Posted 25 сентября 2007,, 17:07

Published 25 сентября 2007,, 17:07

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Боевик с боевиками. Жены террористов оказались злее супругов

25 сентября 2007, 17:07
Блестящую операцию провели башкирские милиционеры в ночь с пятницы на субботу на минувшей неделе. Бойцы ОМОНа захватили живыми четверку вооруженных преступников, расстрелявших 16 сентября в Стерлитамакском районе Башкирии 41-летнего участкового Стерлитамакского ОВД Гаяза Сагидуллина, 29-летнего прапорщика милиции Алмаза Шамсутдинова и добровольных помощников милиции 57-летнего Мухамета Ишмухаметова из деревни Южная и 30-летнего Расима Ибрагимова из села Бегиняш. Трое несчастных погибли на месте, Расим Ибрагимов со сквозным ранением плеча до сих пор находится в травматологическом отделении Стерлитамакской городской больницы.Чуть меньше недели понадобилась башкирским правоохранителям, чтобы задержать дерзких преступников. Милиционеры бросили все силы в поиске убийц своих коллег. Но как только стали известны личности разбойников, задержание стало настоящей сенсацией.

В руках стражей порядка оказались террористы, объявленные в международный розыск еще три года назад как участники экстремисткой группировки «Исламский джамаат». Двоюродные братья 24-летний Венер Хазетдинов и 25-летний Данил Габдулхаков обвинялись прокуратурой Набережных Челнов по ст. 205 УК РФ («Терроризм»), им инкриминировался подрыв газопровода и линий электропередач в Татарстане. Мужчины сумели скрыться от следствия. Вместе с супругами кочевую жизнь разделили их жены. Три года бродили террористы по нашим лесам, и обнаружили себя лишь потому, что самонадеянно решили: они неуловимы.

По следу

И действительно. Мы привыкли думать, что террористы – это бородатые вояки, клацающие оружием. Мы уверены, что экстремисты могут быть в Чечне, но никак в средней полосе России. Всадники со светловолосыми спутницами в джинсовых костюмах годятся разве что для съемок вестерна, но никак для реальной кровавой драмы. И все-таки, если бы не бдительность простых людей, террористы могли бы гулять по просторам Башкирии еще сколько угодно.

Мы подробно рассказывали, что местным жителям показалась подозрительной четверка наездников. Парни в армейской одежде, вооруженные ружьями и молодые девушки, передвигались на лошадях, вели на поводу жеребенка и навьюченную вещами кобылу. Сельчане решили, что по лесам бродят конокрады и сообщили участковым. Милиционеры на «Ниве» через поле бросились наперерез подозрительным ковбоям, однако те и не подумали скрываться. Спрятавшись в лесопосадке, они открыли по стражам порядка и их добровольным помощникам огонь из автоматов.

- У меня машина «семерка» и по полю на ней не проехать, - рассказывает один из выживших преследователей «конокрадов» Рифат Ибатуллин. – Я решил догнать ребят в объезд, это и спасло мне жизнь. Когда подошел к лесопосадке, уже все было кончено. Из леса выбежал Расим Ибрагимов, держась за плечо. Говорит: «Там сидят настоящие бандиты, они убили наших ребят. У меня плечо горит, наверное, тоже что-то попало».

Врачи уверяют, что сейчас Ибрагимов идет на поправку.

Мы сразу предположили, что преступники начали стрелять из засады, потому разговор с милиционерами мог оказаться для них, крайне опасен. Эту версию подтвердил и руководитель отдела по расследованию преступлений направленных против личности следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по РБ Тагир Туктаров: «Стрелки могут быть замешаны в серьезном преступлении, а потому они не желали быть разоблаченными». Начальник отдела башкирского следственного комитета сразу отверг предположение, что вооруженные всадники – конокрады. А, учитывая, что бандиты были вооружены автоматами Калашникова (на месте бойни были обнаружены гильзы от пуль калибра 5.45 мм.), было понятно, что они не являются туристами и охотниками.

Не могли быть мужчины, которых сопровождали на лошадях девушки, и беглыми зеками. Для того, чтобы хорошо держаться в седле, нужно пройти определенную школу. Кроме того, одна из дам потеряла на месте расстрела очки с диоптриями минус три. Как выяснилось – барышни – верные жены террористов, вместе с ними скрывавшиеся в лесах.

Преступные связи

Странным показалось и то, что стрелки не бросили лошадей, не переоделись и не разделились, а продолжали, несмотря на поднятые правоохранителями силы, двигаться к какой-то лишь им одним известной цели. Их стоянка, с аккуратно забросанной землей костром, была найдена неподалеку от Красноусольска в Стерлитамакском районе Башкирии. Погибший от истощения жеребенок обнаружен в Стерлибашевском районе.

