Posted 3 февраля 2009,, 20:27

Published 3 февраля 2009,, 20:27

Modified 10 ноября 2022,, 19:01

Updated 10 ноября 2022,, 19:01

Ваша не честь. Cудья лишилась мантии после публикаций

3 февраля 2009, 20:27
Верховный суд России в минувший четверг рассмотрел жалобу бывшей служительницы Фемиды Кировского суда Уфы Зили Ахметовой, не согласной с лишением ее полномочий. Г-жа Ахметова потеряла статус судьи в конце прошлого года, когда башкирская Квалификационная коллегия судей (ККС) досрочно лишила ее полномочий. Эта дама широко известна среди судейского сообщества именно своим «свободомыслием» и умением трактовать законы в пользу обвиняемых и подозреваемых. Высший синедрион страны согласился с мнением коллег и не удовлетворил жалобу г-жи Ахметовой, которой теперь придется проститься с мантией.

Надо сказать, что имя этой судьи Кировского суда столицы Башкирии, часто упоминаемое в связи со скандальными решениями, стало настолько нарицательным, что около года назад предпочла сменить фамилию и превратилась из Зили Габидуллиной в Зилю Ахметову. Знакомым дама объясняла, что предпочла вершить правосудие под девичьей фамилией, но, думается, для смены паспорта судьи понадобилась более веская причина. В частности, «МКС» неоднократно рассказывал о странностях судейских решений, которые принимала г-жа Габидуллина и, вероятно, женщина надеялась, что новая фамилия позволит ей отмыть запятнанную биографию.

Да и на качестве правосудия, как рассказывают в судейском сообществе, «смена вывески» никак не отразилась, судья Габидуллина-Ахметова, по странному стечению обстоятельств по-прежнему регулярно рассматривала неоднозначные ходатайства проштрафившихся чиновников разного ранга, даруя им свободу от уголовного преследования.

Дело в том, что именно Кировский суд принимает решения о проведении обысков, арестов и законности возбуждения уголовных дел, потому что на его территории располагается следственное управление следственного комитета прокуратуры РФ по РБ и жулики всех мастей ищут «подходы» к судьям, способным спасти их от уголовного преследования.

Резонансных случаев, когда этот храм Фемиды как будто специально противодействовал торжеству справедливости, много. И надо же так тому случиться, что именно Габидуллина-Ахметова оказывалась в судейском кресле, когда очередной подозреваемый с тугим кошельком жаждал избавиться от назойливых правоохранителей. Судья, пользуясь неограниченной властью, грубо нарушала законодательство, вмешиваясь в ход расследования и оценивая доказательства, добытые следствием, одним решением перечеркивая месяцы трудоемкой оперативной работы.

Это г-жа Габидуллина отказала следователям в ордере на арест экс-директора «Башспирта» Рустама Батталова, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере. Следователи считали, что бывший руководитель оказывает влияние на подчиненных, заставляя их уничтожать изобличающие его документы, а судья сочла эти аргументы фантазией прокурорских работников, и дело развалилось.

Именно Зиля Габидуллина посчитала, что тюремный климат может повредить двум подручным криминального авторитета Альберта Галимова – Салавата Рафутдинова по кличке Салыч и Рината Хуснутдинова по кличке Дракон и отпустила их из тюремной камеры под подписку о невыезде. Поскольку другого серьезного основания для смены меры пресечения на более мягкую у служительницы Фемиды не было. И тот, и другой получили счастливое освобождение из-под стражи, когда Зиля Габидуллина была… дежурной судьей. И только из-за братков приходила вершить правосудие. Потом Октябрьский суд Уфы приговорил рэкетиров к длительным срокам заключения, и сострадание судьи Кировского суда осталась загадкой для многих.

