Posted 31 октября 2010,, 21:46

Published 31 октября 2010,, 21:46

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Уфимский Бэтмен появляется на месте аварии быстрее экстренных служб

31 октября 2010, 21:46
25-летний уфимец Артур Загитов прославился тем, что спас около сотни человек, попавших в ДТП. Простой демский парень, Артур не имеет профессионального медицинского образования, трудится водителем, но ни разу не проехал мимо места дорожной трагедии, а с такими случаями он сталкивается очень часто: будто его испытывает сама судьба. Артура в лицо знают и дорожные инспекторы, и врачи «скорой»: приезжают на место аварии, а парень уже помогает пострадавшим.

Жертвы равнодушия

Артур - не просто спасатель жизней. Он - настоящий Человек. Таким должен быть каждый. Видишь, что кто-то попал в беду, – помоги. Не знаешь, как помогать – научись. Загитов умеет и помогает. За спасательные заслуги журналисты даже прозвали парня «Уфимским Бэтменом».

- Если понимать под этим прозвищем человека, который помогает попавшим в беду, то я не против, но на летучую мышь я не очень похож, - смеется герой. – В сюжетах про меня было много неточностей. Например, на НТВ сказали, что я согласен стать инспектором ГИБДД и буду очень суровым. Если уж и выйду на дорогу в форме, то буду не суровым, а справедливым.

- Может, тебе ближе герой отечественного блокбастера «Черная молния»?

- Точно! У него ведь какой автомобиль? «Волга»? А я как раз председатель местного клуба «волгарей». У меня даже была черная «Волга», правда другой модели. Сейчас у меня тоже ГАЗ, но уже не легковушка, а «ГАЗель».

- У героя «Черной молнии» был трагический случай, приведший на путь помощи людям. А у тебя случалось что-то подобное?

- У меня была сильная авария. Я должен был вести торжественную церемонию вручения дипломов в пединституте, неделю готовился. Ехал на «Волге»: машине три месяца. И тут ловлю в лоб резко вылетевшую на «встречку» иномарку с обкурившемся водителем. В такой ситуации мы даже не успели затормозить. От удара я потерял сознание. Потом долго лечился в отделении нейрохирургии. А тот водитель только небольшую травму головы получил. Приходил потом в больницу, сок принес. Я ему такое сказал, что он больше не вернулся. Ни лечение не оплатил, ни машину, а она восстановлению не подлежала. В суд я подавать не стал: некогда было. Самое главное – меня тогда гаишник растряс, помню только его погоны лейтенанта. То есть до этого никто из проезжавших мимо водителей не попытался помощь оказать. А ведь за время до приезда сотрудников ГИБДД множество машин мимо проехало! Вот что меня заставило задуматься.

- Правда, что ты спас 80 человек?

- Эта цифра была верна год назад. Сегодня у меня 118 случаев оказания медицинской помощи на дорогах. Иногда подручными средствами произвожу деблокацию – вызволяю жертву из искореженной машины. Всего 280 случаев аварий, когда я останавливался. Причем я считаю только серьезные столкновения. Меня спрашивают: как же тебе так много аварий попадается? Да просто езжу много по трассе. Работа такая. В последний раз за поездку намотал 12 600 километров! Раньше, в СССР, водители часто помогали. Если стоит кто-нибудь на обочине – останавливались, интересовались, помощь предлагали. А сейчас люди безразличными стали – даже если голосуешь, не остановятся и попутчика не подвезут.

- Получается, ты своим спасениям статистику ведешь?

- Нет, просто недавно мне посоветовали воскресить все случаи в памяти. Вот я и стал вспоминать, считать.

- А сколько человек тебя могут благодарить за спасение жизни?

- Сложно сказать. Думаю, 25 человек точно бы без меня погибли. Заблокированные в машине сгорели бы заживо, скончались от тяжелых травм или кровопотери. Наиболее важна и спасительна именно помощь, оказанная в первые минуты. Но еще крайне важно держать человека в сознании. Иначе не все важные процессы в организме будут работать, и он «уйдет»…

- Сколько человек среди всех спасенных пытались тебя разыскать и отблагодарить?

