Posted 1 апреля 2008,, 21:25

Published 1 апреля 2008,, 21:25

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Обвиняемого в коррупции начальника УФМС суд посчитал невиновным

1 апреля 2008, 21:25
Только сейчас становятся известны подробности скандала, разразившегося в республиканском управлении Федеральной миграционной службы в конце прошлого года. Тогда мы предположили, что руководитель УФМС по Башкирии 50-летний Ирик Иткулов вскоре потеряет свое место, поскольку следственный комитет следственного управления при Генпрокуратуре РФ по РБ всерьез взялся за расследование фактов, дискредитирующих миграционное ведомство. Подозрения оказались настолько серьезны, что как только предварительные материалы попали на стол к директору ФМС Константину Ромодановскому, он тут же отстранил своего подчиненного от должности. Главным «паспортистом» региона в качестве и.о. пока выступает г-н Нафиков.
Впрочем, ничего удивительного в поступке г-на Ромодановского нет. Ведь Константину Олеговичу представили конкретные доказательства, как
, состоявшая из чиновников в милицейских погонах, наживавшихся на проблемах мигрантов. Только кадровый приказ Ромодановского может оказаться ничего не решающим. Ведь его признала незаконным судья Кировского суда Уфы Зиля Ахметова. И это при том, что при обыске в квартире Иткулова на улице Менделеева были обнаружены три паспорта, выданные разными РУВД на его имя, огромные суммы наличности в конвертах и целый арсенал боевого оружия. Сотруднице районного храма правосудия эти доказательства показались незначительной мелочью. Служительница Фемиды одним росчерком пера уничтожила всю работу следователей следственного комитета по раскрытию коррупции в одном из «взяткоемких» ведомств Башкирии. Кстати, в недавнем прошлом, Зилю Ахметову все знали как Зилю Габидуллину, но судье зачем-то понадобилось поменять фамилию.
Впрочем, все по порядку.

Честь офицера

- Это хто? Ще надо? – округлил глаза потрепанный мужчина, явно пьющий не один день.

- Открывайте, у нас ордер на обыск вашего жилища, - сказали на лестнице.

Квартиросъемщик посторонился, с трудом удерживая равновесие. Хозяин, когда милиционеры с понятыми принялись обыскивать квартиру, оказался в невменяемом состоянии. Пьяный мужчина бросался на людей в форме, брызгая слюной и сжигая воздух ядовитыми парами. Вызванная бригада медиков констатировала: у пациента сильная алкогольная интоксикация. Пить Иткулов начал, как только понял, что находится в разработке, не зря же начальник башкирского УФМС носит полковничьи погоны.

Уголовное дело против г-на Иткулова возбудили в ноябре прошлого года, как впрочем, и против семи его подчиненных. Оперативникам стало известно, что «чиновничья мафия» поставила на поток «решение вопросов» по трудовой миграции для представителей определенных этнических диаспор.

Однако Ирик Газимович был настолько уверен в своей недосягаемости, что никак не ожидал обыска в квартире, где при понятых обнаружены вещи, мягко говоря, не красящие милиционера: незарегистрированные пистолет «Байкал» и два охотничьих ружья «Иж», деньги в конвертах, бланки заграничных паспортов и три российских паспорта, выданные на его имя. Не трудно догадаться, что «левые» документы сделать легко, если занимаешь пост начальника паспортного ведомства.

Кстати, чиновник весьма успешно пользовался всеми тремя удостоверениями личности, летая в командировки. Вероятно, надеялся запутать следы.

ФМС – структура, организованная не так давно и преобразованная из милицейской паспортно-визовой службы, занимается оформлением загранпаспортов, выдает разрешения на получение гражданства и временное проживание, контролирует трудовую миграцию. Надо ли говорить, что иностранцы, приезжающие в Россию, готовы платить немалые суммы для того, чтобы здесь легализоваться?

