Posted 1 ноября 2005,, 20:26

Published 1 ноября 2005,, 20:26

Modified 10 ноября 2022,, 19:18

Updated 10 ноября 2022,, 19:18

А «ВАЗ» я попрошу остаться

1 ноября 2005, 20:26
36-летний майор милиции Динар Гильмутдинов, пожалуй, самый молодой руководитель огромного управления в составе башкирского министерства внутренних дел. Он возглавляет УГИБДД при МВД РБ чуть более шести месяцев. Однако подводить итоги собственной работы за полгода на новой должности офицер не стал (еще срок маловат), зато рассказал читателям о «Жигулях», светофорах и авариях.— Динар Загитович, положение с безопасностью дорожного движения ООН характеризует как глобальный кризис. Вы согласны с тем, что масштаб проблемы выходит из-под контроля?— Да, и это не секрет.
В большинстве стран аварийность на автомобильном транспорте превратилась в одну из важнейших социально-экономических проблем. По данным Всемирного банка, ежегодный экономический ущерб превышает 500 млрд. долларов.— Россия тоже входит в группу стран с ухудшающей ситуацией?— К сожалению, Россия не является исключением. Об этом на всероссийской конференции «Обеспечение безопасности дорожного движения в РФ» говорил главный госавтоинспектор страны генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов. Так, например, только в прошлом году произошло свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли около 35 тыс. и травмированы 250 тыс. человек. Начиная с 2001 года, в стране ежегодно отмечается рост аварийности на автомототранспорте. Всего за последние четыре года количество ДТП возросло на треть (+32,3%), число погибших — на 17%, а раненых — на 40%. За десятилетие в авариях погибли почти 315 тыс. человек, что эквивалентно населению среднего областного центра.В России число погибших на 100 тыс. жителей в три раза выше, чем в Великобритании и Швеции, в два раза — чем в Германии, Дании и Канаде. Тяжесть последствий ДТП у нас в 10-12 раз превышает значение этого показателя в других странах. При этом только в России темпы прироста погибших и раненых опережают темпы прироста автопарка. Во время той же конференции прозвучала еще и такая информация: аварийность на транспорте наносит экономике страны значительный ущерб, составляющий ежегодно 2,4-2,6% внутреннего валового продукта. Такой ущерб сопоставим с вкладом в ВВП отдельных отраслей национальной экономики. Масштабы потерь от аварийности реально угрожают национальной безопасности страны.— Значит и в дальнейшем обстановка на дорогах будет осложняться?— Тенденция этого года такова — положение с аварийностью продолжает обостряться. В 2005-м количество ДТП в целом по стране увеличилось на 4,5%, число раненых — на 6,5%. Резко выросло число аварий с особо тяжкими последствиями — на 28,2%.— А как у нас в Башкирии?— Аварийность в республике, как и в целом по Российской Федерации, во многом определяется уровнем автомобилизации. На начало этого года в Башкортостане насчитывалось 236 транспортных средств на 1000 жителей, из них легковых автомобилей — 164, что выше среднероссийского уровня (по стране соответственно 223 и 148).Только за последние пять лет в республике прирост новых машин составил около 220 тыс., за этот же период получили водительские права более 300 тыс. граждан.Естественно, что увеличение числа эксплуатируемого транспорта оказывает существенное влияние на состояние аварийности. В последние годы ее уровень в республике остается стабильно высоким. Ежегодно регистрируется около 4 тыс. ДТП, в которых до 5 тыс. наших сограждан получают травмы различной степени тяжести, в том числе погибают около 750 человек.— Что делает ГИББД для предупреждения гибели людей на дорогах?— Учитывая складывающуюся дородную обстановку, основные наши усилия мы направляем на качественное улучшение дорожно-патрульной службы, ужесточение контрольно-надзорных функций, в особенности к водителям, грубо нарушающим правила дорожного движения.Мы не только проводим совместно с Министерством образования и другими ведомствами планомерную работу по повышению подготовки водительских кадров, но и ужесточаем требования при приеме квалификационных экзаменов. Сейчас их принимают в 43 подразделениях, в большинстве из которых установлены автоматизированные программные комплексы для приема экзаменов.