Posted 2 марта 2008,, 20:47

Published 2 марта 2008,, 20:47

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Сектор «ГАЗа». Автомобилям Горьковского автозавода могут запретить перевозить пассажиров?

2 марта 2008, 20:47
Со вчерашнего дня в Татарстане исчезли из подвижного состава общественного транспорта микроавтобусы «ГАЗель». Отказываясь от горьковских микроавтобусов казанские власти ссылались на то, что их эксплуатация увеличивает число ДТП.Татарстанские власти уверены, что транспорт относится к средствам передвижения повышенной опасности, а когда речь идет о жизни людей, слова о свободе предпринимательства звучат, по меньшей мере, глупо.

Краш-тест на городских улицах

Микроавтобус 298-го маршрута по неизвестной причине вспыхнул в Уфе примерно в восемь часов утра. Стоя на светофоре, водитель Фарит Акбердин почувствовал запах гари. Однако не придал этому значения. Тронувшись на зеленый свет с улицы Цюрупы и повернув направо, шофер увидел языки огня, выбивавшиеся из-под капота. Остановив машину напротив супермаркета «Патерсон», водитель приказал пассажирам, а их было всего трое, покинуть салон
Оператор маршрута компания «Уфа-Лайн» наняла для перевозки пассажиров микроавтобус, принадлежащий Ларисе Акбердиной, а за рулем пострадавшей машины сидел муж предпринимательницы Фарит. Произошедшее, несомненно, станет причиной для «разбора полетов» как для производителя «ГАЗелей», так и фирмы «Уфа-Лайн», выигравшей городской конкурс на перевозку пассажиров и допустившей на линию частников на неисправном автомобиле.

- Неужели, выпуская эту машину на линию, никто не проверил в исправности ли огнетушитель? – спросили мы у начальника УГИБДД МВД по РБ Динара Гильмутдинова.

- После случившего с «ГАЗелью» сотрудники ГАИ выехали на предприятие «Уфа-Лайн», составили административный протокол на механика, который выпустил транспортное средство на линию без огнетушителей и без аптечки. А вообще два раз в год все пассажирские автобусы обязаны проходить техосмотр, ежедневный контроль должен обеспечивать сам перевозчик.

Впрочем, ни для кого не новость, что частные маршрутные такси выходят на улицы города в ненадлежащем техническом состоянии, так как контролировать безопасность машин некому – ГАИ не в состоянии проверить каждую из тысяч маршруток, а коммерсантам этого не нужно.

Частники не думают ни о ежедневном ТО своих автобусов, ни о враче, должном выпускать шоферов на линию, ни уж тем более об удобствах для своих работников на стоянках. Напротив, в погоне за прибылью, маршрутки создают стихийные «автовокзалы» на рынках и у торговых центров столицы Башкирии, чадя моторами, мешая жителям окрестных домов и создавая проблемы городскому движению. Любопытно, что частным перевозчикам мэрия предложила участвовать в долевом строительстве «цивилизованных» стоянок, причем коммерсанты получили бы отстойники с мойками и точками общепита в собственность. Однако ни один(!) из извозчиков не согласился вложиться в нужное для них самих дело.

Водители маршрутных такси часто работают с нарушением норм охраны труда, иногда не отдыхая сутками, могут выйти на линию с похмелья и в поддатом состоянии, поскольку носят в карманах справки с печатями врача. Ни один предприниматель не возьмет на работу медика, который станет контролировать, в каком состоянии шоферы выезжают на линию – слишком накладно.

По данным уфимского ОГИБДД, 60% всех аварий с участием пассажирского транспорта совершаются микроавтобусами Горьковского автозавода. Только в 2007 году запрещены к эксплуатации 2340 маршруток, которые представляли опасность для пассажиров и передвигались по городу с неисправной тормозной системой и рулевым управлением.

Кстати, «ГАЗель», наиболее часто использующаяся в России в качестве маршрутного такси, не предназначена для пассажирских перевозок. На заводе-производителе, честно признают, что «ГАЗели» заполнившие улицы российских городов, вовсе не та модель, которая задумана разработчиками для маршрутных перевозок. «ГАЗ-322132» - имеющая усиленную раму, дополнительную защиту салона и ряд других мер повышающих безопасность, стоит заметно дороже! Поэтому по улицам ездят более дешевые модификации «ГАЗ-3221», прозванные машинами-убийцами.