- Почти никто. Один случай есть, но это соседи - видимся часто.

- Разве девушки не влюблялись в своего спасителя?

- Нет, телефоны не просили, да я бы и не дал. Не до этого им после аварий. Многие из-за ранений даже кричать не могут – только стонут.

«На дороге поблажек мне не делают»

- В ГИБДД тебя поощрили?

- Вручили благодарственные грамоты от ГИБДД и МВД, а глава башкирского министерства Игорь Алешин вручил позолоченные часы с гравировкой. Помню, пришел на совещание награду получать, а офицеры увидели, что человек в штатском, и смутились. Хотя отмечу, что и Игорь Алешин, и начальник ГИБДД Динар Гильмутдинов показались мне откровенными людьми. Когда грамоты вручали, экспромтом говорили, от себя, не по бумажке.

- Пользуешься своими привилегиями?

- Нет, нигде никаких поблажек мне не делают. А я и грамоту с собой не вожу. Я – законопослушный водитель. Меня вообще ни разу не останавливали за нарушения. Только если документы проверить. Недавно была операция «ГАЗель». Меня остановили, полностью проверили. Я у них спросил из любопытства: слышали ли они мое имя? Ответили, что оно им ни о чем не говорит.

- Где научился оказывать помощь?

- В Башкирском педуниверситете, где я выучился на учителя географии, были курсы и практические занятия по медицине. Всему этому нас научила преподаватель Зоя Аслямовна Хуснутдинова. Огромное ей спасибо! Была и теория, и практика, все штудировали: как взрослому помочь, как ребенку. Мы тогда вздыхали: зачем нам оно, а она отвечала, что может пригодиться. И, как видите, оказалась права! Позже я выучился на инструктора по туризму, проходил стажировку в Голландии.

- А за рулем давно?

- Права получил пять лет назад, хотя за рулем с 17 лет. Хотя была возможность просто купить права, но я принципиально отучился в автошколе, сам все честно сдал. Меня с детства отец вывозил за город и на свободных площадках учил на автобусе КАвЗ. На разных покрытиях, с приемами высшего водительского мастерства. Говорил, если научиться на нем, потом на легковой машине проблем не будет. И был прав! Я до сих пор не имею категории D, но с большим автобусом легко управлюсь. Еще с тех пор умение осталось.

- Помнишь первую аварию, когда помощь оказал?

- Наверное, это был случай, когда «Мерседес Спринтер» остановился в неглубоком кармане дороги на повороте после моста. Водитель МАЗа-полуприцепа попытался его объехать, стал уходить на левую полосу, но все-таки зацепил. Угол «Спринтера» смял. Стекла выбило, людей ими порезало. Я вызвал «скорую», восемь человек перебинтовал.

- А последняя авария?

- Последняя - это что-то! Едем на УАЗике по Тюменской области этим летом, я – на месте пассажира. Кругом пожары, серьезное задымление на дороге. Я попросил водителя остановить, не въезжать в полосу дыма – почувствовал что-то неладное. Решил проверить, смотрю - пожарная машина стоит прямо на дороге, а в нее друг за другом влетело три авто. Огнеборцы оказались парнями деревенскими и не догадались выставить человека перед задымлением. Вытащили людей, помощь оказали. Хорошо, что без смертельных случаев обошлось.

- А самое страшное ДТП?

- Трасса М7 в районе Кушнаренково. Кроссовер «Субару Форестер» последней модели с челябинскими номерами по встречной полосе на скорости поток машин обгонял. А там поворот и видимость 100 метров. И он в лоб в фуру влетел, загорелся. Женщина-водитель и сидевший за ней пацан сразу насмерть. Я не видел ни одной сработавшей подушки. Живым женщинам стали оказывать помощь. Та, что сзади слева сидела, в сознании была: через тело - полоса от ремня безопасности, будто ее им с огромной силой душили, кричать не может, стонет, руки и ноги переломаны. Это было ужасное зрелище, особенно то, что осталось от дамы-водителя. Потом приехала «скорая». Водитель фуры, кстати, живой остался. Зачем надо было так ехать?.. Судя по моему опыту, чаще всего виноватыми в ДТП оказываются женщины.

