Posted 2 мая 2006,, 18:48

Published 2 мая 2006,, 18:48

Modified 10 ноября 2022,, 19:09

Updated 10 ноября 2022,, 19:09

Прибыль от ума. Сверхдержавы затмит интеллектом российская молодая поросль

2 мая 2006, 18:48
Российский экономический форум в Лондоне, завершившийся на минувшей неделе, как всегда, освещали многие средства массовой информации. На ежегодном собрании цвета российского бизнеса присутствовало достаточно статусных персон, однако это не помешало практически всем журналистам обратить внимание на выступление гендиректора компании "Башкирская химия" Сергея Черникова.— Наверное, это случилось потому, что на секции, посвященной председательству России в "Большой восьмерке", я поднял вопрос, не характерный для крупного бизнеса, — объясняет Сергей Юрьевич.
На предпринимательском форуме Черников заговорил… об образовании. Казалось бы, этой темой озабочены и российские чиновники, существует нацпроект, призванный решить проблемы многострадальной и претерпевшей массу реформ сферы, но не так часто о необходимости что-то менять в образовательных процессах говорят те, кто заинтересован в будущей прибыли. Погружение коммерсантов в государственную проблему может показаться странным, учитывая то, что образовательная система не только не способна приносить высоких доходов, но и назвать ее рыночным сегментом никому и в голову не придет. Однако Сергей Черников оказался убедительным. Он считает, что если не начать вкладываться в просвещение сейчас, завтра российский бизнес постигнет стагнация. Г-н Черников уверен, что перестройка учебных процессов в стране назрела сегодня как никогда, и от того, сможет ли Россия вписаться в формируемый сегодня общеевропейский образовательный рынок, зависит ее будущее. Борьба за рынок интеллекта В обсуждении нехарактерной для экономического форума темы приняли участие многие значимые российские бизнесмены, да так увлеклись, что ведущий заседание посол Великобритании в России Тони Брэнтон попросил вернуться к вопросам энергетики, которая, как выяснилось во время устроенной Черниковым дискуссии, тоже не станет успешно развиваться, если не вкладываться в ее интеллектуальный потенциал. Среди докладчиков были и председатель Комитета по международным делам Совета Федерации РФ Михаил Маргелов, глава Российского информационного общества Игорь Юргенс, и исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей Литовченко, и главный редактор International Gerald Tribune Элисон Смейл, которые согласились с бизнесменом из Башкирии. — Самый умный способ использовать денежные запасы — это вложиться в экономику знаний, — в один голос твердила элита российского бизнеса. Похоже, г-н Черников, действительно "зацепил" собравшихся. Гендиректор "Башхима" уверял, что Россия навсегда останется сырьевым придатком, пока не начнет интегрироваться в глобальный интеллектуальный дискурс. — Во всем мире уже началась постиндустриальная эпоха, когда прибавочная стоимость образуется посредством интеллектуальных открытий и новых технологий, — говорит Сергей Юрьевич. — В России же предпочитают черпать прибыль из сырьевых ресурсов. Надо смотреть в будущее, а не консервировать настоящее, убеждая себя и остальной мир в том, что Россия претендует на статус энергетической сверхдержавы. Экономика знаний тем и отличается от индустриальной эпохи, что интеллект, а не машина является главной производящей силой. Именно в сфере фундаментальной науки у России имеются колоссальные возможности и потенциал. Если мы хотим, чтобы нас уважали не только за наличие ядерного оружия, мы обязаны развивать экспансию страны на образовательном и интеллектуальном рынках. Игры разума По мнению г-на Черникова, для того, чтобы Россию начали принимать в Европе не как падчерицу, а как равноправного партнера, необходим интеллектуальный прорыв. Однако это невозможно без изменения российских стандартов обучения, унификации их с западными нормами. — Российская образовательная бюрократия и слышать не хочет о Болонских соглашениях. А ведь именно в рамках этих соглашений сейчас идет работа по унификации образовательных стандартов. Цель — совместимость системы оценок и знаний и взаимное признание дипломов о высшем образовании, — с жаром говорит Сергей Юрьевич. — Мы привыкли интеграционные вопросы рассматривать защищаясь, по принципу: "ах, как бы чего не вышло!". Но ведь можно попытаться посмотреть на проблему наоборот — пусть европейцы переживают, как бы высокие российские образовательные стандарты не подорвали их позиций в глобализирующемся мире. Сразу отмечу: конечно, это не реально по большинству гуманитарных дисциплин — политологии, менеджменту, маркетингу… Но вот в области фундаментальной математики, биологии, физики, близкой мне химии, наконец, кто нам соперник? Ревнители российского образования критикуют европейские стандарты, опасаясь, что из России начнется утечка мозгов. Именно поэтому нужно закрепляться на интеллектуальном рынке не отдельными учеными, работающими на западные гранты или просто уезжающими на Запад. Необходимо укрепляться институционально, целыми научными школами. Школы не утекают! Для этого и необходимо использовать Болонские процессы, а не бежать от них. В том же Китае пять лет назад был задан правильный вектор, и теперь Пекинский университет входит в 15 лучших высших образовательных учреждений мира. И это при том, что стартовые позиции китайцев в разы слабее наших. Кто и когда слышал о китайском образовании? Думаю, государству стоит всерьез рассмотреть возможность передачи бизнесу субконтрактов на формирование профессиональных стандартов. Ведь зачастую выпускник, получивший классическое образование, отправляется работать по специальности и всему учится заново. Потому что высшая школа слабо представляет себе, что