Еще один пример жалостливого сердца – отказ в возбуждении уголовного дела против бывшего прокурора Бураевского района Ильдара Яушева, семейство которого использовало в подсобном хозяйстве рабский труд незаконных мигрантов. Это г-жа Габидуллина с легкостью отменила приказ главы российского миграционного ведомства Олега Ромодановского об отстранении от должности его подчиненного – руководителя УФМС по РБ Ирека Иткулова, подозреваемого в коррупции, а позже и признала незаконным возбуждение уголовного дела против высокопоставленного чиновника. Однако г-на Иткулова, несмотря на чудные кульбиты г-жи Габидуллиной-Ахметовой все-таки привлекли к уголовной ответственности, предъявив ему обвинение по ч. 1 ст. 292 УК РФ («Служебный подлог из личной заинтересованности») и лишили-таки руководящего кресла.

Именно эта судья приговорила к пятилетнему условному(!) сроку экс-начальника паспортно-визового управления (ПВУ) МВД РБ Фарита Абдрахманова и его заместителя Рафика Кагарманова, обвиняемых в незаконной легализации граждан Афганистана, которые оказались причастны к террористическому движению «Талибан».

Решения служительницы Фемиды не раз называл незаконными Верховный суд, но человеку, находящемуся под следствием, это юридическое крючкотворство дает отличный шанс для того, чтобы уничтожить доказательства, перевербовать свидетелей обвинения, затянуть время, а в итоге и вовсе скрыться от ответственности. И вряд ли судья, идущая на поводу у не бедных обвиняемых, не понимала, что творит.

Г-жа Габидуллина не чуралась и экономических споров, чувствуя себя профессионалом в исках любой сложности. Ее решения стали ключевыми в разорении «Теастана». Судья без ведома владельцев арестовала акции чайной фабрики и признала ничтожными договоры дарения и купли продажи. Новым хозяином ценных бумаг оказался г-н Моисеев, позже арестованный за мошенничество с этими активами. Эта же служительница Фемиды принимала решение о законности захвата магазина, расположенного в Уфе по адресу Цюрупы, 80. Позже спорящие стороны договорились между собой, но если бы не помощь г-жи Габидуллиной, вряд ли настоящий владелец так легко поделился своей собственностью с захватчиками. Вероятно, в судейской истории г-жи Ахметовой есть еще немало одиозных решений, которые не стали достоянием гласности.

Кстати, вся история реформы российской судебной системы доказывает, что судье, явно превысившему свои полномочия, опасаться нечего. Неправомерное или незаконное решение отменит вышестоящий суд, вернув дело на новое рассмотрение, как это случалось со многими вердиктами г-жи Габидуллиной-Ахметовой. Благодаря щедрым нововведениям реформаторов, судьям, избранным пожизненно, кроме своей совести, никто не указ — ни сам черт, ни вышестоящий суд. А если нет ее, этой совести?

Мы неоднократно рассказывали о противоречиях, которые кроются в дарованных судьям «демократических» нормах - несменяемости и независимости. Согласно законодательству никто не вправе лишить даже необычную судью полномочий, кроме самих судей.

- Вот вы все пишете, а толку нет, - в сердцах как-то заметил знакомый адвокат, в очередной раз столкнувшись с не правовым решением Кировского суда Уфы. – Нет на судей управы, потому и критики в прессе они не боятся.

Но, похоже, судья, по-своему трактующая законодательство, после наших публикаций стала притчей во языцех и в судейском сообществе. По крайней мере, председатель Верховного суда РБ Михаил Тарасенко заявил на внеочередной конференции судей, что такие судьи как г-жа Ахметова, допускающие массу нарушений при вынесении решений, не могут рассчитывать на новый срок. А квалификационная коллегия судей РБ поддержала председателя в его желании заняться очищением рядов.

По неподтвержденным пока данным, ККС РБ отказала в полномочиях еще нескольким служителям Фемиды Кировского суда, а всего в Уфе расстанутся с мантиями 25 отправителей правосудия. Неужели судебная реформа, о которой так много говорили, по-настоящему затронула судейский корпус Башкирии?

"