Posted 2 марта 2015,, 17:27

Published 2 марта 2015,, 17:27

Modified 10 ноября 2022,, 18:44

Updated 10 ноября 2022,, 18:44

На какую политическую силу теперь молиться бизнесу?

2 марта 2015, 17:27
Социально-экономическая ситуация в стране, ухудшающаяся в геометрической прогрессии в связи с действием санкций, контрсанкций, крайне волотильного курса рубля, не вполне понятным, а то и вовсе отсутствующим планом действий в ближайшие годы, актуализирует запрос бизнеса на внятную экономическую политику. Готовы ли наши политические партии предложить вменяемый экономический рецепт?

Обещание социальной и финансовой безопасности в этих условиях становится одной из самых привлекательных идей. Но вот здравой программы преобразований и реформ пока не видно. Все партии обещают уделять более пристальное внимание социально не защищенным слоям населения, решать вопросы с жильем, с зарплатами бюджетникам и далее по списку. С запросами в сфере бизнеса не все так просто.

Бизнес любит стабильность и прозрачность. Он выбирает эффективное управление и предпочитает тех, кто эту стабильность обеспечивает. У нас же часто можно слышать истории о том, как только бизнес начинает набирать обороты, в любой момент могут прийти и забрать его. Именно потому, что он так отлично работает. И в этой связи представляется, что одним из главных запросов российского бизнес-сообщества сегодня должен стать запрос на полноценную защиту собственности.

Помимо этого крайне важным и острым остается вопрос малого и среднего бизнеса. Налоговое бремя, административные барьеры, невозможность воспользоваться помощью всевозможных финансовых фондов по поддержке и так далее – всего лишь верхушка огромного айсберга проблем тех, кто в России рискует заниматься предпринимательством. Достаточно только одного примера: с увеличением единого социального налога десятки тысяч бизнесменов по всей стране закрыли свое дело.

Предварительные программные заявления партий на сегодня не дают четкого представления, будет ли кто-то, наконец, выступать на стороне бизнеса, того, который должен быть основной движущей силой экономики, флагманом развития и гарантом процветания.

В то же время имеет смысл отметить, что все более-менее известные политические объединения уделяют внимание предпринимательству, эта тема выпрыгивает в программных заявлениях, как кролик из шляпы, всякий раз, когда ораторы нуждаются в каком-то завершающем аккорде. Но трудно не заметить, что зачастую это камерные, не несущие особой сути, лозунги. И, как правило, прописанные обещания не воплощаются в реальность.

В частности, защитниками интересов малого предпринимательства любит себя называть «Справедливая Россия». Правых и либералов они обвиняют в защите интересов «богатого меньшинства» и в том, что они «ставят будущее граждан в полную зависимость от стихии рынка». В своей программе они заявляют о необходимости увеличить долю предпринимательства с нынешних 15% до 50%. Эсеры предлагают установить льготные арендные ставки, снизить налоговую ставку для тех, кто работает по упрощенной налоговой системе, сделать прогрессивную шкалу налогообложения, подвести индивидуальных предпринимателей под гарантии фонда социального страхования. Также предлагается увеличить доступность кредитования за счет государственных гарантий. Так или иначе, бизнес эсерами подводится скорее под государство, что, в общем-то, не удивительно, учитывая одно из программных заявлений справедливороссов: «мы, социалисты, не приспосабливаемся к рынку, мы сами формируем будущее». Свободный рынок куда как страшнее, чем контролируемое государством, узкое и понятное пространство.

Довольно размыто и мельком обращается к этой теме ЛДПР. В программе либерал-демократов прописано то, что, можно сказать, уже существует. В частности, создание в каждом субъекте федерации специальной структуры, отвечающей за малый и средний бизнес (МСБ), или введение «отдельной строкой» в федеральном бюджете средств, направленных на его поддержку. Чем «жириновцы» пытаются удивить, не очень понятно. Но многое встает на свои места, когда вникаешь в смысл заявления партии о необходимости «восстановления мощного государственного сектора экономики, в первую очередь, в сырьевой сфере». Видно, и либералам без «крепкой руки» в свободном мире рынка как-то не по себе.

По понятным причинам от КПРФ ожидать свежих идей вовсе не имеет смысла. Партия, утверждающая себя проводником интересов наемных рабочих, в своей программе уделила МСБ всего лишь пару строк про то, что необходимо создать условия для его развития.

«Единая Россия», пожалуй, та партия, которая предложила обсуждать законопроекты, касающиеся предпринимательской деятельности, с бизнесом. Происходит ли это на самом деле, судить сложно.

Нужно отметить, что ни одна из парламентских партий не заявляет прямую зависимость экономического благополучия от бизнеса, а значит и не видит в нем реальные стимул и причину роста российской экономики. Выражаясь разными сентенциями, все они уповают и дальше эксплуатировать природные ресурсы, включая лес и морепродукты. А если власть и ее потенциальные представители относятся к бизнесу как к не очень понятной, но необходимой составляющей демократии, нет ничего удивительного в том, что их интересы некому представлять на государственном уровне.

В то же время ухудшение социально-экономической ситуации может послужить усилению левопатриотической риторики, в русле которой, вполне возможно, бизнес вновь останется вне пределов внимания политиков. Хотя, как показывают 90-е годы, российскому бизнесу проще выживать, когда его оставляют наедине с суровой реальностью.

На сегодня ситуация мало чем отличается от декларативных заявлений каких бы то ни было партий. Когда экономический кризис стал неоспоримой реальностью и подтягивает за собой социальный и политический кризисы, действующие и потенциальные представители власти продолжают педалировать тему МСБ, ничего фактически не меняя в нынешнем положении дел. В частности, после введения контрсанкций только ленивый не кричал, что это станет отличным стимулом для развития бизнеса в целях импортозамещения, что это создаст новые условия развития МСБ в сельском хозяйстве. На данный момент лозунги так и остались лозунгами. Кредиты, которые предлагаются бизнесу в этих целях настолько дорогие, что лишает эти действия всякого смысла. Правительство идет своим излюбленным путем – вкачивает деньги стабфонда в банки и делает потуги по сдерживанию инфляции вместо того, чтобы направлять средства туда, где могут создаваться товары, и направить усилия на развитие экономики.

В сфере стимуляции развития МСБ в центре обсуждения находится пока один вопрос, хоть и крайне важный, но все же не единственный, – налогообложение. В Госдуме рассматриваются несколько законопроектов на эту тему. К примеру, один из них предусматривает особый льготный порядок налогообложения, также есть проект закона, разрешающий регионам самостоятельно предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых компаний. Кроме того, предлагается снижение размера административных штрафов для МСБ.

Действия правительства критикуются, однако на данный момент никто из партий и оппозиции не предложил внятную экономическую повестку. Сегодня решительных предложений и действий ждут от партии власти. Пока разработанный антикризисный план не внушает особого доверия. Готовы ли руководство страны и парламентарии к глубоким системным изменениям, судить пока рано.

Одно можно сказать с уверенностью – бизнес, за исключением крупных корпораций и предприятий, не имеет внятного представления своих интересов не только в правительстве, но и среди политических объединений. Людям, которые мыслят сухими цифрами сведения баланса, нуждаются в эффективных и надежных представителях. На данный момент таких нет.

Ильмира ГАТАУЛЛИНА.

"