастливых годах, прожитых с ним вместе.
- Таким он у меня красавцем был – все героев играл, - улыбается сквозь слезы Закия Шайдулловна. – Не было такого момента, когда бы я пожалела, что связала жизнь именно с ним. А 63 совместно прожитых года - это не мало. О нас всегда говорили и писали, как о примерной семье. Гата был внимательным и галантным, на праздники то туфли мне подарит, то отрез на платье – знал мою страсть к модным вещам. А уж когда на гастроли без меня уезжал, без подарка никогда не возвращался.
Но прежде чем семейная пара попала на сцену родного театра, выпускников техникума отправили в театр Янаульского района, где они проработали до окончания войны.
Сегодня парадный костюм актрисы украшают медали, которыми она была награждена за военно-шефскую работу – выступала с коллегами перед ранеными во время Великой Отечественной.
- Госпитали переполнены, было очень много лежачих больных, - вспоминает она. – Мы, не считаясь с усталостью, давали по 12 концертов в день.
После войны труппу распустили, и пять лет супруги проработала в Башкирской филармонии. Закия Арсланова не раз становилась дипломантом Всероссийских конкурсов артистов эстрады и артистов-чтецов.
- Это я сижу рядом с директором Малого театра, выдающимся актером Михаилом Царевым, который возглавлял жюри конкурса, - вынимает она из толстой коленкоровой папки общее фото и множество пожелтевших от времени дипломов и грамот. – Тогда, в 1968 году, состязание чтецов было приурочено к столетию Максима Горького, я читала монолог Насти из пьесы «На дне» и сказку пролетарского классика «Девушка и Смерть». За это была награждена премией в полторы тысячи рублей. Художественное чтение – мой конек, но теперь, в 90 лет, дикция подводит. Но когда три года назад мне вручали премию имени Мажита Гафури и снимали передачу для ТВ, я не смогла отказать и прочитала один из любимых поэтических отрывков.
Уфимская Мордюкова
Неслучайно первыми лауреатами этой премии, учрежденной к 125-летию народного башкирского поэта, стали супруги Арслановы, воплотившие на сцене образы литературного классика и его супруги Зухры. Интересно, что уфимские театралы сравнивали их чету с другой актерской парой – Тихоновым и Мордюковой.
- Очень красивая была пара, очень нам с мужем нравилась, - вспоминает актриса. - Когда гастролировали в столице, мы с ними встречались. Москвичи постоянно ждали у себя в гостях наш Башкирский академический театр, и спектакли пользовались большим успехом, зал был полон. Было очень почетно не просто привезти в столицу наши спектакли, но и играть на сцене театра Сатиры. Помню, после выступления к нам в гримерку зашел молодой Андрей Миронов. Оказалось, что это его гримуборная. Он тогда с большим интересом смотрел наш спектакль.
В 88-м актриса сыграла последний свой спектакль на сцене Башдрамы. В комедии Нажиба Асанбаева «Родник» она исполнила ведущую роль – Замзамбику.
- Мне было уже 70, а я еще играла - летала и прыгала! – смеется она. - Это был очень популярный, современный спектакль, потому 12 лет не сходил со сцены. Мы с ним по два раза проехали всю республику. На родине автора пьесы - в Бакалинском районе - нам пришлось играть прямо в кузове грузовика. Помню, Асанбаев сидел, как на иголках - все боялся, что я с машины упаду. Наши декораторы забыли скамью, через которую я по сюжету должна прыгать, и поставили слишком высокую. Но я осмелилась и перелетела ее. Я всегда была боевой, вот сейчас бы так уже не смогла. Но после меня никто не брался за эту роль. Предложили играть актрисе Савие Сираевой, но она отказалась: «Лучше Арслановой эту роль никто не исполнит».
Интересно, что на заслуженном отдыхе Закия Арсланова открыла в себе талант режиссера.
- Решила сама поставить «Родник» в Учалинском районе, - рассказывает она. - Но не рекомендовала актрисе исполнять роль как я, ведь у каждого свое видение образа. Потому направляла дебютантку только как постановщик. Еще поставила в Нуримановском районе пьесу Мустая Карима «В ночь лунного затмения», и «Черноликих» Мажита Гафури с участием сорока актеров художественной самодеятельности. Кроме этого, шесть лет ездила по районам Башкирии - принимала спектакли всех самодеятельных кружков республики в качестве председателя жюри. В общем, без работы никак не могла.
Закия Арсланова и сегодня в курсе всех театральных событий.
- Чтобы смогла увидеть очередную премьеру Башдрамы, за мной регулярно присылают машину. После спектакля я иногда веду разговор с режиссером, советую, где и что нужно поправить. Мне приятно, что постановщики прислушиваются к моим советам, даже молодежь, которая училась в Москве. Но я не очень критикую, а если нахожу достоинства, то хвалю. В данный момент у театра очень удачный репертуар, хотя в свое время, мы играли больше пьес башкирских авторов - «Башмачки» Ибрагимова, «Голубую шаль» Тинчурина, чтобы зрители знали прошлое своего народа.
Дмитрий СТЕКОЛЬ.