Posted 30 августа 2005,, 20:40

Published 30 августа 2005,, 20:40

Modified 10 ноября 2022,, 19:12

Updated 10 ноября 2022,, 19:12

Полный бензец

30 августа 2005, 20:40
Стоимость автомобильного бензина в Башкирии за последние полтора года выросла, более чем в 1,5 раза: АИ-92 — на 50%, АИ-95 — на 51%, а А-76 — почти на 60 процентов. А ценники переписывались 10 раз! Бензин установил абсолютный рекорд по темпам роста цен на потребительском рынке. Всем известно, что топливо — товар ценообразующий, и теперь ясно, как день, что новый скачок приведет к очередному витку инфляции.В этом году наблюдалась некоторая заминка, как вдруг летом цены на АЗС начали свой безостановочный бег.
«МК» уже сообщал, что в минувший понедельник они вновь взлетели на автозаправках ОАО «Башкирнефтепродукт». Так стоимость литра бензина марки АИ-95 выросла с 15,70 рубля до 16,50, марки АИ-92 — с 15 до 15,50, марки А-76 — с 12,50 до 13 рублей.«Башкирнефтепродукт» опять стал пионером, во вторник ценники переписали на «Картойле». Последний бастион удерживает пока «Лукойл», но и там переоценка произойдет уже 1 сентября. Наученные предписаниями антимонопольной службы заправщики формально перестали увеличивать стоимость топлива одномоментно, чтобы не быть обвиненными в сговоре. Однако фактически цены устанавливаются на одинаковом уровне с разницей от нескольких часов до нескольких суток.Наметилась и другая тенденция в ценовой политике АЗС — лучше повышать чаще, но на 5-6%, чем сразу на 1,5-2 рубля.В последний раз бензины популярных марок дорожали в Башкирии чуть более месяца назад. В июле 2005 года топливо увеличилось в цене на 70-80 копеек за литр.Не исключено, что 2005 год установит новые достижения.Объясняют этот рост двумя основными причинами — изношенностью производственных мощностей и неэффективностью системы налогообложения нефтедобывающей отрасли. С другой стороны, парадоксальным образом бензин дорожает из-за «выгодных» для страны мировых цен на нефть. Компании оголяют внутренний рынок, отправляя ее на экспорт. Даже высокий налог в 0 за тонну экспортной нефти не спасает. Получается, на вывозе зарабатывают все кому не лень: и государство, и компании. А издержки, как всегда, ложатся на плечи автовладельцев.Наверняка, многие автолюбители помнят, какими темпами дорожал бензин на башкирских АЗС во второй половине прошлого года. Тогда цена популярного 95-го всего за месяц с небольшим поднялась с 13,65 до 15,50 рублей. Подорожание почти на два рубля вызвало некоторую нервозность не только у автомобилистов, но и у властей предержащих. И цены волевой правительственной рукой немного откатили назад — до 14,50. В дальнейшем стоимость топлива на заправках если и увеличивалась, то осторожно. А к нынешнему подорожанию водителей начали готовить заранее, заявляя, что рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 4% повлечет за собой подъем цен на топливо. Мол, бензин надо доставлять до потребителей. Преимущественно железной дорогой.Но постойте! Зачем бензин с башкирских нефтеперерабатывающих заводов доставлять на башкирские же АЗС по стальным магистралям? Как это может отразиться на цене литра на уфимской автозаправке? Но главное вовремя выдвинуть версию, пусть и неправдоподобную и соблюсти традицию — решать свои проблемы за счет народа. В данном случае — той его части, что на личных машинах.Удорожание бензина в полтора раза за полтора года эквивалентно еженедельному повышению на 1%. Казалось бы, что такое один процент для автомобилиста? Однако в ценовом измерении этот процент составляет не менее 15 копеек за литр «95-го» в неделю. За месяц, если эти темпы сохранятся, получается никак не меньше 60 копеек. Таким образом, за оставшиеся четыре месяца до конца года литр популярного «девяносто пятого» должен подорожать не менее чем на 15-20%. Это как раз составит прибавку в 2,5-3 рубля к нынешней стоимости топлива. Если учесть, что бак среднестатистического отечественного авто вмещает 40 литров, то нетрудно подсчитать, что он ежемесячно станет дорожать в среднем на 25 рублей.За оставшиеся четыре месяца нынешнего года общее подорожание бака «Жигулей» составит не менее 120 «деревянных». Сегодня этот несчастный бак обходится среднестатическому автовладельцу примерно в 600-660 рублей. Однако под занавес 2005 года придется выложить за него уже порядка 720-780 рублей. Понятно, это не предел, поскольку прогноз на будущий год, касающийся роста стоимости бензина, также неутешителен. Иными словами, полный бензец!
"