Posted 2 мая 2011,, 14:37

Published 2 мая 2011,, 14:37

Modified 10 ноября 2022,, 18:55

Updated 10 ноября 2022,, 18:55

Почему хозяин уфимского такси Марат Аюпов безнаказанно рискует жизнями людей?

2 мая 2011, 14:37
Рынок автоперевозок в Башкирии активно развивается, и ни для кого не секрет, что денежная емкость его превышает все мыслимые пределы. И дело даже не в том, что доходы этой отрасли велики – просто, похоже, это единственное поле, которое практически не контролируется государством. Таксисты собирают с пассажиров наличные деньги, которые собственники не спешат «светить» в налоговых декларациях. В лучшем случае такие перевозчики выплачивают минимальный налог, в худшем – ведут криминальный бизнес.

Понятно, что и зарплату водителям хозяева автофирм выплачивают по-черному, лишая государства сборов на доходы физических лиц, а подчиненных - пособий по старости. Но самое неприятное даже не то, что республика теряет немалые средства на неучтенных фискальных доходах, а то, что за жизнь и здоровье пассажиров башкирского такси сегодня не отвечает никто.

Чудак с большой дороги

Установленные законом правила безопасности предполагают, что автокоммерсант, взявший на себя обязанность по оказанию услуг пассажирам, имеет гараж, где обслуживаются и проходят техосмотр автомобили, содержит в штате техперсонал и врача, осматривающего шоферов перед выездом, и диспетчерскую службу, контролирующую выход на линию исправных авто и здоровых, соблюдающих режим труда и отдыха водителей.

На деле же весь персонал уфимских такси умещается в одной комнатке, где сидит принимающая заказы барышня-диспетчер. Сколько автомобилей обслуживает население, подчас не знает и сам хозяин фирмы – таксисты выезжают по заказам прямо из дома, получив сообщение на пейджер или по сотовому телефону. О том, трезвым ли водитель сел за руль, выйдя из-за праздничного стола по вызову диспетчера, сколько суток он провел за рулем, и какое авто повезет людей, вообще неизвестно никому.

За исправность машины отвечает сам водитель, а он легко может пренебречь правилами безопасности, если речь идет о заработке. И действительно, есть ли смысл проверять тормоза перед выездом на большую дорогу, если и хозяин фирмы, и его подчиненные гонятся за длинным рублем?

Гаишники рассказывают, что справки от врача о праве выхода на линию вываливаются у таксистов из карманов пачками – такие бланки легко покупаются и продаются.

Но и это не самое страшное. Оказывается, садясь в такси, пассажиры не только рискуют попасть в аварию, но и стать жертвами неуравновешенного водилы. История, случившаяся в уфимском микрорайоне Сипайлово, - тому подтверждение.

- Мы вызвали такси фирмы «Лидер» около двух ночи, - рассказывает припозднившийся на именинах друга уфимец Олег Власов. – Машину заказывала моя знакомая, а мы с приятелем Тимуром Рахматуллиным решили отправиться домой вместе с ней. Девушка ехала в Зеленую Рощу, мы с товарищем должны были выйти раньше.

По словам Олега, у подъезда стояла машина «Рено-Логан» с госномером В 758 НС 102, самая распространенная среди таксистов недорогая иномарка, причем без каких-либо опознавательных знаков такси «Лидер».

- Таксист с самого начала повел себя неадекватно, - уверен Олег. – Увидев нас, парень грубо спросил: «Быстрее ногами не могли двигать?». На переднем сиденьи у него расположилась какая-то дама, которую он представил как свою жену. Мы втроем сели на заднее сиденье.

Как рассказывает Олег, странный извозчик во время поездки отпускал шутки ниже пояса и всячески оскорблял пассажиров, женщина, сидящая впереди, молчала и в разговор не вмешивалась.

- На улице Гагарина мы решили выйти – ехать со столь необычным водителем нам показалось опасным, - продолжает Олег. – Попросили мужчину притормозить у светофора, но он вместо того, чтобы прижаться к обочине, вдруг вывернул руль влево и ударил «Вольво», следовавший нам навстречу.

Любопытно, что как только случилась авария, «супруга» водителя тут же, посреди ночи, исчезла, и больше женщину никто не видел. Да и сам таксист повел себя странно.

- У меня сложилось впечатление, что водитель намеренно совершил ДТП, - рассказывает Олег. – По крайней мере, первая реакция человека, совершившего аварию, посмотреть повреждения, нанесенные его транспортному средству, а здесь мужчина даже не вышел из автомобиля, а, повернувшись к нам, потребовал деньги.

Извозчик уверенно заявил, что в ДТП виновны его пассажиры и сообщил, что ребятам придется раскошелиться.

- Водитель вел себя агрессивно, ругался матом и обещал нас «закопать», если мы с ним не расплатимся, - говорит Олег. – Мы решили выйти из машины, и, как только оказались на тротуаре, шофер подлетел ко мне, схватил за руку, сделал подсечку и уронил на асфальт. Тимур попытался заступиться, но мужчина разбил ему лицо о багажник автомобиля, а я, когда встал, получил серьезный удар в область сердца.