действительно нужно экономике. Логично предположить, что если экономика в виде бизнеса начнет проникать в образовательную систему и формировать свой "заказ", то и образование должно проникать в сферу глобального экономического пространства. Глобализация — это ведь не столько содержание, сколько форма. Это — механизм обмена. После глобализации экономики неизбежно наступит глобализация образовательная. Сергей Черников знает, о чем говорит. Прямо из Лондона он прилетел в Стерлитамак, чтобы лично принять участие в собеседовании с призерами общегородской альтернативной олимпиады, которую проводила "Башкирская химия". Ведь теперь группа компаний "Башхим" будет ежегодно оплачивать обучение 35 студентов в Стерлитамакском филиале Уфимского государственного нефтяного технического университета. Учитывая, что выпускники после окончания вуза придут работать в компанию, стипендию этим счастливчикам также будет начислять химическая корпорация. Соглашение с вузом, который будет готовить специалистов для нефтехимической промышленности, подписано на 10 лет. — Это и есть вклад вашей компании в новый российский проект? — спрашиваем у г-на Черникова. — В нашем случае вклад в образование — жизненная необходимость. Не только мы, наверное, многие начали заниматься образовательными процессами, поскольку бизнес сталкивается с кадровыми проблемами, когда профессионалы уходят, а толковой молодежи не появляется. Мы привыкли не прогнозировать, а реагировать, ждать пока жареный петух клюнет. В нашем случае — это реакция на отсутствие химиков. Задачи по зубам В этом году состоится первый набор "Башкирской химии" в УГНТУ, но будущим абитуриентам, желающим обучаться за счет компании, было предложено проявить свои способности заранее. 200 школьников приняли участие в пятичасовом интеллектуальном марафоне, демонстрируя знания по физике и химии. По итогам соревнований было выявлено 20 победителей, которым будет представлено право поступить в вуз вне конкурса. Но так как со сложными заданиями отлично справились многие, проверять контрольные работы осторожные бизнесмены привлекли московскую профессуру, чтобы избежать кумовства. — Московские педагоги высказали мнение, что преподавание точных наук в Стерлитамаке на высоте, — говорит гендиректор "Башхима". — Да я, кстати, эту мысль и на экономическом форуме озвучил: мы до сих пор лидеры в области фундаментальных наук. Здесь мы дадим фору любому государству, и нужно разумно это использовать. Тем более, что уровень западного образования, после того как оно стало чересчур доступным, снижается, и это только усиливает наши позиции. Собеседование с будущими абитуриентами УГНТУ убедило гендиректора "Башхима", что инвестиции в просвещение будущих специалистов могут вернуться сторицей. — Ребята просто поразили меня, — рассказывает Сергей Юрьевич. — Это совершенно новое поколение, которое действительно сможет что-то изменить в стране. Они в 16 лет вполне по-взрослому обсуждают перспективы России и свою роль в них. Они думают и имеют собственное мнение по каждому вопросу, которое не обязательно совпадает с тем, что им внушают взрослые. Они ничуть не стесняются, с ними интересно спорить, причем разница в возрасте не ощущается. Один парень, мужичок такой, уже сейчас видно — обстоятельный, с внутренним стержнем, сказал: "Я хочу славы и денег". Я говорю: ну давай мы разберемся, чего ты хочешь больше. Выясняется, что он намерен работать на российский космос, развивать технологии, выводить космическую отрасль страны на прежний уровень. Когда юноша свои мечты изложил, я спрашиваю: "Ну, а деньги?". Он подумал немножко и отвечает: "Если получится с космосом, то деньги важны, но не настолько". Еще один парень заявил мне, что России в нынешнем ее виде как страны вскоре существовать не будет. Я говорю: "Как так? Давай обсудим", даже пиджак снял. Он мне объясняет, что даже самые великие империи гибли под напором не отягощенных интеллектом завоевателей. По его мнению, в самом ближайшем будущем то же самое случится и с Россией, если она не войдет в некую конфедерацию, где все будет строиться на принципе разделения ветвей власти. Я пытался спорить с парнем, исторические примеры приводил, уверял его, что наше дело поднимать эту страну и быть патриотами, на что он ответил: "Я не знаю, что такое патриотизм. Люблю свой город, а что такое любить всю страну и испытывать национальную гордость, не знаю". Впрочем, нигилизм подростков понятен — они росли и формировались в безвременье, когда отсутствовали любые идеалы. Меня больше всего поразило другое — они не только собственное мнение имеют, но еще и пытливый ум в себе несут, растут настоящие мыслящие люди, на которых мы, сегодняшние взрослые, не обращаем внимания. Они намного умнее нас, я им даже по-хорошему позавидовал. Вы помните себя в 16 лет, вас волновали проблемы страны? А ведь таких ребятишек в каждом провинциальном городе России, наверное, много. С такими толковыми ребятами действительно можно многое изменить — у них есть внутри стержень, на который можно нарастить любые амбициозные планы по интеллектуальному покорению мира. — Не возникает желания обогреть всю Россию? — Мы не единственные, кто принялся вкладывать в образование. Многие бизнесмены понимают, что за интеллектуальным потенциалом будущее. Но нашими хаотичными вложениями ситуацию не переломить. Образование нации — задача государства, и от его воли зависит не только многое, почти все. Государству уже сейчас нужно понять, что в образование нужно вкладывать в разы больше, чем это делается. Ведь самое главное, что есть у государства, это его интеллектуальный запас. И почему-то никто не думает, что сохранить и поддержать его сейчас, значит заложить фундамент будущего страны и ее процветания. Людмила АГАШКОВА.
"