Следователи предположили, что разделиться преступники не могли по двум причинам: или только один из них знал местность, либо четверка понимала, что в нужный пункт они должны прибыть вместе. В итоге вооруженные ковбои прошли 200 километров по пяти районам Башкирии и были найдены трех километрах от деревни Романовка Пономаревского района Оренбургской области.

- Лошади были настолько худыми, что казалось, вот-вот упадут, - рассказывают жители села Романовка. – По животным видно, что отдыхать им совсем не давали.

Башкирские милиционеры не спали целую неделю, но упорно шли по следу злодеев.

- Найти преступников, поднявших руку на милиционеров, стало для нас делом чести, - говорит замминистра МВД по РБ Артур Ахметханов. – Для поисков была создана мощная специальная группа, привлечены всевозможные силы – от спецназа до кинологов.

Не трудно догадаться, что в Башкирии у террористов были сообщники – их сейчас выявляют правоохранительные органы. Есть предположение, что оружием и деньгами бандитов снабжали в одном из районов республики.

- Лагерь преступников оказался настоящей военной базой, - рассказывает командир башкирского ОМОНа Ирек Сагитов.

Экипировке экстремистов может позавидовать любой спецназ. Кроме обычного компаса бандиты имели спутниковое навигационное оборудование GPS, позволяющее определять свое местонахождение в любой точке, три автомата, два карабина, более тысячи патронов, как в фабричной упаковке, так и разложенные по пластиковым полуторалитровым бутылкам из-под воды, магазины для карабинов. В отдельном пакете хранились географические атласы Башкортстана, Татарстана, Оренбургской и Самарской областей и даже справочник по конезаводству.

В баулах террористов оказались комплекты общевойсковой защиты, состоящие из прорезиненных плащей с капюшонами, резиновых бахил и сапог, шахтерские фонарики, медикаменты, и даже фураж для лошадей. Кроме того, бандиты имели отличное снаряжение для верховой езды – хорошо сработанные седла и уздечки.

Кстати, светловолосые дамы оказались крашенными. А рюкзаки беглецов были набиты наркотиками и упаковками презервативов.

Ищите женщину

Любопытно, что спутницы террористов сыграли роковую роль в их разоблачении.

Супруги Николаевы из села Романовка отправились в Рябиновый лох собирать шиповник. Утром Николай Матвеевич услышал по радио о том, что в Оренбургскую область могут уйти преступники, порешившие людей в Башкирии. И когда пенсионеры заехали в лесок, то увидели новенькую палатку и рядом пятерку исхудавших лошадей. К подводе выскочили две девушки.

- Дедушка, подвезите нас до магазина, - обратились к Николаю Матвеевичу дамы.

- А вы кто такие? – спросил бдительный пенсионер.

- Мы туристы, - ответили молодые женщины. И тут из-за зарослей выглянул один из мужчин, показавшийся старику «страшным».

Смелый Николай Матвеевич додумался отбрехаться от попутчиков.

- Мне в другую сторону, - ответил пожилой человек, разворачивая лошадь.

О сборе шиповника супруги забыли, тут же отправившись домой. Как приехали, бросились к соседям, имеющим телефон, звонить в милицию.

- Вы понимали, что преступники могли вас убить? – спрашиваем у семейной четы.

- В тот момент не боялись, - переживает Николай Матвеевич. – А когда домой вернулись, зуб на зуб не попадал. Сейчас опасаемся, что сообщники террористов нам отомстят.

Девушки в это время самостоятельно выбрались из Рябинового лоха и появились в Романовке.

- Я впервые видела таких странных покупательниц, - рассказывает продавец продуктового киоска, что расположился у речки Турганик в деревне Романовка Людмила Шамсутдинова. – Девушки достали смятые тысячерублевки и пятисотки и принялись скупать все подряд – конфеты, шоколад, хлеб. Причем, тут же, не отходя от киоска, стали разрывать упаковки и глотать вафли, рассыпая крошки и засовывая в рот.

Людмила приехала из Узбекистана, и ей на чужбине в годы перестройки пришлось увидеть многое.

- Мне сразу показалось странным, как были одеты девушки, - рассказывает продавец. – На поясах джинсовых костюмов висели платки, как будто женщины пытались скрыть оружие. Стало так страшно, что я еле дождалась пока девчонки уйдут.

А молодые женщины были так голодны, что накупив провизии, не торопились в лагерь к своим благоверным. Рюкзаки они спрятали за околицей на берегу Туганика и, вернувшись с поклажей, тут же уселись на берегу пожирать продукты.

Потом, на этом месте правоохранители нашли кучу оберток от шоколадок – не хватало, видать, беглянкам сладкого.

- Девчонки-то симпатичные, - рассказывает глава сельского поселения Романовка Валентина Тюрина. – У одной свежая мелировка, вторая со стрижкой лесенкой, явно недавно были в парикмахерской. Для нашей деревни они выглядели очень по-городскому.

- А я была уверена, что это разбойницы, - говорит Людмила уже встречавшаяся с боевиками. – Как только женщины удалились, я сразу бросилась к участковому.

