Posted 1 мая 2007,, 15:19

Published 1 мая 2007,, 15:19

Modified 10 ноября 2022,, 19:05

Updated 10 ноября 2022,, 19:05

Человек высокого полета

1 мая 2007, 15:19
Вся жизнь Фаткулбаяна Загидуллина связана с небом. Даже когда штурману с огромным стажем пришлось уйти из авиации и выбрать нелетную профессию, он постарался устроиться на работу, которая хоть как-то напоминала ему о прежней специальности. Фаткулбаян Хакимович признается, что даже сейчас, на 82-м году жизни, он порою летает. Во сне. Такой огромной силы оказалась его тяга к небу.
А началось все в 1944 году – парень поступил в Уфимский авиационный институт, который только прибыл вместе с моторостроительным заводом из Рыбинска. Студентов УАИ не брали в армию по брони. Но 18-летний юноша вдруг совершил неожиданный поступок, едва начав учиться, он бросил вуз и вернулся в родные Бакалы.

- В райцентре я сдал бронь и сказал: «Забирайте меня в армию!», - вспоминает ветеран. - И мне вскоре пришла телефонограмма: прибыть в военкомат – «вы призываетесь в военно-морскую авиацию».

Постигать азы армейской науки ему пришлось в авиационном военно-морском училище имени Леваневского. Великий праздник Победы в 1945-м паренек встречал будучи курсантом.

- Наше училище во время войны эвакуировали из Николаева в Безенчук Куйбышевской области. Когда немцев погнали и освободили Николаев, училище снова начали перебазировать на Украину. На станции Безенчук было много военного имущества: запчасти самолетов, двигатели, моторы – и вот это все грузили и отправляли обратно в Николаев. В тот майский день я стоял на посту, и вдруг начали стрелять… Что такое? Все – Победа!!! Война кончилась! Радость такая большая была! Потому что жить людям в войну было очень тяжело не только на фронте, но и нам тоже, в тылу, было несладко.

- А сейчас как вы отмечаете День Победы?

- Когда были живы сослуживцы, отмечал с ними и с друзьями. Из пяти уфимских ребят, с которыми четыре года курсантами вместе ели солдатскую кашу, а потом служили в разных флотах: один на севере, другой на Балтике, третий под Владивостоком, - я остался один. Ходим смотреть парады, прошлогодний парад очень понравился. В этом году тоже, конечно, пойду смотреть парад, если не буду болеть. Ведь сейчас такой возраст, когда не знаешь, что будет завтра.

- Как вы думаете, что помогло советскому народу выстоять в Великой Отечественной и победить?

- Патриотизм, огромная любовь к Родине. Пока немцы не дошли до Москвы, до Сталинграда, мы отступали. В первые же дни уничтожили треть нашей авиации на аэродромах. Только один военно-морской министр Кузнецов – умный человек из министров был, который не послушался Сталина. Сталин говорил, чтобы ничего не трогали, чтобы немцы не думали, что мы готовимся. А Кузнецов вывел все корабли из военно-морских баз и объявил готовность номер один. Секретно, конечно. Поэтому военно-морской флот остался целым, а нашу авиацию уничтожили за первые два-три дня. Поэтому и сопротивляться нашим наземным войскам было нечем, поэтому и отступали до Волги, до Москвы. Но к тому времени наши научились воевать, а с Дальнего Востока прибыло много дивизий, и погнали немцев обратно… Фашизм – страшное дело! Хотя и сейчас с ними ведут борьбу. Ведь есть люди, которые от своей дурости на «коричневой» пропаганде молодежь учат. Поэтому и появляются скинхеды, неонацисты.

- А какое время в послевоенные годы вам импонирует?

- После войны была суровая бедность – особенно 45-47-е годы, были страшнейшие засухи, не было урожая. Страна тогда жила очень тяжело, вы даже не представляете! Жизнь восстановилась только к началу 60-х годов. Народ стал лучше жить в материальном плане. Прекратились сталинские восхваления, из тюрем начали освобождать людей, 99% которых было безвинных. Миллионы людей сидели по лагерям ГУЛАГа.

- Возможна ли третья мировая война?

- Думаю, что нет. Но мы, конечно, должны быть надежно защищены.

…В 1947 году молодой лейтенант Загидуллин начал самостоятельно летать на морских самолетах Тихоокеанского флота.

- Были такие американские летающие лодки – «каталины» – двухмоторные сравнительно небольшие самолеты, которые считались дальними разведчиками, - рассказывает Фаткулбаян Хакимович.

Затем был Черноморский флот. Всего же Загидуллин отслужил 20 лет и 3 месяца, он – военный штурман первого класса. Сейчас – полковник в отставке.

- Во время хрущевской «антивоенной» кампании начался разгон армии, флота, авиации. Сначала демобилизовались миллион двести тысяч человек, потом еще шестьсот тысяч, куда и я попал. Уволившись, вернулся в Башкирию. В Уфе на месте Южного автовокзала, вдоль улицы Зорге, был аэродром. Но самолеты были только старенькие, а аэродром маленький, летной работы уже не было, да и отец с матерью были живы и говорили мне: «Хватит. Не летай больше!», - вспоминает отставной полковник.

Но расставание с небом прошло отнюдь не безболезненно.

- Когда сам летаешь, смотришь сверху на грешную землю! – смеется Фаткулбаян Хакимович. – Полеты мне потом снились. Будто я в части среди ребят-офицеров, мы вместе летаем, а иногда, что нас не допускают к полетам. Я просыпался, а сердце трепыхалось. Да и сейчас порою летаю во сне.

Семьей офицер, по его же собственному признанию, обзавелся поздно. Как говорит, некогда было: «первым делом самолеты, ну а девушки - потом». Жена, Светлана Хадыевна, младше его на 11 лет, скоро отметит 70-летний юбилей. Супруга подарила ему двух дочерей – старшая, 45-летняя Зарема, философ по образованию, преподает в филиале БГУ в Учалах, и младшая Альбина. Зарема, в свою очередь, подарила отцу внучку Вику, той сейчас 24 года, готовится защищать кандидатскую диссертацию. Альбина тоже подарила внучку, 17-летнюю Диану, сейчас она студентка-первокурсница филологического факультета БГУ. Фаткулбаян Хакимович любит понянчить правнучку Софью, которая совсем маленькая – ей всего год и три месяца, дочка старшей внучки Вики.

- Может, повезет, пошлет Бог еще и с правнуком понянчиться, – мечтательно улыбается ветеран. – Пусть я уже старик. Не думал никогда, что доживу до таких лет, но оказалось – ничего, жить можно, и ведь хочется еще жить!

Альбина ИБАТУЛИНА.

"