Posted 1 июля 2015,, 18:20

Published 1 июля 2015,, 18:20

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Современный феодализм – львиная доля заработанного в регионах уходит в центр

1 июля 2015, 18:20
С экономической точки зрения отношения центра и регионов напоминают логику взаимоотношений сузерена и вассалов. Такой феодальный формат предполагают, что регионалы постоянно клянчат у центра подачки в виде реструктуризации долгов, которые растут как снежный ком, и чреваты банкротством некоторых регионов. Центр же постоянно выкачивает из субъектов федерации ресурсы.

Регионы-банкроты – уже реальность, утверждает рейтинговое агентство «Standard & Poor's», но центр предпочитает не замечать проблему. Требования «не подниматься выше показателя – 50%», когда уровень долга считается рисковым, согласно нормативным документам правительства России в целом выполняются, а также не стоит на месте реализация социальных обязательств руководства страны перед населением.

На заседании по федеральному бюджету председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил о снижении госдолга в целом, однако, внутренний долг регионов, по данным Минфина, вырос на 20% и превысил 2 трлн руб. Ранее, на январском семинаре, проводимым администрацией президента, Медведев утверждал, что центр должен задавать общую линию, а регионы осуществлять полномочия. Однако анализ текущего положения дел свидетельствует, что эта модель не реализуется. Федерализм оказывается несостоятелен с экономической точки зрения: полномочия и обязательства не сопровождаются соответствующими источниками доходов.

Как следствие, централизация финансов и обнищание регионов. Минфин заявляет, что есть много механизмов помощи: бюджетные кредиты, реструктуризация долга и прочее. Однако эти меры носят паллиативный характер. Без реформы межбюджетных отношений ситуация будет только ухудшаться.

Говоря простым языком, ситуация выглядит следующим образом. Центр сосет из регионов максимально возможное количество ресурсов, что негативно сказывается на их развитии. Как только регион приближается к преддефолтной ситуации, из федерального центра выделяются бюджетные кредиты. В большинстве регионов привыкли ждать, что им помогут. Такие ожидания лишь подталкивает глав территорий к наращиванию долгов и снижают мотивацию к эффективной работе.

В нынешней конфигурации взаимоотношения центра и регионов напоминают феодальный строй. Регионы понимают, что сколько бы они не заработали – львиная доля этого пойдет в центр. Поэтому легче клянчить дотации, чем генерировать инновационные кластеры. Неудивительно, что развитие на местах идет с критичным для развития страны запозданием. На местах отсутствуют заинтересованность и ответственность каждого участника проекта или дела, часто качественно не регламентируется управление персоналом, нет корпоративной культуры.

В идеале же модель взаимоотношений должна быть более сбалансированной, а регионалы должны четко понимать, что в современных условиях все процессы протекают с ускорением и нужно активизироваться и стать мобильными. Знания устаревают, технологии не совершенствуются, эффективные команды создаются долго и развиваются медленнее, чем требует время.

Несмотря на значительный объем федеральных трансфертов и бюджетных кредитов, выделяемых регионам (около 3% внутреннего валового продукта ежегодно) эти ресурсы направлены на решения первоочередных нужд регионов. Напрямую на погашение регионального долга деньги не доходят. Бывает, что федеральная финансовая помощь направляется в регион, несвоевременно, а критерии распределения таких средств труднопредсказуемы. Сглаживание экономической асимметрии – один из важнейших вопросов государственного управления. Субъекты федерации разительно различаются по площади, численности и плотности населения, уровню экономического развития, природным и климатическим условиям, экологической нагрузке, национальным и историческим особенностям. Все это обусловливает значительные различия в потребностях бюджетного финансирования, налоговых базах отдельных регионов и сложностью процесса адаптации социально-экономической системы регионов к изменяющимся внешним и внутренним современным условиям.

Основные задачи регионального управления направлены на повышение социально-экономического уровня региона, сегодня обычно – на сглаживание неравномерности развития с другими регионами и в сторону улучшения показателей.

Какие пути преодоления социально-экономической асимметрии можно выделить? Прежде всего, это развитие специализированных государственных программ, развитие транспортной инфраструктуры в масштабе всей страны (авиа – лоукостеры, строительства автомобильных и железнодорожных магистралей), предоставление более широких полномочий региональным властям и рациональное выстраивание вертикали власти.

Также можно отметить отработку механизма эффективного частно-государственного партнерства и межрегионального сотрудничества, что позволяет субъектам федерации оперативнее и эффективнее, чем центру, налаживать контакты с инвесторами и торговыми партнерами. Однако и здесь наблюдается стремление центра зарегулировать региональные инициативы. В частности, в ближайшее время, похоже, центр поставит под своей контроль всю внешнеэкономическую деятельность, что снизит интенсивность межрегиональных модели взаимодействия, таких как «R2R» («регион с регионом»), «B2B» («бизнес с бизнесом»).

Кстати, республиканский долг составил на 1 мая 2015 года 23,7 млрд. рублей - 24,7% от ВРП. Это в два раза ниже требований Москвы. По сравнению с началом 2015 года, объем государственного долга снизился на 0,9 млрд рублей, что говорит об относительно благоприятной экономической обстановке в Башкирии. На начало текущего года республика входила в число 13 субъектов Российской Федерации по минимальному уровню долговой нагрузки, а в Приволжском федеральном округе занимала второе место.

Долги по России – это краткосрочные банковские кредиты, а также облигации, бюджетные кредиты, предоставляемые Минфином, госгарантии по кредитам, а по Башкирии – долговые обязательства республики носят, в основном, долгосрочный характер, график погашения не имеет резких колебаний. Полученные ранее бюджетные кредиты на ликвидацию последствий засухи и на строительство, реконструкцию, капремонт автодорог были реструктуризированы до 2032 года и до 2034 года соответственно, что позволило существенно снизить долговую нагрузку на бюджет. Структура госдолга республики устойчивая. На бюджетные кредиты приходится 28,1%, а на долю рыночного долга (государственные ценные бумаги и кредиты кредитных организаций) – 69,9%, устойчивая. И это с учетом того, что бюджетной нагрузки по социальной сфере – 75-85% нагрузки несет на себе Башкирия. Не учитывается дополнительная, по сравнению с другими регионами, экологическая нагрузка, которая происходит от мощных индустриальных предприятий, в том числе и в сфере ТЭК. Башкирия за последние девятилетие, благодаря продаже ТЭК АФК «Система», перестала быть донором. А предприятия продолжают работать в регионе. Передача Башкирии четверти активов ОАО «Башнефти» несколько микширует ситуацию, и уже в этом году «грозит» республиканскому бюджету дополнительными пятью миллиардами. Однако это лишь исключение из общего тренда, который для регионов остается неблагоприятным.

Константин КУЗЬМИНЫХ.

"