Казалось бы, что может быть страшного в том, чтобы нести детям доброе, светлое, вечное? Однако все мои знакомые, узнав о предстоящем испытании, так искренне сочувствовали, как будто я шла… на войну. Впрочем, по мнению окружающих, наверное, так оно и было — курс молодого педагога должна была пройти в столице Башкирии в обычной сипайловской школе, где учатся подростки спального района. Обыватели были уверены, что все эти дети, по меньшей мере, потенциальные преступники.Скажу сразу — худшие подозрения не оправдались. И подрастающее поколение ничем не хуже и не лучше нас, взрослых, они имеют желание стать умнее и чище и отлично понимают разницу между добром и злом, как бы ни пытались представить обратное циничные люди, выросшие из школьного возраста.Два генерала под одним одеяломХотя, действительно, дети информационных технологий способны поставить учителя в неловкое положение.На одном из уроков мы изучали "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Михаила Салтыкова-Щедрина. Рассказ начинается с того, что два генерала просыпаются на необитаемом острове под одним одеялом. Задаю классу вопрос:— Есть в тексте элементы гротеска?Мальчик с задней парты отвечает:— Генералы просыпаются под одним одеялом…Класс заливается хохотом, подразумевая вовсе не дружеские отношения между двумя генералами.Но если не лукавить и вспомнить свое отрочество? Неужели и вы не пытались поразить педагога шутками "на грани"?В финале рассказа великого писателя генералы высылают мужику рюмку водки и пятак серебра.— Да выслали ему пузырь водки и бабла влегкую… — комментируют дети.Со своим классом 7"Б" я познакомилась за день до проведения первого урока по русскому языку. Ребята смотрели на меня с интересом и некоторым азартом.— А что вы у нас вести будете? — сразу поинтересовались.— Русский язык и литературу…— Долго?— Почти всю третью четверть.— О! Классно! — они в восторге.Никто из моих подопечных ни разу не обидел меня, и даже отпетые хулиганы не стремились "доводить" молодую училку. Напротив, школьники, как могли, старались помочь практикантке вести уроки, а когда пришло время прощаться, заявили:— Зачем вам уходить? Давайте мы вас от университета "отмажем"?Учительница первая мояПервый урок начала уверенно, но когда почувствовала на себе пристальный, изучающий взгляд двадцати семи пар глаз, стало как-то неловко. И потеряла мысль. Мне нужно было в предложении "Мальчик выглядывал из-за дерева" объяснить, что предлог "из-за" имеет пространственное значение, но я забыла, что хотела сказать. Руки вспотели, а лицо пошло красными пятнами — на задней парте качала головой моя кураторша — настоящая преподавательница русского языка и литературы. Надо как-то выходить из положения. Поэтому я сказала первое, что пришло в голову:— Ребята, в общем, мальчик выглядывал из-за дерева… выглядывал мальчик… а выглядывал, потому что он спрятался!Класс покатился со смеху. Увидев реакцию, мне тоже стало очень смешно. Представляете картину: стоит учительница-практикантка около доски и, прикрываясь учебником, трясется от смеха? После урока, сгорая от стыда, подошла к педагогу:— Ужасно, да?Сначала Любовь Григорьевна Трухова строго на меня посмотрела, а потом улыбнулась:— Не переживай. Нормальный здоровый смех на уроке еще никому не навредил, но помни, что не стоит увлекаться.Интересно было обнаружить для себя, что нынешние дети вовсе не озлобленные волчата, а совершенно обычные мальчишки и девчонки, причем, многие из них стремятся к знаниям. В "моем" классе меня удивила девочка Даша Парахина, она уверенно сообщила, что намеревается стать директором художественного музея. Однажды я провела нетрадиционный урок, который заключался в том, что вместо учителя новую тему объясняет один из лучших учащихся класса — я выбрала Дашу. Одноклассник Парахиной написал об этом уроке в сочинении на свободную тему (орфография и пунктуация автора сохранены):"Да смежно было когда Даша написала вместо противительные, против-ные. Либо она так специально, либо нет. Даша не понятно объясняла иногда или писала, но зато мы посмеялись".