Posted 26 ноября 2006,, 18:16

Published 26 ноября 2006,, 18:16

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Жилой микрорайон придет в запретную зону

26 ноября 2006, 18:16
В столице Башкирии появится крупный жилой микрорайон, который займет площадь в 300 тысяч квадратных метров. Новым кварталом станет поселок радиостанций РВ-1 на пересечении улиц Лесотехникума и Российской в Уфе. Четыре 150-метровые радиомачты и радиоцентр сейчас располагаются почти на 100 гектарах, поросших лесом. Часть радийного оборудования связисты перенесут в поселок Языково в новый радиоцентр. В качестве компенсации за переезд, город заплатит «Башинформсвязи» 140 миллионов рублей. Землю продадут под жилую застройку на аукционе, и мощное строительство развернется здесь уже весной. А в январе начнут сносить мачты, которые хранят массу интересных историй. И пока этот район не заполнился счастливыми новоселами, стоит вспомнить, чем была для Уфы самая мощная радиостанция в Европе.

И теперь эти антенны видны почти с любой точки города. Их построили в 1942-м году для антифашисткой радиопропаганды на территории оккупированной Европы. На возведении сверхсекретного объекта трудились 1200 человек. Людская молва называла радиомачты «глушилками», подразумевая, что антенны возведены только для того, чтобы советские граждане не слушали запрещенные иностранные радиостанции. Однако на самом деле эти вышки сыграли важную роль в победе наших войск в Великой Отечественной войне.

Радиостанция РВ-1, ранее располагавшаяся в Ногинске, была эвакуирована в Уфу в 1941 году, когда немцы оказались на подступах к Москве. Мощность РВ-1, по тем временам, колоссальная 500 Вт, радиостанция считалась одной из сильнейших на европейской территории.

По предложению Совнаркома БАССР 25 ноября 1941 года радиостанцию разместили в здании лесного техникума в деревне Глумилино (ныне - территория Октябрьского района Уфы). Радиопередачи велись на 18 европейских языках, все программы настраивали население захваченной гитлеровцами Европы против фашистов.

- Когда дикторы Коминтерна начали работать в Уфе, на их столах расставили таблички с надписью «Говорит Москва…», чтобы они по ошибке не сказали «Говорит Уфа…», - рассказывает хранитель республиканского музея связи Лена Ахметова. - Ведь никто не знал, что радиостанция эвакуирована в Башкирию, и для всего мира она продолжала оставаться в Москве. РВ-1 – это часть мировой истории и нужно гордиться ею.

В октябре 1941 года по май 1943 года в Уфе жили и работали исторические личности, имена которых есть во всех энциклопедиях - руководители Исполкома Коминтерна Георгий Димитров, Долорес Ибаррури, Клемент Готвальд, Отто Куусинен, Вильгельм Пик, Пальмиро Тольятти, Морис Торез. Каждый из них способствовал объединению народов против фашизма, борьбе за свободу и независимость. И по большому счету, столица Башкирии стала одним из главных центров информационной пропаганды, которая сыграла незаменимую роль в освобождении страны от фашистких захватчиков.

После войны радиостанция РВ-1 имени Коминтерна использовалась в мирных целях. Она транслировала всесоюзное радио, служила радиомаяком для самолетов гражданской авиации. Хотя горожане придумывали про нее всевозможные легенды. Например, рассказывают, что с помощью шума воды фонтана, расположившегося на территории радиостанции, в советские времена глушились зарубежные «голоса». Якобы на дне водоема был установлен микрофон, который и передавал в эфир журчание, создавая помехи на частотах «Голоса Америки» и «Радио Свобода». Но, по утверждению экспертов, фонтан работает для охлаждения мощных приборов радиостанции.

Рассказывали даже, что РВ-1 по заданию спецслужб окружает город эфирным колпаком, не только заглушая «вражеские станции», но и подслушивая все разговоры горожан. А жители окрестных домов, для того, чтобы уменьшить якобы вредное воздействие радиоволн, клеили под обои сетку-рабицу.

Около каждой мачты и вокруг периметра РВ-1 в военные и послевоенные годы стояли вооруженные часовые, охранявшие сверхсекретный объект круглые сутки. Площадь военного объекта – 100 гектаров.

Во время Великой Отечественной Войны радиостанция охранялась от фашистских диверсантов, в мирное время – от злых людей. Когда с РВ-1 сняли водруженную охрану, разбитые рядом сады разграбили. Но фидерное хозяйство радиостанции осталось нетронутым. Охотники за цветметом прошли мимо, не повредив оборудования. Возможно, сборщики металла испугались предупреждающих плакатов с черепом и костями.

Некоторые пенсионеры-связисты жалуются на неважное самочувствие. Неиспользуемые территории РВ-1 раздали под садовые участки прямо под 150-метровыми радиомачтами.

- Мы же тогда не знали, нам никто не говорил, насколько вредны радиоволны, тем более от такой мощной радиостанции, - продолжает Лена Гаффановна.

Сейчас от этих садов уже ничего не осталось. Да и сами мачты поизносились. На снимке видно, что механизм, на который накручивается оттяжной канат, давно заржавел. На некоторых шестеренках отсутствуют зубья. Достаточно одному канату оторваться от крепления, и вся мачта под порывами ветра завалится на землю. Понятно, что срок радиостанции, так много сделавшей для великой победы, истек и скоро здесь вырастет красивый жилой квартал.

В республиканском телерадиопередающем центре ОАО «Башинформсвязь», в чьем ведении сейчас находится РВ-1, нам подтвердили, что в скором будущем радиостанцию перенесут. Но вещание радиостанций «Голос России» и «Маяк» от этого не пострадает.

Дмитрий НЕЙЛАНД.

Фото Сергея ГРОССОВА.

"