В Уфе станут собирать двигатели для нескольких марок отечественных вертолетов

В Уфе станут собирать двигатели для нескольких марок отечественных вертолетов

3 июня 2009, 00:11
Политика
В минувший понедельник в столице Башкирии побывал заместитель министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Чиновник столь высокого ранга прибыл в Уфу, чтобы оценить перспективы возможной сборки двигателей для целой линейки отечественных вертолетов, включая высокоскоростные, на площадке Уфимского моторостроительного объединения.

До приезда Дениса Валентиновича в государственной корпорации двигателестроения, разрабатывающей инвестиционную программу по созданию новых вертолетов, рассматривались для сборки заводы в Подмосковье и в Санкт-Петербурге. Однако, после экскурсии по УМПО, замглавы российского минпрома заявил, что Уфа имеет «самые большие шансы» стать главным производителем вертолетных моторов.

- УМПО полностью отвечает требованиям, которые предъявляются сегодня не только к авиационному двигателестроению, но и производству вертолетных двигателей, - объяснил г-н Мантуров.

Надо сказать, что для республики подобный инвестиционный проект станет благом – ведь разработка моторов для целой линейки отечественных вертолетов создаст рабочие места и самым лучшим образом скажется на всей экономике Башкирии. Кроме того, новая жизнь, возможно, начнется и у уфимского завода «Гидравлика», выпускающего комплектующие для авиастроения и Кумертауского вертолетного завода, где нуждаются в двигателях для геликоптеров. 

- Есть вариант, что все эти предприятия войдут в двигателестроительную корпорацию, - поделился планами Денис Мантуров. – Стоит рассмотреть создание агрегатного холдинга, где будут «завязаны» все производства.

Кстати, в башкирском правительстве считают, что в новый холдинг может стать спасением и для других производств, связанных с авиастроением.

- У нас много производств, связанных с авиацией, - заметил глава правительства Башкирии Раиль Сарбаев. – А УМПО – это целый город, где 20 тысяч работающих. Новое системообразующее производство не только займет людей, но и позволит развиваться не одному предприятию, а в Кумертау – и целому поселению.

Замруководителя минпрома России Денис Мантуров отметил, что «на УМПО применяются уникальные технологии, подобных которым нет нигде в стране».

- Больше всего меня поразила вакуумная камера, где производится сварка аргоном ответственных узлов авиационных двигателей, - признался Денис Валентинович.

Действительно, участок электронно-лучевой сварки на УМПО напоминает кадры из фантастического фильма. В безводушном помещении находятся люди в герметичных скафандрах, а в их руках взрываются снопы искр, как будто смазанные рапидом.

- Сварка жаропрочных титановых сплавов на воздухе не возможна, - объясняет наладчик Владимир Михайлов, наблюдающий за фантасмагорическим процессом через специальные иллюминаторы и поддерживающий связь с «космонавтами» внутри вакуумной системы. – Программное управление позволяет сваривать сложные швы с высокой точностью.

Кстати, многое из имеющегося на УМПО оборудования не имеет аналогов в России. Например, только здесь производят высокоточные детали для российских боевых самолетов пятого поколения. За всю историю УМПО здесь было выпущено свыше 50 наименований различных авиационных двигателей. 

- Продуваемые лопатки для ротора военного истребителя, полые внутри с вихревой матрицей не делают больше нигде, - гордится начальник литейного цеха Борис Долин. – Это жаропрочное высокотехнологичное изделие, требующее передовых технологий.

Здесь же – единственный в России технопарк с роботизированной установкой по моделированию производственного процесса – совместное детище УГАТУ и УМПО.

- Наши студенты уже пишут новые программы для трудоемкого процесса обработки сопловых лопаток для реактивных двигателей, - говорит ректор авиационного университета Мурат Гузаиров. – Так что на заводе растет отличная смена.

В одном из цехов завода закончен монтаж французского комплекса АСB, способного проводить сварку трением при изготовлении новейших типов газотурбинных двигателей. В ближайшем будущем здесь появится оборудование для диффузионной сварки и сверхпластичного формирования роторов колес компрессора.

- Мы прославились не только высокоточными узлами и агрегатами, - рассказывает главный диспетчер УМПО Ленар Ткачев. – Американцы, разрабатывая моторы для самолетов, сделали ставку на электрику, а мы – на гидравлику. И уже сейчас весь мир убедился, что гидравлические двигатели надежнее.

- УМПО имеет блестящие рекомендации в производстве двигателей, - говорит г-н Мантуров. – Побывав на заводе, я только заново в этом убедился.

Кстати, пока Россия закупает движки для вертолетов на Украине, но в ближайшем будущем, возможно, у «незалежной» в Уфе появится серьезный конкурент.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter