Posted 28 марта 2006,, 18:32

Published 28 марта 2006,, 18:32

Modified 10 ноября 2022,, 19:10

Updated 10 ноября 2022,, 19:10

Окончен школьный роман. Современные дети не безнадежны

28 марта 2006, 18:32
— Да ты что?! С ума сошла?! Как будто ты не знаешь, какая сейчас молодежь!— А какая?— Очень наглая, для которой нет ничего святого. Дети чуть ли не с первого класса уже курят, пьют и… сама понимаешь что.— Не может быть! Они же дети!— Дети… Как же… Смотри сама. Не говори потом, что мы тебя не предупреждали.Каждый пятикурсник филологического факультета БГУ обязан пройти практику. То есть на одну учебную четверть превратиться в настоящего учителя русского языка и литературы.
Казалось бы, что может быть страшного в том, чтобы нести детям доброе, светлое, вечное? Однако все мои знакомые, узнав о предстоящем испытании, так искренне сочувствовали, как будто я шла… на войну. Впрочем, по мнению окружающих, наверное, так оно и было — курс молодого педагога должна была пройти в столице Башкирии в обычной сипайловской школе, где учатся подростки спального района. Обыватели были уверены, что все эти дети, по меньшей мере, потенциальные преступники.Скажу сразу — худшие подозрения не оправдались. И подрастающее поколение ничем не хуже и не лучше нас, взрослых, они имеют желание стать умнее и чище и отлично понимают разницу между добром и злом, как бы ни пытались представить обратное циничные люди, выросшие из школьного возраста.Два генерала под одним одеяломХотя, действительно, дети информационных технологий способны поставить учителя в неловкое положение.На одном из уроков мы изучали "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Михаила Салтыкова-Щедрина. Рассказ начинается с того, что два генерала просыпаются на необитаемом острове под одним одеялом. Задаю классу вопрос:— Есть в тексте элементы гротеска?Мальчик с задней парты отвечает:— Генералы просыпаются под одним одеялом…Класс заливается хохотом, подразумевая вовсе не дружеские отношения между двумя генералами.Но если не лукавить и вспомнить свое отрочество? Неужели и вы не пытались поразить педагога шутками "на грани"?В финале рассказа великого писателя генералы высылают мужику рюмку водки и пятак серебра.— Да выслали ему пузырь водки и бабла влегкую… — комментируют дети.Со своим классом 7"Б" я познакомилась за день до проведения первого урока по русскому языку. Ребята смотрели на меня с интересом и некоторым азартом.— А что вы у нас вести будете? — сразу поинтересовались.— Русский язык и литературу…— Долго?— Почти всю третью четверть.— О! Классно! — они в восторге.Никто из моих подопечных ни разу не обидел меня, и даже отпетые хулиганы не стремились "доводить" молодую училку. Напротив, школьники, как могли, старались помочь практикантке вести уроки, а когда пришло время прощаться, заявили:— Зачем вам уходить? Давайте мы вас от университета "отмажем"?Учительница первая мояПервый урок начала уверенно, но когда почувствовала на себе пристальный, изучающий взгляд двадцати семи пар глаз, стало как-то неловко. И потеряла мысль. Мне нужно было в предложении "Мальчик выглядывал из-за дерева" объяснить, что предлог "из-за" имеет пространственное значение, но я забыла, что хотела сказать. Руки вспотели, а лицо пошло красными пятнами — на задней парте качала головой моя кураторша — настоящая преподавательница русского языка и литературы. Надо как-то выходить из положения. Поэтому я сказала первое, что пришло в голову:— Ребята, в общем, мальчик выглядывал из-за дерева… выглядывал мальчик… а выглядывал, потому что он спрятался!Класс покатился со смеху. Увидев реакцию, мне тоже стало очень смешно. Представляете картину: стоит учительница-практикантка около доски и, прикрываясь учебником, трясется от смеха? После урока, сгорая от стыда, подошла к педагогу:— Ужасно, да?Сначала Любовь Григорьевна Трухова строго на меня посмотрела, а потом улыбнулась:— Не переживай. Нормальный здоровый смех на уроке еще никому не навредил, но помни, что не стоит увлекаться.Интересно было обнаружить для себя, что нынешние дети вовсе не озлобленные волчата, а совершенно обычные мальчишки и девчонки, причем, многие из них стремятся к знаниям. В "моем" классе меня удивила девочка Даша Парахина, она уверенно сообщила, что намеревается стать директором художественного музея. Однажды я провела нетрадиционный урок, который заключался в том, что вместо учителя новую тему объясняет один из лучших учащихся класса — я выбрала Дашу. Одноклассник Парахиной написал об этом уроке в сочинении на свободную тему (орфография и пунктуация автора сохранены):"Да смежно было когда Даша написала вместо противительные, против-ные. Либо она так специально, либо нет. Даша не понятно объясняла иногда или писала, но зато мы посмеялись".— Не важно, какая школа, важно, какие учителя, — от всей души говорит моя "коллега", практикантка Альяна Байрамова. — Главное, чтобы тебе дети нравились.“Читать было нелегко, да и неинтересно”Конечно, сегодняшние школьники знают не в пример больше, чем те, кто закончил учебное заведение пять лет назад. Но ведь не только плохого, но и хорошего.— Главное в жизни — это друзья, — написала одна девочка в сочинении. — Только все вместе мы сможем преодолеть трудности.Не стоит утверждать, что мы в свое время были шибко грамотными, но кажется, что влияние безграмотного Интернета напрочь отбило в детях чувство языка. Мои ученики, например, считали, что существуют такие слова: "Докасался, подкаснулся, скаснулся, покаснуться, подкасательный, подлеток, подложка, подложечный, подлеть".Много афоризмов появилось после прочтения рассказа А.П. Чехова "Злоумышленник":"Прочитав этот рассказ, у меня появилось несколько ощущений"."Могло случиться страшное преступление из-за одной гайки не слишком образованного человека"."Скорей всего, что когда Денис выйдет из тюрьмы, он также будет свинчивать гайки"."В этом рассказе открывается глубокий смысл, но читать его было не легко, да и неинтересно"."Насчет этого рассказа я думаю, что у меня нету никаких претензий".— Очень многое зависит от самого человека, — давала нам наставления факультетский руководитель по педпрактике Альмира Мухаметовна Ямалетдинова. — Если дети станут вам доверять, то все будет хорошо.Детство было не ахтиПедагогом быть непросто, это мы быстро выяснили на своей шкуре. Нужно не только кропотливо готовиться к каждому уроку, но и быть психологом, "видеть" класс и при этом обращать внимание на каждого ученика в отдельности. Они пока не умеют думать, но пытаются, им нужно только чуть-чуть помочь. И сдерживать себя, читая такие перлы после прочтения повести Л. Н. Толстого "Детство":"Отец Николеньки не любил свою жену, она чувствовала себя несчастной и вскоре умерла"."Когда Карл Иванович ушел из этой семьи, Николеньке было плохо, скучал и одиноко"."Детство Николеньки было не ахти".А вот шедевр, который двоечник класса написал про своего приятеля, тоже двоечника, называется "Лучший друг":"У меня есть друзья, но у меня их много, так что я перечислять всех не буду. Но самое главное, что у меня есть самый лучший друг, и зовут его Андрей. Мы с друзьями сократили его имя на Дрон. Но у него есть одно отклонение — он не любит ходить в школу, потому что учится он так себе. Или может вообще в школу не придти. Но когда мы закончим школу, мы вместе будем поступать в университет или еще куда-нибудь. Ну вот что я могу написать о своем друге".— Дети мне очень понравились. По-моему, это лучшее, что есть в школе, — высказала свои впечатления практикантка Земфира Талипова.— Хотелось бы верить, что через несколько лет дети вспомнят, что у них были практиканты, — мечтает Лия Сайдуллаева.— Образование — это основа основ. Жаль, что не все это понимают, — вздыхает факультетский руководитель по педпрактике Татьяна Михайловна Пшеничнюк. — Жизнь прекратится, если однажды педагоги не выйдут на работу. Вы знаете хотя бы одного человека, которому не нужно образование? Сомневаюсь. Обидно, что государство так относится к этой важнейшей работе. Очень жаль студенток, которые имеют яркий педагогический талант, обладают природным даром учителя, но не пойдут в школу только потому, что не смогут прокормиться на зарплату учителя…Альбина ИБАТУЛЛИНА.Говорят и пишут дети:— Хорошо не учиться, хотя плохо.— Помним то, о чем говорили тогда.— Мы запутались так, что все забыли.— В доме дуло со всех сторон, так что едва не погас свет.— Колибри как будто невидима.— Если я люблю лошадей, то у меня есть и фото их.— Он выглядел как будто чукча.— На день рождения папа подарил мне косметический набор, но я его не крашу, потому что он мне не нравится.— Иди в школу, ибо будешь наказан.— Наталья блондинка, как будто она Бритни Спирс.— Когда я гуляла на “Горсе”, было темно и весело.— Человек должен быть добрым, мудрым, щедрым, чтобы быть добростойным великих благ природы.— У соседей ремонт и они мне мешают. Надо сказать им, чтобы не дрелили.
"