Posted 25 июля 2006,, 17:51

Published 25 июля 2006,, 17:51

Modified 10 ноября 2022,, 19:08

Updated 10 ноября 2022,, 19:08

Вездесущий монстр. Ишимбайские военные разработки амфибий дали фору Америке

25 июля 2006, 17:51
Свыше 200 иностранных гостей из США, Великобритании, Германии, Испании, Китая, Норвегии и Индии и еще из 14 государств собрались на международную выставку российского вооружения «Russian ExpoArms-2006», которая прошла на минувшей неделе в Нижнем Тагиле. Особый восторг у посетителей, а осмотрели экспозиции более 65 тысяч человек, вызвала разработка машины-амфибии Ишимбайской машиностроительной компании «Витязь». Впрочем, это не удивительно, ведь аналогов двухзвенным ишимбайским «гусеницам» в мире нет.
На выставке были представлены два двухзвенных вездехода, изобретенные компанией — один, способный поднимать 10 тонн груза, второй, юркий и небольшой по размерам, но с легкостью перевозящий две тонны. И до этого ишимбайцы могли похвастаться суперпроходимостью своих машин, но новинка превзошла все ожидания разработчиков.Внедорожник, не жертвуя скоростью, может передвигаться по непролазной дороге при разреженном воздухе, сверхвысоких и сверхнизких температурах, перепрыгивать через расщелины до четырех метров, разворачиваться на месте и с легкостью преодолевать любые водные преграды. «Малыш», поднимающий две тонны груза или 15 человек, способный также стать базовой площадкой для комплекса вооружения, стал предметом зависти и вожделения иностранцев.— Я считаю, что многие машины неправильно называют вездеходами, — уверен главный конструктор компании Александр Ильин. — Вездеход — значит, пройдет везде. Однако плавать умеет только наш, причем степень глубины водоема значения не имеет. Буква «П» в названии ДТ2П и означает — плавающая. — Прямо так и плывет?— Конечно, плывет, — разводит руками конструктор. — За счет чего? По закону Архимеда. Конструкция имеет водоизмещение, а гусеницы устроены так, что двигают машину вперед по воде за счет перемотки обвода. Наш козырь — проходимость в любых условиях, — рассказывает конструктор. — Мы делаем истинные вездеходы.— Не боялись везти новинку на выставку? Существует же промышленный шпионаж, а уж там, где речь идет о секретных разработках, нужна особая осторожность…— Ну, чертежи же никто на выставку не предоставляет, — усмехается Александр Иванович. — А визуально наш секрет разгадать невозможно. Мы и сами еще не все из этой машины выжали, вот обкатаем ее на заводском полигоне и посмотрим. Это совершенно новое изделие, созданное с чистого листа. Рынок давно ждал небольшого вездехода, который, обладая защищенностью и проходимостью больших машин, мог бы выполнять те же функции.— А старший брат этой машины ведь тоже плавает?— У нас есть вездеход — просто монстр, 13 с половиной метров длиной и грузоподъемностью 30 тонн, — смеется Александр Ильин. — Равных ему, конечно, в движении по болоту, по реке, снежной целине и непроходимой тундре нет. Но вы представляете, какая это громоздкая машина? Поэтому мы и разработали транспортер длиной всего 6,5 метра, который экономит топливо, но имеет те же тактико-технические характеристики.Для ишимбайского завода в период экономической неразберихи наступали тяжелые времена, когда денег на оборонные разработки не было. И, несмотря на то, что ишимбайские машиностроители потеряли не менее 10 лет, ни канадские, ни американские конструкторы, которые также работают над созданием семейства машин-амфибий, так и не сумели добиться для своих изделий «ишимбайской» проходимости.— Почему иностранцы, работающие в этой сфере, не достигли нашего уровня? Потому что для любой конструкторской идеи нужна определенная школа, база научных знаний, — рассуждает Александр Ильин. — Мы начали разрабатывать эту машину еще в 70-х годах, и научная мысль с тех пор не стояла на месте.Машиностроительный завод возвели рядом с городом нефтяников Ишимбаем не просто так, расчет советских планировщиков был прост — черное золото может истощиться, а оборонное производство будет необходимо всегда.— Говорят, что строительство завода в Госплане пробил тогдашний первый секретарь Башкирского обкома партии Мидхат Шакиров, — рассказывает г-н Ильин. — Уже тогда было известно, что выпускать мы будем вездеходы, поэтому вокруг завода много болот, где мы и испытываем свои изделия.Хотя, конечно, в тогдашней милитаристской стране никто и вообразить не мог, что наступят времена, когда оборонка окажется никому не нужной. Однако сочлененным гусеничным машинам, которых здесь называют болотоходами, до сих пор в мире равных нет. Ишимбайские конструкторы на месте не останавливаются и разработали еще один уникальный внедорожник под названием «Полярный слон», который уйдет на полуостров Ямал уже осенью. Этот вездеход также уникален, он призван прокладывать дороги, называемые зимниками, в Антарктике и Заполярье. Недавно министр обороны России подписал приказ о принятии на вооружение транспортера «Вездесущий».— Название, как из голливудского боевика…— Имена машинам даются не по красоте звучания, а по серийным разработкам, — разочаровывает нас конструктор.Римма УРАЗБАХТИНА.
"