Журнал «За рулем» провел краш-тест стандартной «ГАЗельки» - 13 посадочных мест плюс место водителя. Испытание проходило на Дмитровском полигоне в Подмосковье в присутствии представителей Горьковского завода. Сам тест представлял собой фронтальное столкновение с неподвижным препятствием при 40-процентном перекрытии на скорости 56 км/ч. Результат говорит сам за себя - два «пассажира» (использовались специальные манекены) погибли, а остальные попали в «реанимацию».

Соседский опыт

С 1 марта в Татарстане все «ГАЗели» заменили на автобусы большой вместимости. Отказываясь от горьковских микроавтобусов в качестве общественного транспорта, казанские власти ссылались на то, что их эксплуатация перегружает городские улицы, наносит большой ущерб экологии и увеличивает число ДТП.

По мнению татарстанских властей, маршрутные такси являются причиной возникновения пробок. «ГАЗель» вмещает 13 пассажиров, а большой автобус 120! Из-за низкой пассажировместимости частные маршрутки не способны вывозить людей с остановок, образуются очереди на посадку, а порой и драки за право сесть в салон. На улицы выливается масса микроавтобусов, которые не соблюдают культуру вождения, часто перестраиваются, чтобы высадить или посадить пассажиров, делая это зачастую крайне резко и неожиданно для других водителей на дороге.

«ГАЗели» попали в опалу осенью 2006 года, когда мэрия провела конкурс по распределению городских маршрутов обновленной транспортной сети среди перевозчиков Казани. Одним из его условий была замена микроавтобусов на автобусы большой вместимости с двигателями «Евро-2» и «Евро-3». Ранее по городу ездили 680 «ГАЗелей», сегодня почти все их сменили иномарки. Чиновники Татарстана уверены, что ресурс долговечности горьковских автобусов почти в три раза уступает зарубежным аналогам, хотя техническое обслуживание производится в два-три раза чаще. Кроме того, импортные машины намного безопасней неустойчивых горьковских маршруток. До марта автобусами большой вместимости заменят последние «ГАЗели», обслуживающие городские маршруты.

Интересно, что также с марта запрет на эксплуатацию «ГАЗелей» на междугородних маршрутах объявило Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарии. Так что Татарстан в ближайшее время полностью освободится от горьковских микроавтобусов. Местные перевозчики утверждают, что запрет на использование «ГАЗелей» грозит им банкротством – даже на продажу машины придется гнать в другой регион.

На ГАЗе претензии татарских чиновников к безопасности микроавтобусов считают надуманными и не исключают возможности обращения в суд с жалобой на действия властей Татарстана. По мнению заводчан, он давно выпускают автобусы, оснащенные современной системой безопасности и у властей и надзорных органов должны быть претензии к перевозчикам, меняющих конструкцию автомобиля, а вовсе не к самой марке.

В Башкирии пока далеки от максимализма Татарстана и войну «ГАЗелистам» никто не объявляет – машины горьковского автозавода продолжают перевозить пассажиров, как в самой Уфе, так и на междугородних маршрутах. По мнению водителей, проблема в ангажированности перевозок – якобы на рынке перевозок именно на «ГАЗелях» зарабатывают многие высокопоставленные или влиятельные лица в республике. Кроме того, как в случае загоревшегося в районе Центрального рынка автобуса, на распределенных в мэрии маршрутах работает не сам оператор, такой как «Уфа-Лайн», а нанятые им частники, для которых «ГАЗель» - самая доступная по цене машина. Оператор при этом не только стрижет купоны, но и уменьшает статистику аварийности. Ведь в случае ДТП протокол оформляется на частника, работающего по договору, а вовсе не на фирму, выигравшую маршрут.

Ни для кого не секрет, что рынок пассажироперевозок – суперприбыльный, только в столице Башкирии ежемесячные чистые доходы частных перевозчиков эксперты оценивают в 70 миллионов рублей. Упускать эти деньги коммерсанты не собираются. Ведь для того, чтобы получать звонкую монету достаточно закупить подержанные машины и нанять водил, которые будут горбатиться за процент от собранных с горожан средств.

Однако в Татарии не побоялись всерьез взяться за рынок автоперевозок, кто бы ни стоял за лоббистами «ГАЗелей».

Дмитрий НИКОЛЬСКИЙ,

Сергей ЛЕСУНОВ.

"