Социальная реклама, направленная на пропаганду безопасности размещена во всех городах и районах республики, а в Уфе активно используются возможности телевизионных экранов, расположенных в наиболее посещаемых местах.Мы проводим целевые профилактические мероприятия для предупреждения аварийности и снижение тяжести последствий ДТП, в том числе операции «Внимание, дети», «У светофора каникул не бывает», «Пешеход», «Автобус», «Мотоцикл», «Транзит», «Караван-авто» и другие. Не реже раза в неделю на дорогах проходят крупномасштабные рейды.Аварийность еженедельно анализируется, и на основе этих данных из числа сотрудников полка ДПС ГИБДД при МВД РБ формируются мобильные группы, которые направляются в наиболее проблемные города и районы республики.Острые вопросы по нашей инициативе выносятся на рассмотрение правительственной комиссии по безопасности дорожного движения.— Получается, работа ведется, а ее результаты не радуют…— Позволю себе возразить и не согласиться с этим. Все эти меры позволили добиться определенных положительных результатов. Так, например, в нынешнем году достигнуто минимальное за последние пятилетие значение тяжести последствий от ДТП — 10 погибших на 100 пострадавших (в 2002-м — 14,8; в 2000 и 2004-м — 13,5).По итогам 9 месяцев относительные показатели аварийности в республике ниже, чем в соседних регионах, а также в среднем по Приволжскому округу и стране. Так количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств в Башкортостане составляет 40,9, тогда как, скажем, в Татарстане — 68,4, в целом по ПФО — 44,6, а по стране — 47,7. Число пострадавших на 100 тыс. населения в республике 128,6, тогда как, например, в Татарстане — 169,4, в целом по ПФО — 133,2, а по РФ — 154,8.Да, я согласен, что обстановка на дорогах остается сложной. Но хочу сказать, что одними их причин роста аварийности на дорогах являются в первую очередь несоответствие темпов прироста автотранспорта и развития улично-дорожной сети; низких эксплуатационных качеств транспортных магистралей, недостаточно качественная подготовка водительских кадров, старение автопарка, а также сознательное нарушение правил дорожного движения и откровенное пренебрежение нормами поведения его участниками.Количественный рост парка машин, увы, не сопровождается качественными изменениями. Наряду со «стареющими» машинами, на дорогах появляются новые автомобили с высокими тормозными и динамическими характеристиками (главным образом иномарки). В результате в транспортном потоке увеличивается неравномерность скоростей движения, отсюда и рост ДТП, связанных с обгоном, маневрированием, резким торможением.Приходится признать, что в последние годы стало больше водителей с малым стажем и недостаточным опытом. Кроме того, большая часть машин сконцентрирована в городах, где неуклонно растет травматизм пешеходов.Выход мы видим прежде всего в улучшении дорожных условий и увеличении пропускной способности магистралей. При участии УГИБДД МВД РБ разработана программа строительства и реконструкции путепроводов в местах пересечения автомобильных и железных дорог на 2005-2015 годы, которая утверждена республиканским правительством. Ввод в эксплуатацию участка автомагистрали проспекта Салавата Юлаева и проведенная, отчасти по нашей инициативе, реконструкция проспекта Октября позволили значительно оздоровить дорожную обстановку в южной части Уфы. В этом году полностью нанесена разметка на федеральных и практически на всех автодорогах республиканского значения.И еще. В порядке эксперимента в сентябре на самом грузонапряженном перекрестке башкирской столицы проспекта Октября с улицей Галле установлен светофор с табло обратного отсчета времени. За месяц работы он зарекомендовал себя только с положительной стороны. И в связи с этим администрация Уфы приняла решение об установке еще 10 таких светофоров на самых напряженных перекрестках города.— Угоны автомобилей для многих владельцев давно стали настоящей головной болью. Машины каких марок в Башкирии угоняют чаще всего?— За 9 месяцев в республике зарегистрировано 611 угонов и краж автотранспортных средств. 465 автомобилей найдены, 146 пока находятся в розыске. В основном угоняют «Жигули» шестой, девятой или десятой модели. Большая часть краж приходится на ночное время, а излюбленные дни автоугонщиков, по нашим наблюдениям, — среда и воскресенье.Светлана АСЯНОВА.
"