Posted 2 октября 2012,, 18:19

Published 2 октября 2012,, 18:19

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

Хитроумное мошенничество стало предметом разбирательства в надзоре ВС РБ

2 октября 2012, 18:19
На минувшей неделе надзорная коллегия Верховного суда отложила рассмотрение представления прокуратуры Башкирии, отстаивающей законность постановления отказа в возбуждении уголовного дела по фактам крупного мошенничества и преступления против правосудия. Самой высшей инстанции республиканской Фемиды потребовалось дополнительно изучить материалы доследственной проверки. А странность этого дела в том, что в прокуратуре пытаются подтвердить не законность возбуждения уголовного дела, а напротив, уберечь от уголовного преследования возможных фигурантов.

- На наш взгляд, дополнительное исследование надзорной инстанцией материалов доследственной проверки – единственное правильное и необходимое решение, - говорит пострадавший от махинаций аферистов гендиректор компании «Стройтехмонтаж» Юрий Трифонов. – Закон и порядок – это не погреб, где можно спрятаться, закрыть крышку и укрыть от уголовного преследования вероятных подозреваемых.

Напомним, мы уже рассказывали, как агент по недвижимости Екатерина Чехова, передала через суд в собственность партнера Олега Гизбрехта имущество организации «Стройтехмотнаж», «забыв» спросить согласия у директора и учредителей этой организации. Имея на руках доверенность от строительной фирмы, предприимчивая гражданка явилась в Кировский суд Уфы, где от имени строителей признала иск на недвижимость площадью свыше 1000 квадратных метров. Так как, по мнению судьи, ответчик не возражал против передачи огромных помещений в центре города, служительница Фемиды приняла решение в пользу г-на Гизбрехта. Это потом выяснилось, что в суд были представлены поддельные договора, а подписи директора «Стройтехмонтажа» переведены через стекло.

Но тогда у суда не было необходимости проверять подлинность бумаг, ведь схема завладения чужой собственностью была проведена в «лучших» традициях рейдерского захвата, когда истца и ответчика представляют одни и те же люди.

- Вероятно, аферисты не слишком были уверены, что решение районного суда даст им возможность завладеть имуществом и бизнесом нашей компании, - говорит Юрий Трифонов. – Тем более, что это решение базировалось на липовых документах. Думаю, у авантюристов возник план, как «узаконить» состряпанные ими бумаги – они обратились с «долговыми» исками к «Стройтехмонтажу» в Арбитражный суд РБ, чтобы заверить в судебном порядке подложные договора. А поддельные бумаги после процесса, наверное, намеревались уничтожить, и тогда что-либо доказать нам было бы проблематично.

Но хитроумная афера юристки-самоучки все-таки раскрылась.

- До нас дошли слухи, что в Арбитражном суде Башкирии идут сразу три процесса, где мы выступаем ответчиками, - рассказывает Юрий Трифонов. – Но мы то ни о каких судебных делах не знали! Обратились в АС РБ и выяснилось, что действительно, Екатерина Чехова инициировала три иска по несуществующим задолженностям, за которые истица с отменным аппетитом намеревалась получить помещения, отданные г-ну Гизбрехту, 180 миллионов рублей и имущество в виде торговых площадей в Сипайлово! А в деле имелись документы, что мы должным образом оповещены о начале процессов. Оказалось, что женщина, пользуясь нашим расположением, заходила в офис и просила не подозревающую ни о чем плохом секретаршу расписаться в извещениях, объясняя, что она ведет дела фирмы.

По словам Юрия Трифонова, горе-агентка была уверена, что сумеет и арбитражные процессы сохранить втайне от владельцев недвижимости, а значит потихоньку решить все возникшие у нее материальные проблемы.

Екатерина Чехова заявила на суде об имевшейся у нее задолженности перед г-ном Гизбрехтом в 20 миллионов рублей, но документов, подтверждающих факт долга, не представила, объяснив, что бухгалтерия утеряна. По словам Екатерины Чеховой, в 2005 году г-н Гизбрехт выступил инвестором расселения жителей двух домов на улице Крупской, где позже взметнулась многоэтажка, построенная «Стройтехмонтажом». Не менее любопытно, что в свое время г-жа Чехова представила те же самые документы по расселению людей в «Стройтехмонтаж», возводивший этот дом, и они в июле 2010-го расплатились с ушлой женщиной квартирами в другом строящемся здании на улице Бикбая, но уже на сумму 74 миллиона рублей.

- В суде дама предъявила документы о расселении людей на 74 миллиона рублей и попросила вычесть из этой суммы 20 миллионов, якобы полученные в августе 2010 года у Гизбрехта, - рассказывает г-н Трифонов. – С нас она во второй раз, к тем средствам, которые она получила в июле, потребовала за расселение еще 54 миллиона. Расчет был прост – если суд согласится с этой суммой, значит существовали и деньги, полученные ею у «инвестора».

Строители полагают, что если риэлторша и в самом деле брала у г-на Гизбрехта 20 миллионов рублей, то явно не для того, чтобы помочь приобрести квартиры людям в домах, попавших под снос. Ведь по условиям договора расселение осуществлялось на деньги «Стройтехмонтажа». Возможно, коммерсант потребовал от дамы возвращения долга, и тогда она решилась на судебную авантюру.

- Эти люди, если бы судебная афера удалась, стали бы собственниками помещений и получили бы от «инвестирования» в 20 миллионов рублей прибыль в 600%! - возмущается Юрий Трифонов.