Тимура на скорой отвезли в 21-ю больницу, где наложили швы на бровь, нос и лоб – молодой человек провел на больничной койке три недели, залечивая раны и сотрясение мозга после удивительной поездки. У Олега - переломы, вывихи ребер. Водитель такси «Лидер» оказался бывшим спецназовцем и нынешним рецидивистом, имеющим не одну судимость. Сегодня его разыскивает милиция – мужчина растворился на просторах России.

Избитая истина

Интересно, что когда попавшая в переделку приятельница Олега и Тимура попыталась дозвониться в такси «Лидер», и, объяснив, что произошло, вызвать новую машину, барышни-диспетчеры на голубом глазу заявили, что не знают агрессивного водителя. Более того, дамы объяснили, что впервые слышат о заказанном у них такси.

- Мы им говорим: «Девушка, но ведь есть от вас смс-сообщение, где указан номер подъехавшей к нам машины», - рассказывают пассажиры такси – А они: «Нет, ничего не знаем, вы нам не звонили». Скорее всего, у диспетчеров есть установка отказываться от проштрафившихся водителей.

И действительно – для чего хозяину фирмы брать на себя ответственность? Чаще всего между владельцем фирмы, оказывающей таксомоторные услуги, и водителями никаких договоров не заключается – оговариваются лишь суммы, которые шоферы должны сдавать хозяину после окончания рабочего дня.

- У меня сложилось впечатление, что напавший на нас водитель был не просто под «газом», а находился в состоянии наркотического опьянения, - говорит Олег Власов. – Но доказать это теперь мы не можем, с места происшествия нас увезли на скорой, а приехавшие на аварию сотрудники ДПС не удосужились проверить состояние таксиста.

Похоже, что в фирмах, оказывающих извозчикам услуги по диспетчеризации, не только не интересуются состоянием здоровья водителя, но и вряд ли выясняют подробности его биографии.

Между тем, избивший своих пассажиров Александр Таркан неоднократно судим за нанесение тяжких телесных повреждений и разбой, и ему явно не впервой разминать кулаки на беззащитных людях. Как такому человеку доверили жизни и здоровье пассажиров – вопрос остается открытым.

- Сегодня в УВД № 8 по факту нападения на пассажиров такси «Лидер» возбуждено уголовное дело, - говорит адвокат потерпевших Рашид Сафиев. – Если милиционеры поймают таксиста-беглеца, ему предъявят обвинение сразу по двум статьям Уголовного кодекса – одному из своих пассажиров он нанес телесные повреждения средней тяжести, а второму - причинил легкий вред здоровью.

Сами таксисты «Лидера» утверждают, что Таркана хозяин держал при себе как штатного «выбивалу».

- Он редко выезжал сам за рулем, в основном слонялся по офису и отлучался по каким-то таинственным делам, - рассказывают сотрудники. - Видимо, у нашего хозяина, помимо официального бизнеса были еще какие-то не слишком законные интересы.

По словам г-на Сафиева, перспектива у этого дела «ясная», так как происшествие наблюдали не менее четырех свидетелей – пассажиров поврежденной машины. Но при этом адвокат уверен, что придется еще приложить немалые усилия, чтобы получить компенсацию нанесенного вреда с фирмы, оказывающей услуги такси.

- Вряд ли таксомоторная компания возьмет на себя ответственность за произошедшее, - объясняет защитник. – Ведь истинный владелец фирмы постарался сделать все, чтобы скрыться за данными других лиц.

Настоящий собственник фирмы «Лидер» Марат Аюпов ранее подвязался на рынке мобильной связи, заработал первый капитал, трудясь финансовым директором в «БМ-Телеком» и параллельно, как говорят, извлекал сверхприбыли в «Интегрированных платежных системах». Но, видимо, никем не контролируемый рынок пассажироперевозок оказался намного ближе сердцу бизнесмена. Если заглянуть в бухгалтерию любого частного автопредприятия, выяснится, что здесь официально работают от силы три человека, которые получают минимальную зарплату. Между тем, эксперты уверяют, что казна на неконтролируемом рынке автоперевозок теряет многомиллионные суммы только на налоге на доходы физических лиц, поскольку все водители частных фирм получают зарплату черным налом. Гонщики отчитываются только перед своим рачительным хозяином, каждый день ожидающем навара. И ни в коем случае – перед налоговой инспекцией.

Учитывая налоговую непрозрачность – организация службы такси дело не только прибыльное, но и свободное от любых коммерческих рисков, - за аварии отвечает водитель, за жизни пассажиров - тоже, а хозяину остается лишь стричь купюры.

Неужели нет никакой управы на автобизнесменов?

- Нет, - говорит в надзирающих структурах. - Даже в случае, если удастся доказать, что за автомобиль, совершивший ДТП и покалечивший пассажиров, несет ответственность коммерческая фирма, имеющая лицензию на услуги такси, завтра эта контора исчезнет и зарегистрируется другая.

Свободные от навязываемых обществом формальностей извозчики давно стали головной болью во многих российских регионах. Они в любой момент могут снять табло с шашечками с крыши, а значит, и отказаться от своих пассажиров. Так что от агрессии и непрофессионализма водителей такси не застрахован никто. А ведь государству не только проще выстроить профессиональные автоперевозки, но и жестко их контролировать. Любое правительство считает жизнь людей главной ценностью, а потому и не доверяет судьбу своих граждан тем, кто заботится лишь о собственном кармане.

Валентин ОРЛОВ.

"