Posted 1 июля 2014,, 20:22

Published 1 июля 2014,, 20:22

Modified 10 ноября 2022,, 18:46

Updated 10 ноября 2022,, 18:46

В прокуратуре, отстаивая интересы обвиняемой, забыли о правах потерпевших

1 июля 2014, 20:22
Беспрецедентное решение принял Кировский районный суд Уфы, потребовав начать судебный процесс над 54-летней авантюристкой Екатериной Чеховой и запретив прокуратуре Башкирии возвращать уголовное дело против хитроумной дамы на доследование. Предприимчивая женщина, трудившаяся риелтором, умудрилась умыкнуть у доверяющих ей работодателей помещение в центре города стоимостью около 100 миллионов рублей, попросту подделав документы. При этом надзорное ведомство РБ вот уже четыре года, с упорством, достойным лучшего применения, использует все данные государством полномочия, чтобы освободить сметливую риэлторшу от уголовного преследования.

Вот ведь странность – вместо того, чтобы привлечь к ответу человека преступившего закон, «государево око» создает бесконечные препоны для пробуксовки следствия. Хотя в обязанности прокуроров как раз входит надзор за расследованием уголовных дел и пресечение подобной волокиты, с помощью которой обвиняемые и подозреваемые могут «соскочить» с крючка правоохранительной машины.

В очередной раз в прокуратуре РБ не нашли «оснований для утверждения обвинительного заключения», предъявленного Чеховой. Но районная Фемида посчитала постановление первого зампрокурора РБ Олега Горбунова незаконным и необоснованным, особо отметив, что «следствие ведется длительное время – более 2,5 лет и имеет место ограничение доступа граждан к правосудию». Так что, несмотря на чье-то страстное желание помочь избежать наказания обвиняемой, она неизбежно окажется на скамье подсудимых.

Но эта настойчивость - любой ценой спасти проштрафившуюся агентку по недвижимости, вызывает много вопросов.

Напомним, еще в сентябре 2010 года женщина, втершаяся в доверие к руководству строительной фирмы «Стройтехмонтаж», с подделанными бумагами отправилась в Кировский суд Уфы, где выступая одновременно и истцом, и ответчиком, и представителем своего «лучшего друга» Олега Гизбрехта, передала мужчине дорогостоящую недвижимость, принадлежащую строителям. Помещения в центре города на улице Крупской г-н Гизбрехт, похоже, искушенный в отъеме чужой собственности, оформил в регистрационной палате в момент, когда на квадратные метры был наложен арест.

Как это часто бывает, настоящие владельцы здания узнали, что их обокрали, только когда правоохранители поинтересовались, почему они не выезжают из офиса, принадлежащего другому человеку. Подобные схемы злоупотребления правом в ходу у черных рейдеров, когда доверчивые хозяева в последнюю очередь узнают, что с помощью судебного решения их собственность волшебным образом перекочевала в чужие руки. Факт представления в суд поддельных бумаг, положенных в основу судебного решения, следствие установило доподлинно, а преступления против правосудия и государственной власти считаются наиболее тяжкими. Но тут за аферистку почему-то «вступилась» прокуратура.

Казалось бы, прямая обязанность ревизоров в погонах стоять на страже закона и стремиться сделать все возможное, чтобы зло было достойно наказано. Но в региональной прокуратуре тогда посчитали иначе. Не успели следователи взяться за расследование преступления против правосудия, как дело затребовали на проверку в региональное надзорное ведомство, где тут же отменили расследование, якобы из-за недостатка доказательств. Для того, чтобы вновь возбудить уголовное дело, и доказать законное право его возбуждения понадобилось 14 судебных процессов и три года – суды требовали устранить нарушения закона, а прокуроры обжаловали каждое определение, настаивая, что смысла в уголовном преследовании г-жи Чеховой нет.

Судебные инстанции, в том числе и надзор Верховного суда РБ подтвердили – никто не вправе посягать на конституционное право заявителей на защиту от преступлений и объективное расследование и потребовали от прокуроров немедленно «отозвать» незаконное постановление об отмене возбуждения уголовного дела. То есть в течение 3 суток со дня вступления в силу судебного решения прокуроры обязаны были исполнить судебный акт, но в надзорном ведомстве положили это решение под сукно на долгие месяцы. И лишь окрик из Генпрокуратуры заставил чиновников регионального прокурорского ведомства исполнить закон и дать доступ к правосудию людям, которые потеряли свою собственность.

