Posted 1 марта 2016,, 05:28

Published 1 марта 2016,, 05:28

Modified 10 ноября 2022,, 18:39

Updated 10 ноября 2022,, 18:39

Виктор Авдеев: «Аэронавигационные данные необходимы каждому экипажу»

1 марта 2016, 05:28
В минувшем году коллективу международного аэропорта «Уфа» был представлен новый старший штурман аэропорта – начальник службы аэронавигационной информации и штурманского обеспечения полетов (САИ ШОП) Виктор Авдеев. «Я всю жизнь прожил возле аэродрома, - говорит Виктор Леонидович. - Мой отец был военным летчиком, поэтому, сколько помню себя, столько я помню рядом самолеты. То, что я стал работать в авиации, тоже было практически предопределено».

– Виктор Леонидович, в чем назначение службы, которую вы возглавили?

– Наша цель, как и у аэропорта, обеспечить регулярность и безопасность полетов. От нас зависит актуальность аэронавигационной информации. Для того чтобы полет прошел удачно, экипаж должен обладать в полной мере данными по аэропортам, по воздушным трассам и т.д. Мы обязаны своевременно уведомить пилотов о том, где какие введены запреты, ограничения. Почему этого не может дать авиакомпания? Потому что каждая компания обеспечивает информацией себя, но не других перевозчиков. А аэропорт же работает для всех, кто пользуется его услугами.

– В России существует свод авиационных правил, где присутствие службы САИ ШОП обязательно в каждом аэропорту. А что в мире?

– Точно так же. Абсолютно в каждом мировом аэропорту существует служба аэронавигационной информации, это соответствует требованиям ICAO. Есть также свод общемировых документов, касающихся работы нашего подразделения, в соответствии с которыми мы работаем. Распространенное заблуждение, что эта служба является пережитком прошлого, не что иное, как путаница. Нас обычно называют «штурманская служба», это создает не вполне верную ассоциацию. Сама профессия штурмана – чисто советское изобретение. В общемировой практике штурмана не было, профессия возникла в СССР и, можно сказать, там же умерла. Сейчас летают два члена экипажа, штурманы остались лишь на старых самолетах, таких как ТУ-154,134, ИЛ-76. По международному образцу мы зовемся службой аэронавигационной информации (САИ).

– Авиационная отрасль – очень динамичная. Как вы полагаете, не отстает ли аэропорт от авиакомпаний? Все-таки это более инерционная структура.

– Конечно, авиакомпании более мобильны. Аэропорт по сравнению с ними – огромная махина. Любая авиакомпания стремится к минимуму, уменьшает количество обслуживающего персонала, потому что деньги ей приносит в первую очередь перевозка пассажиров и грузов. Аэропорт же принимает все типы судов, здесь необходимы специалисты разных областей. Он медленнее реагирует на нововведения и изменения, происходящие вокруг, но при этом куда более стабилен. Достаточно вспомнить, сколько авиакомпаний летало еще несколько лет тому назад, некоторые из них состояли чуть ли не из нескольких человек и пары самолетов. Постепенно они исчезли или влились в состав более крупных перевозчиков. Все идет к укрупнению, летают и выживают в основном крупные игроки.

"