Правда, при этом Екатерина Чехова не учла, что часть этого же помещения в 174 квадратных метра в 2008 году она сама продала другому частному лицу, получив 3 миллиона рублей и проведя сделку через банк. Причем собственнику квадратных метров дама перечислила лишь два с половиной миллиона, пообещав отдать 500 тысяч позже, но так и забыв о долге.

- Похоже, женщина просто выкинула из головы эту сделку и не вспоминала про полмиллиона рублей, - говорит Юрий Трифонов. – Через два года по нашему настоянию она все-таки закрыла этот двухлетний долг, фактически подтвердив, что продала помещения задолго до того, как предложила эти «квадраты» своему «инвестору». Потом факт наличия «более раннего» хозяина спорного помещения установил и Арбитражный суд.

Хотя вряд ли г-жа Чехова сообщила Олегу Гизбрехту о такой досадной «мелочи», как наличие другого владельца вожделенных квадратных метров. И уж тем более не задумалась, что у строителей есть своя бухгалтерия, где в актах взаимозачетов отражены реальные данные.

- Документы, которые наша фирма представила в арбитраж, прошли три экспертизы на подлинность, - уверяет директор «Стройтехмонтажа». – То есть факт реальности наших документов на суде был доказан. Но ранее как раз о наших, якобы поддельных документах, на процессах заявляла г-жа Чехова. И когда выяснилось, что она лжет, суд ни разу не привлек горе-истицу к ответственности за откровенную клевету.

Во всех трех случаях строительной фирме удалось отстоять свою правоту, проведя не менее 20 судебных заседаний, в том числе и в высших арбитражных инстанциях в Челябинске и Екатеринбурге. Правда, на это ушло полтора года, а собственники пережили не лучшие времена, доказывая в судах, что никакой задолженности перед женщиной не имеют.

Юрий Трифонов полагает, что у Екатерины Чеховой были далеко идущие планы: если бы собственники так и оставались в неведении, а суд, со слов агентки, признал якобы существующие перед ней долги «Стройтехмонтажа», следующим шагом рейдеров стало бы заявление о введении процедуры банкротства строительной фирмы.

- То есть, нет фирмы - нет и споров за дважды проданные помещения и уже полученные деньги, - разводит руками Юрий Трифонов.

По закону для того, чтобы объявить компанию несостоятельной, достаточно долга, чуть превышающего 100 тысяч рублей. А как только фирма попадает в процедуру банкротства, суд вводит внешнее управление, назначая антикризисным менеджером человека со стороны, который имеет право распоряжаться чужим имуществом и банковским счетом. И если бы с молотка начала уходить вся принадлежащая собственникам «Стройтехмонтажа» недвижимость, им бы стало не до художеств г-жи Чеховой!

Но именно на судах выяснилось, что дамочка решила ввести в заблуждение и Фемиду, представив в качестве доказательств наспех склеенные из разных листов договора с липовыми подписями. И именно эти факты достоверно установлены доследственной проверкой, а учитывая, что в аферу с присвоением чужой недвижимости вовлекли судебную власть, в следственном комитете возбудили дело сразу по двум статьям уголовного кодекса - мошенничеству в особо крупных размерах и фальсификации доказательств по гражданскому делу. И именно это уголовное дело сегодня стало камнем преткновения между пострадавшими от действий авантюристов и башкирской прокуратурой, настаивающей, что уголовное дело возбуждено «необоснованно».

Казалось бы, следственный комитет, возбудивший уголовное дело по факту аферы на десятки миллионов рублей, вполне компетентное ведомство, чтобы определить, имеются ли признаки преступления в действиях возможных подозреваемых.

Но, как уверяют пострадавшие, в прокуратуре РБ посчитали иначе, не позволив следствию даже исследовать доказательства. Любопытно, что законность возбуждения уголовного дела подтвердил районный суд, признав его обоснованным, а затем и коллегия по уголовным делам Верховного суда РБ посчитала, что следователи на законных основаниях исследуют факт возможного мошенничества. И решение кассационной инстанции даже вступило в законную силу.

Правда, исполнять судебное решение никто не торопился. И лишь после того, как пострадавшие от рук мошенников обратились к генпрокурору Юрию Чайке, заявив что в башкирской прокуратуре «блокируют» расследование уголовного дела, в республиканском ведомстве вспомнили о высшей судебной инстанции и обратились в коллегию по надзору, чтобы отстоять законность своего решения. Понятно, что честь мундира для ревизоров в погонах - не пустые слова, и признать, что надзорное ведомство где-то ошиблось, не просто. Но обычно в прокуратуре оспаривают решения судов в случае, если, по мнению обвинителей, преступник наказан не слишком сурово. И впервые представители надзорного ведомства требуют от суда, чтобы возможного подозреваемого в тяжком преступлении, в том числе и против правосудия, оставили в покое.

А ведь имя Екатерины Чеховой фигурирует еще в одном уголовном деле, которое расследует следственное управление МВД по РБ и в ближайшее время оборотистой даме предъявят обвинение в двойной перепродаже квартир. Здесь обманутыми оказались пять семей, отдавших посреднице все свои сбережения, но жилья так и не получивших. Также в правоохранительные органы обратились 34 человека, заплатившие даме за гаражные боксы, но собственниками гаражей так и не ставшие. И, учитывая настрой прокуратуры Башкортостана спасти вероятную подозреваемую любой ценой, надеяться на благополучный для пострадавших исход этих уголовных дел пока не приходится. Но строители уверены, что закон восторжествует.

Олег КЛЮЕВ.

"