Любопытно, что Ирик Газимович, подчиненные которого подозреваются в коррупции, до назначения на пост шефа миграционной службы, трудился заместителем главы МВД по РБ. Полковник отлично знаком со всеми проблемами, с которыми сталкиваются переселенцы, поскольку отвечал как раз за вопросы миграции и паспортно-визовой службы. До недавнего времени некоторые считали его возможным преемником генерала Диваева на посту главы республиканского министерства внутренних дел. Об источниках этих слухов нетрудно догадаться.

Однако после того, как миграционное управление преобразовали в фактически независящую от МВД структуру исполнительной власти, г-н Иткулов, вероятно, решил, что может все.

Проведя широкомасштабные обыски по двум десяткам адресов, сотрудники прокуратуры и МВД обнаружили многомиллионные суммы в валюте и рублях и массу нелегального боевого оружия. В тот же день один из офицеров УФМС был задержан с поличным за получение взятки за содействие при оформлении загранпаспортов.

Например, начальник отдела трудовой миграции УФМС по РБ г-н Алибаев хранил дома два карабина, а занимавший до недавних пор должность заместителя начальника отдела центрального аппарата министерства внутренних дел республики Сергей Гагарин берег в сейфе полтора миллиона рублей и в придачу к ним два боевых пистолета - отечественный «Макаров» и «Райтер» английского производства.

Для чего объединенным общей целью чиновникам и правоохранителю понадобилось боевое оружие? Может быть, «компаньоны» в случае ареста собирались застрелиться?

Но как только закрутилась следственная машина, никто из них не пустил себе пулю в лоб, предпочитая действовать привычным способом подкупа и взяток.

Час суда

Правоохранители отказываются комментировать столь громкое дело, однако как нам удалось выяснить, подозреваемые чиновники создавали режим «наибольшего благоприятствования» для отдельных групп мигрантов, в частности, приезжих из Армении и Вьетнама. По версии следствия, сотрудники башкирского миграционного ведомства занимались легализацией преступных этнических общин и вымогали у различных диаспор средства для создания им «спокойной жизни». Кстати, подобные преступления представляют угрозу государственной безопасности страны, а потому караются особенно жестко.

Правда, судья Габидуллина-Ахметова, по странному стечению обстоятельств регулярно рассматривающая неоднозначные ходатайства проштрафившихся чиновников разного ранга, считает иначе. Впрочем, эта дама широко известна среди судейского сообщества именно своим «свободомыслием» и умением трактовать законы в пользу обвиняемых и подозреваемых.

Напомним, именно эта судья приговорила к пятилетнему условному(!) сроку экс-начальника паспортно-визового управления (ПВУ) МВД РБ Фарита Абдрахманова и его заместителя Рафика Кагарманова, обвиняемых в незаконной легализации граждан Афганистана, которые оказались причастны к террористическому движению «Талибан».

Г-жа Габидуллина отказала правоохранителям в ордере на арест экс-директора «Башспирта» Рустама Батталова, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере. Следователи считали, что бывший руководитель оказывает влияние на подчиненных, заставляя их уничтожать изобличающие его документы, а судья сочла эти аргументы фантазией прокурорских работников, и дело развалилось.

Именно Зиля Габидуллина посчитала, что тюремный климат может повредить двум подручным криминального авторитета Альберта Галимова – Салавата Рафутдинова по кличке Салыч и Рината Хуснутдинова по кличке Дракон и отпустила их из тюремной камеры под подписку о невыезде. Поскольку другого серьезного основания для смены меры пресечения на более мягкую у служительницы Фемиды не было. И тот, и другой получили счастливое освобождение из-под стражи, когда Зиля Габидуллина была… дежурной судьей. И только из-за братков приходила вершить правосудие. Потом Октябрьский суд Уфы приговорил рэкетиров к длительным срокам заключения, и мягкость судьи Кировского суда осталась загадкой для многих. Г-жа Габидуллина не чуралась и экономических споров, чувствуя себя профессионалом в исках любой сложности. Ее решения стали ключевыми в разорении «Теастана». Судья без ведома владельцев арестовала акции чайной фабрики и признала ничтожными договоры дарения и купли продажи. Новым хозяином ценных бумаг оказался г-н Моисеев, позже арестованный за мошенничество с этими активами. Эта же служительница Фемиды принимала решение о законности захвата магазина, расположенного в Уфе по адресу Цюрупы, 80. Позже спорящие стороны договорились между собой, но если бы не помощь г-жи Габидуллиной, вряд ли настоящий владелец так легко поделился своей собственностью с захватчиками.