Невероятный очевидец

- Страшные сны после всех этих жестоких аварий не снятся?

- Нет, я переборол в себе эти страхи. Конечно, хочется, чтобы число аварий сократилось, но понимаю, что это невозможно, пока люди будут ездить так, как сейчас.

- А родственники как относятся к тому, что ты делаешь?

- Переживают, просят, чтобы берегся. Говорят, что опасно и я могу пострадать.

- Интересно услышать о твоих автомобильных предпочтениях.

- Что тут сказать? Я, как председатель клуба «волгарей», за поддержку отечественного производителя. Хотя у наших плохо с безопасностью, особенно у ВАЗа. Даже если не самый сильный удар – течет радиатор, надо вызывать эвакуатор. А уж при серьезном столкновении и говорить нечего. УАЗик – катафалк, безопасности – ноль. В «Волге» 21-ой не дай Бог серьезно врезаться. Есть такой известный случай. «Волга» возглавляла свадебный кортеж, при аварии все четверо, кто ехал в машине, погибли. А сам автомобиль сохранился. Помню, что в аварии хорошо себя показал «Лексус RX». Весь помялся, но потом водитель на нем сам уехал. Однажды «Волга» прямо под КрАЗ залетела, колесо ему снесла, но тоже потом сама уехала. «Мицубиши Лансер» девятый хорошо в аварии себя показал, еще отмечу выживаемость людей в седанах «Тойота», в «Опелях».

- Как относишься к ксенону, тонировке?

- Штатный ксенон на леворульных машинах – это нормально. Остальной ослепляет встречных водителей и очень опасен. Я сам постоянно страдаю от этого во время поездок. Против задней тонировки ничего не имею против. А вот лобовая недопустима и опасна. Ночью вообще почти ничего с ней не видно. Зачем люди вообще лобовое стекло тонируют? С опаской отношусь к водителям, разговаривающим во время езды по телефону. Очень опасно нахождение посторонних предметов под сиденьем: при столкновении вылетает и наносит серьезные повреждения. Перегружать заднее сиденье различными предметами тоже нельзя. Не стоит перевозить грудных малышей на руках. Приветствую всей душой кресло для ребенка. Когда он бегает сзади по салону – постоянно на него отвлекаешься. Был у меня случай: иномарка сбоку протаранила «шестерку» - мальчик сильно пострадал, получил переломы.

- А что думаешь о самом спорном законе о нуле промилле?

- Я – за. Квас дает промилле или лекарства? Так и после них не садись за руль! Задержка реакции даже при минимуме алкоголя в крови доказана, а на дороге мгновения очень важны, ими измеряется жизнь. Даже не выспавшемуся или усталому человеку нельзя за руль! Садишься в автомобиль – и ответственность должна быть, как в самолете. На ошибку права не имеешь. Сел – полностью концентрируешься на дороге. Отвечаешь ведь не только за себя и пассажиров, но и за других участников дорожного движения. И всегда надо попытаться предугадать, быть готовым среагировать на неожиданность. Большинство моих ребят из клуба занимаются в школе высшего водительского мастерства. Изучают безаварийную езду - что, где, как. Водитель должен быть мастером и обязан реагировать очень быстро. И не только правила дорожного движения важны. Есть и еще важные аспекты, в правилах не прописанные. Та же медлительная езда, вроде правил не нарушает, но провоцирует других участников на лишние маневры, которые могут привести к аварии, или к нарушению правил. Мы, водители, должны уважать друг друга, и, конечно, не бросать в беде.

Александр КУЗНЕЦОВ.

"