Posted 1 июля 2010,, 18:50

Published 1 июля 2010,, 18:50

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

Раиль Сарбаев: «Мы готовы держать удар»

1 июля 2010, 18:50
В Башкирии в нынешнем году посевы попали под двойной удар: сильные морозы и аномальная жара весной и летом. Об этом в четверг на брифинге для журналистов заявил премьер-министр РБ Раиль Сарбаев.

— Дождей практически нет. В районах с 16 апреля по 20 июня выпало осадков от 5 до 50 мм (15-60% от нормы), запасы влаги в почве в пахотном слое составили 7-11 мм. Ситуация с заготовкой кормов критическая. Засуха выжигает посевы. Практически не подлежит восстановлению 1 миллион гектаров посевов, - заявил глава республиканского правительства.

Кроме этого, отметил башкирский премьер, погодные условия благоприятствуют развитию и распространению особо опасных многоядных вредителей саранчовых и лугового мотылька. Эти вредители выявлены на площади 156 тыс. га с численностью значительно превышающей экономический порог вредоносности.

По словам премьер-министра, урожайность кормовых и зерновых культур составит 40% от среднемноголетних значений.

Фактический урожай сена многолетних трав в среднем составляет 3-5 ц/га, зеленая масса не превышает 25-30 ц/га:

— Скажем, раньше урожай сена был 15-20 ц/га. У нас предварительно собран баланс кормов с учетом остатков прошлого года на 1 условную голову в среднем по республике 12 кормовых единиц грубых и сочных кормов, — сказал он. — А 10 районов (в основном, вы знаете, сегодня в зоне особого бедствия наше Зауралье) могут заготовить только 3-5 ц кормовых единиц.

(Для справки: чтобы обеспечить продуктивность коров на 1 условную голову нужно не менее 30 кормовых единиц).

Ситуация, действительно, очень напряженная, — констатировал Раиль Сарбаев. — Пастбища во всех районах истощены, и на юге республики практически пасти уже негде. Перегоняем скот в районы, где есть запасы кормов, воду подвозим, там, где нет водопоя. Также перегоняем скот в леса, но и там травостой составляет порядка 30% к уровню прошлого года.

Как заявил башкирский премьер, коров зимой переведут на солому. Но и ее дефицит — 243 тыс. тонн.

— На своей территории, на выделенные из бюджета 200 млн руб., мы можем заготовить не более 40 процентов. Это 96 тыс. тонн. Остальную часть необходимо завести из-за пределов республики. Конечно, это отдельные затраты. Для примера, перевозка автомобильным транспортом 1 тонны обходится на расстояние 800 км — более 4 тыс. руб.

— Раиль Салихович, но если верить метеорологам, засуха охватила многих наших соседей. Откуда же будут завозить корма?

— Я уже говорил, что у нас есть свои запасы трехлетней давности в центральной части республик, северо-востоке, кроме того, в Оренбурге планируем взять зернофураж. У них нет такого поголовья КРС, как у нас.

— Вы говорите, на борьбу с засухой уже выделены дополнительно 600 млн. рублей…

— Из них сто миллионов рублей выделены именно на приобретение кормозаготовительной техники. Это 56 пресс-подборщиков: 22 — тюковых и 34 — рулонных.

Но, подчеркнул премьер-министр, не смотря на все принимаемые меры, на круглосуточный график работы, ситуация такова, что сокращения поголовья крупно-рогатого скота не избежать.

И нам из нее нужно выходить революционным методом. Не просто сократить поголовье КРС, а качественно обновить его. То есть непродуктивных коров, которые дают не больше двух литров молока в день, реализовать, и вместо них закупить племенную корову, гарантирующую 10-20 литров. В республике 4 зоны. К примеру, в одной из них старых коров с продуктивностью от 2000-3000 кг — 11 тыс. голов. Это практически половина — 46%. Есть ли смысл тратить деньги на спасение непродуктивной скотины?