Интересно, что после того, как фамилия г-жи Габидуллиной стала нарицательной, служительница Фемиды посчитала необходимым сменить ее. С недавнего времени судья носит фамилию Ахметова, только на качестве правосудия, как рассказывают в судейском сообществе, «смена вывески» никак не отразилась.

Признавая незаконным постановление об отстранении от должности г-на Иткулова, судья нарушила законодательство, вмешиваясь в ход расследования и оценивая доказательства, добытые следствием. А ведь закон четко разделяет полномочия суда и следствия. На этапе досудебного производства доказательства собирают и оценивают дознаватель и следователь. Именно они в соответствии с требованиями УПК выявляют и расследуют преступления, привлекают виновных к ответственности. Фемида же, не вмешиваясь их в полномочия, может только вынести решения о законности или незаконности действий (бездействий) этих органов. Но ни в коем случае суд не должен подменять их. Не дело суда решать: вести ли расследование, проводить ли допросы и обыски или нет. Обязанность судебной власти — исследовать доказательства по поступившим делам и выносить приговоры. Кировский суд Уфы, взяв на себя не предусмотренные законом функции, по нашему мнению, превратился в еще один орган дознания. А это откровенное нарушение законодательства и выход за рамки представленных суду полномочий.

Кстати, Кировский суд не перестает удивлять и судейское сообщество. На недавней конференции служителей Фемиды новый председатель Верховного суда РБ Михаил Тарасенко отметил странные, явно ангажированные вердикты, которые выносит этот районный синедрион. А дело в том, что Кировский суд правосудия принимает решения о проведении обысков, арестов и законности возбуждения уголовных дел, потому что на его территории располагается следственное управление следственного комитета Генпрокуратуры РФ по РБ, и жулики всех мастей ищут «подходы» к судьям, способным спасти их от уголовного преследования. Резонансных дел, когда этот храм Фемиды как будто специально противодействовал торжеству справедливости, много. Недавний пример – отказ в возбуждении уголовного дела против бывшего прокурора Бураевского района Ильдара Яушева, семейство которого использовало в подсобном хозяйстве рабский труд незаконных мигрантов.

Мы ни в коей мере не желаем задеть весь судейский корпус, и уверены, что большинство судей действительно выполняют свою работу честно, не оглядываясь на кошелек подозреваемых-обвиняемых. Однако жизнь подкидывает и другие наглядные примеры. Поэтому невольно начинаешь верить досужим сплетням: выигрыш в суде — дело дорогостоящее.

Романтики с большой дороги

- Это что еще? – шарахаются гости многоэтажки на Российской улице в Уфе. Прямо на лестничной площадке здесь уже не один месяц несут службу вооруженные милиционеры.