— Не важно, какая школа, важно, какие учителя, — от всей души говорит моя "коллега", практикантка Альяна Байрамова. — Главное, чтобы тебе дети нравились.“Читать было нелегко, да и неинтересно”Конечно, сегодняшние школьники знают не в пример больше, чем те, кто закончил учебное заведение пять лет назад. Но ведь не только плохого, но и хорошего.— Главное в жизни — это друзья, — написала одна девочка в сочинении. — Только все вместе мы сможем преодолеть трудности.Не стоит утверждать, что мы в свое время были шибко грамотными, но кажется, что влияние безграмотного Интернета напрочь отбило в детях чувство языка. Мои ученики, например, считали, что существуют такие слова: "Докасался, подкаснулся, скаснулся, покаснуться, подкасательный, подлеток, подложка, подложечный, подлеть".Много афоризмов появилось после прочтения рассказа А.П. Чехова "Злоумышленник":"Прочитав этот рассказ, у меня появилось несколько ощущений"."Могло случиться страшное преступление из-за одной гайки не слишком образованного человека"."Скорей всего, что когда Денис выйдет из тюрьмы, он также будет свинчивать гайки"."В этом рассказе открывается глубокий смысл, но читать его было не легко, да и неинтересно"."Насчет этого рассказа я думаю, что у меня нету никаких претензий".— Очень многое зависит от самого человека, — давала нам наставления факультетский руководитель по педпрактике Альмира Мухаметовна Ямалетдинова. — Если дети станут вам доверять, то все будет хорошо.Детство было не ахтиПедагогом быть непросто, это мы быстро выяснили на своей шкуре. Нужно не только кропотливо готовиться к каждому уроку, но и быть психологом, "видеть" класс и при этом обращать внимание на каждого ученика в отдельности. Они пока не умеют думать, но пытаются, им нужно только чуть-чуть помочь. И сдерживать себя, читая такие перлы после прочтения повести Л. Н. Толстого "Детство":"Отец Николеньки не любил свою жену, она чувствовала себя несчастной и вскоре умерла"."Когда Карл Иванович ушел из этой семьи, Николеньке было плохо, скучал и одиноко"."Детство Николеньки было не ахти".А вот шедевр, который двоечник класса написал про своего приятеля, тоже двоечника, называется "Лучший друг":"У меня есть друзья, но у меня их много, так что я перечислять всех не буду. Но самое главное, что у меня есть самый лучший друг, и зовут его Андрей. Мы с друзьями сократили его имя на Дрон. Но у него есть одно отклонение — он не любит ходить в школу, потому что учится он так себе. Или может вообще в школу не придти. Но когда мы закончим школу, мы вместе будем поступать в университет или еще куда-нибудь. Ну вот что я могу написать о своем друге".— Дети мне очень понравились. По-моему, это лучшее, что есть в школе, — высказала свои впечатления практикантка Земфира Талипова.— Хотелось бы верить, что через несколько лет дети вспомнят, что у них были практиканты, — мечтает Лия Сайдуллаева.— Образование — это основа основ. Жаль, что не все это понимают, — вздыхает факультетский руководитель по педпрактике Татьяна Михайловна Пшеничнюк. — Жизнь прекратится, если однажды педагоги не выйдут на работу. Вы знаете хотя бы одного человека, которому не нужно образование? Сомневаюсь. Обидно, что государство так относится к этой важнейшей работе. Очень жаль студенток, которые имеют яркий педагогический талант, обладают природным даром учителя, но не пойдут в школу только потому, что не смогут прокормиться на зарплату учителя…Альбина ИБАТУЛЛИНА.Говорят и пишут дети:— Хорошо не учиться, хотя плохо.— Помним то, о чем говорили тогда.— Мы запутались так, что все забыли.— В доме дуло со всех сторон, так что едва не погас свет.— Колибри как будто невидима.— Если я люблю лошадей, то у меня есть и фото их.— Он выглядел как будто чукча.— На день рождения папа подарил мне косметический набор, но я его не крашу, потому что он мне не нравится.— Иди в школу, ибо будешь наказан.— Наталья блондинка, как будто она Бритни Спирс.— Когда я гуляла на “Горсе”, было темно и весело.— Человек должен быть добрым, мудрым, щедрым, чтобы быть добростойным великих благ природы.— У соседей ремонт и они мне мешают. Надо сказать им, чтобы не дрелили.