Раиль Сарбаев рассказал, что несколько дней шел «мозговой штурм», по какой схеме будет реализовываться проект. Есть вариант — разрешить районам реализовать скот в счет погашения просроченной задолженности перед ГУПами. Эти средства ГУПы возвращают в бюджет, что будет являться источником для выделения в 2011 году средств на лизинг племенного скота.

Схема лизинга — рассрочка на 5 лет с первоначальным взносом 10-15 процентов.

— Социальные программы не будут свернуты из-за расходов на борьбу с засухой?

— Любой хозяйственный руководитель всегда держит резерв. Мы его обычно держим до сентября-октября. В ноябре, в зависимости от ситуации, направляем на те или иные статьи расходов бюджета: капитальное строительство, дорожное строительство, агропромышленный комплекс.

Социальные статьи бюджета, мы всегда об этом говорим, это защищенные статьи бюджета, и все до каждой копейки будет выделено и доведено до получателей. В том числе в плановом режиме профинансируются подготовка к осенне-зимнему периоду, подготовка жилищного хозяйства, школ и больниц, проведение августовского совещания учителей, проведение государственного совета по здравоохранению, мероприятия по укреплению материально-технической базы по РДКБ, кардиодиспансера, строительство роддома, завершение онкологического и туберкулезного диспансера. Все будет профинансировано, оснащено оборудованием и запущено в эксплуатацию.

— Раиль Салихович, такой жары и засухи мы не видали с 1975 года. Тогда всем миром выходили на поля. Сегодня менталитет людей изменился...

— Сегодня изменялись соотношения частной и государственной собственности. И у нас сегодня 60 процентов находится в частной собственности. И спасать собственное дело уговаривать не надо. Да и вообще, мы постоянно ездим по районам, люди самоотверженно работают в любую жару, и в 40 градусов — на полях.

— Аномальная жара — это ведь и риск пожаров…

— Безусловно. Поэтому все службы работают в режиме повышенной готовности. Мы еще в прошлом году основательно укрепили противопожарную технику по республике, новые машины, вы видели по телевидению и возможности вертолета К-32. Да и люди сами понимают, нет уже безалаберного поведения на пикниках, не оставляют дымящихся костров.

— Засуха отразится на ценах на хлеб?

— Не должна. У нас есть двухгодичный запас продовольственного зерна — на элеваторах хранится 561 тыс. тонн.

— Метеорологи прогнозируют, что климат в регионе и дальше будет таким изнуряющим — жара и отсутствие дождей. То есть, проблемы, о которых мы сегодня говорим, не только одного лета?

— 2 июля в Зауралье соберем всех руководителей. Нужно с учетом климата менять структуру посевных площадей — в сторону увеличения засухоустойчивых кормов, яровой пшеницы. Будем думать.

— На какую помощь из федерального центра рассчитываете?

— Просим отсрочить платежи по банковским кредитам зернопроизводящим хозяйствам на срок до 3 лет, а по кредитам для развития животноводства — до 5 лет без увеличения платы за пользование кредитами и без взимания комиссий за пролонгацию. При этом необходимо решить вопрос залогового обеспечения, так как отсутствие у хозяйств залоговой базы не дает возможность дальнейшего кредитования и ведения хозяйственной деятельности;

И просим рассмотреть вопрос пролонгации лизинговых платежей на срок до 3 лет.

— Все руководители сегодня работают в режиме ЧС. А как же традиционные летние отпуска?

— Главам семи городов десять дней разрешено отдохнуть, пока не началась активная подготовка к зиме. А вообще, у нас такой практики вообще нет, чтобы кто-то уходил в отпуск. Весной — весенне-полевые работы, совесть не позволит и президент не разрешит, летом — чрезвычайные ситуации, осень — скотину на зимовку будем ставить, потом — в «зиму заходить», опрессовку сетей делать, потом год завершается, потом начало нового года, задачи правильные надо формулировать и выполнять. А после опять весенне-полевые работы. Вот в таком режиме мы 20 лет работаем.

"