Участковый оперуполномоченный Евгений Платицын уже получил сигнал от супругов Николаевых. Интересно, что преступников ждали в другом месте, там же были стянуты все милицейские силы.

- У нас в эту ночь выпал туман и, насколько мне известно, четверка злодеев прошла мимо выставленных постов незамеченной, появившись в нашем районе, - делится Валентина Тюрина.

- Милиционеры давно добивались, чтобы население сообщало о подозрительных лицах, - говорят правоохранители. – И в случае с террористами эта система сработала.

Когда дамочки, проведя на берегу реки несколько часов и основательно подкрепившись шоколадом, и дошли до лагеря, стоянку уже окружал отряд башкирского ОМОНа. Мужчин застали врасплох.

Муж и жена – одна сатана

- Восемь охотников Романовки помогали милиционерам, - гордится глава сельского поселения г-жа Тюрина. – Когда выяснилось, что беглецы засели в нашем лесу, правоохранителям понадобились проводники, хорошо знающие местность.

Террористы перебежали с места стоянки в ближайший лесок в надежде отстреляться и уйти в лощину. Омоновцы, окружив посадку, залегли в 50 метрах.

- Я услышал, как кричала женщина, - вспоминает командир роты ОМОНа при МВД по РБ Олег Соколов. – Она орала так истерично, что я решил: даму ранили. А потом оказалось, что из ее уст неслось «Аллах Акбар!», взбалмошными она сама себя взвинчивала.

Спутницы террористов оказались намного злее и безбашеннее, чем их благоверные.

Выстрел снайпера сразил 29-летнего омоновца Сергея Гудкова.

- В меня стреляла женщина, - уверен Сергей. - Стреляла из автомата Калашникова и явно целилась в голову.

Бойца спас собственный приклад от винтовки, которую он поднял. Пуля срикошетила от приклада в плечо.

- Я начал отползать, - вспоминает Гудков. - И тут получил еще одну пулю – из карабина. Другая дама стреляла сбоку. Меня ранило в ногу.

- Этот прием называется волчий капкан, - объясняет начальник управления уголовного розыска МВД по РБ Владислав Горкавцев. – Когда стреляют кучно, с нескольких точек, чтобы быть уверенными в поражении цели.

Впрочем, в спецподготовке бандитов ничего удивительного нет – оба двоюродных брата прошли учебный центр боевиков «Кавказ». Все эти три года они явно обучали террористическим стратегиям своих подруг.

В центральной больнице Пономаревского района Оренбургской области Сергею сделали операцию, удалив пули и теперь его жизнь вне опасности.

Бандиты явно ждали ночи, чтобы уйти незамеченными. Однако правоохранители такого шанса им не предоставили. Как только спустилась мгла, лес окружили автомобили и врубили на полную мощь фары, ослепив беглецов.

Дамам хватило наглости выйти из леса с криком: «Мы заложницы». Как только женщины оказались среди правоохранителей, они тут же «сдали» мужей с потрохами, рассказав, как зовут благоверных и, объяснив, что они намеревались, перейдя границу Казахстана уйти в Турцию, а потом в Ирак. Жаловались «заложницы» на то, что они спали по два часа, постоянно находясь в пути.

- Хазетдинов и Габдулхаков, вы окружены, - кричали бандитам.

Из леса злоумышленники вышли обнаженными, с поднятыми руками. Правоохранители потребовали скинуть одежду, чтобы быть уверенными – доморощенные ваххабиты не несут на себе взрывчатки.

Зрелище унизительное, и террористы могли выбрать смерть. Омоновцы не получали приказа брать зверей в человеческом обличье живыми. Вокруг леска стояли БТРы, пригнанные из Тоцкого военного гарнизона.

Преступники выбрали жизнь.

Римма УРАЗБАХТИНА.

ИХ РАЗЫСКАЛА МИЛИЦИЯ

Фотографии лиц преступников были расклеены на досках «Их разыскивает милиция» по всей стране. В 2005 году уроженец Октябрьского района Пермской области Венер Хазетдинов и родившийся в Усинске республики Коми Данил Габдулхаков были объявлены в международный(!) розыск как члены особо опасной экстремисткой группировки «Исламский джамаат». Члены этого террористического объединения ставили своей целью совершение террористических актов на территории Поволжья. Эта группа имела тесные связи с бандподпольем в Чечне, откуда их инструктировали, снабжали оружием и штатными армейскими взрывателями. Задачей, поставленной доморощенным экстремистам Басаевым и Хаттабом, был взрыв объектов жизнеобеспечения в ПФО.

В Башкирии террористы «отметились» взрывом самодельного взрывного устройства в ноябре 2004 года в окрестностях села Старо-Калмашево Чекмагушевского района, а также заложением бомбы под линию электропередач на Рязанской улице в Уфе в апреле 2005 года.

"