Екатерину Чехову, спустя четыре года, все-таки привлекли к уголовной ответственности, выбрав для женщины меру пресечения в виде подписки о невыезде. В процессе ознакомления с уголовным делом хитроумная гражданка умышленно затягивала сроки, ссылаясь на плохое самочувствие и занятость, и тем не менее следствие предъявило даме обвинительное заключение, чтобы отправить уголовное дело после утверждения прокуратурой РБ в районный суд. Но как только документы попали ревизорам в погонах, в надзорном ведомстве снова возникли сомнения в виновности женщины.

- Разве не суд определяет вину того или иного человека? – удивится читатель. – Разве не эта инстанция наказывает тех, кто совершил преступление и оправдывает, если вина не доказана?

Кстати, и в Кировском суде Уфы, отменившем в июне этого года прокурорское постановление о срочной необходимости более тщательного расследования, тоже, похоже, удивились основаниям, на которые ссылались в надзорном ведомстве. Так, прокуроры утверждали, что следствие не сумело доказать фальсификацию доказательств, но при этом, как установила Фемида, «не указали причину и норму права по которым нельзя использовать доказательства обвинения, перечисленные следователем в обвинительном заключении».

- В постановлении использовались формальные основания, которые не могут на самом деле называться недоработкой следствия, - уверен директор «Стройтехмонтаж» Юрий Трифонов. – Например, прокурорам показалось, что сроки расследования превышены, но суд указал надзорному ведомству не просто на арифметические ошибки, но и на нормы закона, которые устанавливают фактические сроки рассмотрения уголовных дел. Получается, что судьи, в отличие от надзорного органа, имеют более высокую квалификацию в оценке следствия и способны вникать, рассуждать и делать выводы, основываясь на законе и порядке, а те, кто должен это делать по закону, почему-то, нет.

Ходят слухи, что после того, как прокуроров лишили права возбуждать и прекращать уголовные дела и оставили за надзорным ведомством лишь контроль за расследованием, нечистоплотные ревизоры в погонах нашли способ помогать зажиточным людям, попавшим под уголовное преследование. Рассказывают, что такие службисты могут «заматывать» следствие до бесконечности, отправляя дело на доследование для якобы устранения ошибок и добиваясь, чтобы правоохранители, устав от формальных придирок, махнули рукой на расследование и не передавали дела в суд. Может и правы люди, утверждающие, что за кражу 100 рублей можно отправиться на нары, а в случае прикарманивания 100 миллионов жить дальше счастливо?

- Мы много лет не можем восстановить законные права на объекты недвижимости, которые сами и построили, - рассказывает директор «Стройтехмонтаж» Юрий Трифонов, находясь, кстати, в арестованном офисе. - Была надежда, что с приходом нового прокурора Андрея Назарова, издевательство прекратится, но сегодня мы понимаем, что ничего не изменилось и нам по-прежнему отказывают в праве защитить свою собственность. А согласно закону, виновна г-жа Чехова или нет, должен решать только суд.

Между тем компания «Стройтехмонтаж» работает на башкирском строительном рынке уже 20 лет и только за последний год возвела 25 тысяч квадратных метров жилья. За время своего существования и возведения, в том числе и жилых зданий, в «анамнезе» фирмы нет ни одного обманутого человека.

- Какая-то абсурдная ситуация, - разводит руками г-н Трифонов. – Мы никуда не исчезаем, а Екатерину Чехову объявляли в розыск, мы продолжаем строить, а эта дама уничтожила все документы, и теперь вновь для нее создаются все условия, чтобы уйти от ответственности, а мы постоянно находимся в роли просителей, чтобы вернуть законное имущество стоимостью в сотню миллионов рублей.

В компании «Стройтехмонтаж» считают, что «сегодня очевидна заинтересованность прокурорских работников РБ в исходе уголовного дела против Екатерины Чеховой», и намерены привлекать к ответственности тех государственных служащих, которые откровенно игнорируют закон.

- Мы просто обязаны ознакомить вышестоящих работников прокуратуры России с тем «беззаконием с гарантией», которое происходит с нами и с нашим предприятием многие годы, - продолжает Юрий Трифонов.

Любопытно, что до работников компании дошли слухи, что «адвокатам» в погонах г-жи Чеховой приглянулось помещение, из-за которого и начался весь сыр-бор. Уведенное у собственников здание располагается в Уфе на улице Крупской, 4, а здание республиканского надзорного ведомства находится всего лишь в трех минутах ходьбы.

- Но мы далеки от мысли, что разгадка этой затянувшейся истории может быть настолько некрасивой, - говорит Юрий Трифонов. - И надеемся, что прокурор Республики Башкортостан Андрей Назаров досконально разберется, как получилось, что наши права целенаправленно и постоянно нарушались и нарушаются. Все-таки призвание надзорного ведомства – это закон и его неукоснительное соблюдение, а не отстаивание чьих-либо интересов.

Олег КЛЮЕВ.

"