В большинстве стран аварийность на автомобильном транспорте превратилась в одну из важнейших социально-экономических проблем. По данным Всемирного банка, ежегодный экономический ущерб превышает 500 млрд. долларов.— Россия тоже входит в группу стран с ухудшающей ситуацией?— К сожалению, Россия не является исключением. Об этом на всероссийской конференции «Обеспечение безопасности дорожного движения в РФ» говорил главный госавтоинспектор страны генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов. Так, например, только в прошлом году произошло свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли около 35 тыс. и травмированы 250 тыс. человек. Начиная с 2001 года, в стране ежегодно отмечается рост аварийности на автомототранспорте. Всего за последние четыре года количество ДТП возросло на треть (+32,3%), число погибших — на 17%, а раненых — на 40%. За десятилетие в авариях погибли почти 315 тыс. человек, что эквивалентно населению среднего областного центра.В России число погибших на 100 тыс. жителей в три раза выше, чем в Великобритании и Швеции, в два раза — чем в Германии, Дании и Канаде. Тяжесть последствий ДТП у нас в 10-12 раз превышает значение этого показателя в других странах. При этом только в России темпы прироста погибших и раненых опережают темпы прироста автопарка. Во время той же конференции прозвучала еще и такая информация: аварийность на транспорте наносит экономике страны значительный ущерб, составляющий ежегодно 2,4-2,6% внутреннего валового продукта. Такой ущерб сопоставим с вкладом в ВВП отдельных отраслей национальной экономики. Масштабы потерь от аварийности реально угрожают национальной безопасности страны.— Значит и в дальнейшем обстановка на дорогах будет осложняться?— Тенденция этого года такова — положение с аварийностью продолжает обостряться. В 2005-м количество ДТП в целом по стране увеличилось на 4,5%, число раненых — на 6,5%. Резко выросло число аварий с особо тяжкими последствиями — на 28,2%.— А как у нас в Башкирии?— Аварийность в республике, как и в целом по Российской Федерации, во многом определяется уровнем автомобилизации. На начало этого года в Башкортостане насчитывалось 236 транспортных средств на 1000 жителей, из них легковых автомобилей — 164, что выше среднероссийского уровня (по стране соответственно 223 и 148).Только за последние пять лет в республике прирост новых машин составил около 220 тыс., за этот же период получили водительские права более 300 тыс. граждан.Естественно, что увеличение числа эксплуатируемого транспорта оказывает существенное влияние на состояние аварийности. В последние годы ее уровень в республике остается стабильно высоким. Ежегодно регистрируется около 4 тыс. ДТП, в которых до 5 тыс. наших сограждан получают травмы различной степени тяжести, в том числе погибают около 750 человек.— Что делает ГИББД для предупреждения гибели людей на дорогах?— Учитывая складывающуюся дородную обстановку, основные наши усилия мы направляем на качественное улучшение дорожно-патрульной службы, ужесточение контрольно-надзорных функций, в особенности к водителям, грубо нарушающим правила дорожного движения.Мы не только проводим совместно с Министерством образования и другими ведомствами планомерную работу по повышению подготовки водительских кадров, но и ужесточаем требования при приеме квалификационных экзаменов. Сейчас их принимают в 43 подразделениях, в большинстве из которых установлены автоматизированные программные комплексы для приема экзаменов.Социальная реклама, направленная на пропаганду безопасности размещена во всех городах и районах республики, а в Уфе активно используются возможности телевизионных экранов, расположенных в наиболее посещаемых местах.Мы проводим целевые профилактические мероприятия для предупреждения аварийности и снижение тяжести последствий ДТП, в том числе операции «Внимание, дети», «У светофора каникул не бывает», «Пешеход», «Автобус», «Мотоцикл», «Транзит», «Караван-авто» и другие. Не реже раза в неделю на дорогах проходят крупномасштабные рейды.Аварийность еженедельно анализируется, и на основе этих данных из числа сотрудников полка ДПС ГИБДД при МВД РБ формируются мобильные группы, которые направляются в наиболее проблемные города и районы республики.Острые вопросы по нашей инициативе выносятся на рассмотрение правительственной комиссии по безопасности дорожного движения.— Получается, работа ведется, а ее результаты не радуют…— Позволю себе возразить и не согласиться с этим. Все эти меры позволили добиться определенных положительных результатов. Так, например, в нынешнем году достигнуто минимальное за последние пятилетие значение тяжести последствий от ДТП — 10 погибших на 100 пострадавших (в 2002-м — 14,8; в 2000 и 2004-м — 13,5).По итогам 9 месяцев относительные показатели аварийности в республике ниже, чем в соседних регионах, а также в среднем по Приволжскому округу и стране. Так количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств в Башкортостане составляет 40,9, тогда как, скажем, в Татарстане — 68,4, в целом по ПФО — 44,6, а по стране — 47,7. Число пострадавших на 100 тыс. населения в республике 128,6, тогда как, например, в Татарстане — 169,4, в целом по ПФО — 133,2, а по РФ — 154,8.Да, я согласен, что обстановка на дорогах остается сложной. Но хочу сказать, что одними их причин роста аварийности на дорогах являются в первую очередь несоответствие темпов прироста автотранспорта и развития улично-дорожной сети; низких эксплуатационных качеств транспортных магистралей, недостаточно качественная подготовка водительских кадров, старение автопарка, а также сознательное нарушение правил дорожного движения и откровенное пренебрежение нормами поведения его участниками.Количественный рост парка машин, увы, не сопровождается качественными изменениями. Наряду со «стареющими» машинами, на дорогах появляются новые автомобили с высокими тормозными и динамическими характеристиками (главным образом иномарки). В результате в транспортном потоке увеличивается неравномерность скоростей движения, отсюда и рост ДТП, связанных с обгоном, маневрированием, резким торможением.Приходится признать, что в последние годы стало больше водителей с малым стажем и недостаточным опытом. Кроме того, большая часть машин сконцентрирована в городах, где неуклонно растет травматизм пешеходов.Выход мы видим прежде всего в улучшении дорожных условий и увеличении пропускной способности магистралей. При участии УГИБДД МВД РБ разработана программа строительства и реконструкции путепроводов в местах пересечения автомобильных и железных дорог на 2005-2015 годы, которая утверждена республиканским правительством. Ввод в эксплуатацию участка автомагистрали проспекта Салавата Юлаева и проведенная, отчасти по нашей инициативе, реконструкция проспекта Октября позволили значительно оздоровить дорожную обстановку в южной части Уфы. В этом году полностью нанесена разметка на федеральных и практически на всех автодорогах республиканского значения.И еще. В порядке эксперимента в сентябре на самом грузонапряженном перекрестке башкирской столицы проспекта Октября с улицей Галле установлен светофор с табло обратного отсчета времени. За месяц работы он зарекомендовал себя только с положительной стороны. И в связи с этим администрация Уфы приняла решение об установке еще 10 таких светофоров на самых напряженных перекрестках города.— Угоны автомобилей для многих владельцев давно стали настоящей головной болью. Машины каких марок в Башкирии угоняют чаще всего?— За 9 месяцев в республике зарегистрировано 611 угонов и краж автотранспортных средств. 465 автомобилей найдены, 146 пока находятся в розыске. В основном угоняют «Жигули» шестой, девятой или десятой модели. Большая часть краж приходится на ночное время, а излюбленные дни автоугонщиков, по нашим наблюдениям, — среда и воскресенье.Светлана АСЯНОВА.