Пост охраны милиции выставлен перед дверями квартиры криминального авторитета Калачяна по кличке Гамлет. Широко известный в узких кругах 59-летний предприниматель, которого правоохранители подозревают в рэкете и мошенничестве, представляет в Уфе интересы армянской диаспоры. В 2007 году милиционерам удалось схватить за руку преступного деятеля – мужчина взял в 2005-м кредит в одном из крупных банков республики в семь миллионов рублей и «простил» долг. Однако банкиры добились возбуждения уголовного дела и армянского авторитета объявили в федеральный розыск. Гамлета взяли в конце декабря прошлого года в его московской «берлоге» и этапировали в столицу Башкирии, но на нарах авторитет парился недолго. Уже через месяц суд принял решение, что криминальный авторитет должен покинуть исправительный дом и отправиться под домашний арест. Понятно, что дома г-ну Калачяну находиться намного приятнее, чем за решеткой, только не ясно, почему налогоплательщики должны оплачивать ежесуточное бдение милиционеров у квартиры предводителя армянской диаспоры, обвиняемого в тяжком преступлении? Эти силы могут пригодиться там, где они действительно необходимы – на охране правопорядка.

Интересно, что в доме Гамлета в поселке Зубово тоже был обнаружен целый склад незарегистрированного оружия: четыре газовых пистолета, переделанных под стрельбу боевыми патронами, испанский ствол Star калибром 7,65 мм и самодельная ручная «пушка» калибром 5,6 мм.

Впрочем, симпатии служителей Фемиды, отпустивших домой вооруженного до зубов армянского «коммерсанта», вполне объяснима. Как выяснило следствие, криминальный авторитет не только приятель г-на Иткулова, но и партнер по миграционным «делам». Судьба свела Ирика Газимовича с главарем уфимской армянской диаспоры еще в 90-х годах и с тех пор нежная мужская дружба не раз помогала обоим. Рассказывают, что когда Гамлета объявили в розыск, именно Иткулов пытался влиять на ход следствия и давал товарищу бесценные советы, как избежать уголовного преследования. В свою очередь Ирик Газимович совсем недавно смог улучшить свои жилищные условия, приобретя квартиру в элитном уфимском доме на улице Аксакова стоимостью почти шесть миллионов рублей.

Почему-то совсем не удивительно, что и дело криминального соратника Калачяна – г-на Оганисяна, тоже оказалось на рассмотрении все той же вездесущей г-жи Ахметовой.

Кстати, дело о мошенничестве, в котором обвиняется Калачян, тоже будет рассматривать Кировский суд Уфы.

Под подпиской о невыезде оказался и подручный Иткулова Сергей Гагарин, обвиненный в незаконном хранении оружия. Более того, милиционер до сих пор почему-то занимает должность и исправно ходит на работу. Суд не увидел необходимости отстранять его от должностных обязанностей, вероятно, надеясь, что на свободе он принесет больше пользы правоохранительной системе.

В свое время демократы, опьяненные реформами судебной системы, торжествовали. Им казалось, что стоит сделать судью независимым от кого и чего-либо, тот сразу начнет исполнять правосудие, руководствуясь исключительно соображениями своей совести. Романтики судебной реформы в идеалистическом порыве торжества справедливости наделили судей практически неограниченными полномочиями. Судья наделяется исключительными правами после недолгого испытательного срока НА ВСЮ ЖИЗНЬ, при этом в отношении него не могут быть применены административные взыскания, возбуждение уголовного дела, обыск, арест. Даровав судьям такую свободу, никто и не подумал, что неограниченными полномочиями станут пользоваться обычные люди, далекие от идеалистических представлений реформаторов, большей частью выросшие из советской системы, со своими страстями и страстишками, эгоизмом и проблемами. Демократы в тот момент не задумывались, как чаще всего бывает в истории — неограниченные права и отсутствие какого-либо контроля рождают чудовищ, так уж устроен человеческий род. Согласно законодательству никто не вправе комментировать и давать оценку тем или иным решениям Фемиды, кроме самого суда. Однако и эта демократическая норма, перенесенная на реальную российскую почву, превратилась в гротеск. Судейская корпорация, оберегая себя, замкнулась, наглухо задраив доступ общественности и к тому, что происходит внутри системы. Вот и получается, что от независимости судейского корпуса пока выигрывают лишь сами судьи и те, кто пользуется их благосклонностью. Промолчать об этом, значит, в очередной раз поспособствовать неправому суду.

"