Posted 24 июня 2012,, 20:13

Published 24 июня 2012,, 20:13

Modified 10 ноября 2022,, 18:53

Updated 10 ноября 2022,, 18:53

Полицейских назначили виновными за гибель семьи от рук домашнего тирана

24 июня 2012, 20:13
Три десятка башкирских полицейских понесли дисциплинарное наказание за то, что не сумели предотвратить убийство 26-летней Татьяны Шуваловой и трех ее детей. Четверо стражей порядка, среди которых и руководитель Демского РОВД Ильшат Газизов и его заместитель по оперативной работе Олег Зулькарнаев, а также следователь Ринат Андриянов и опер уголовного розыска Роберт Мухамедьяров уволены из органов внутренних дел за волокиту и халатность. Еще трое высокопоставленных руководителей, среди которых начальник штаба УВД Уфы и начальник отдела контроля за учетно-регистрационной дисциплиной МВД по РБ, пройдут внеочередную аттестацию на предмет соответствия своим должностям, остальные, не менее высокие начальники, ответственные за работу районных полицейских, получили строгие выговоры и предупреждения о неполном служебном соответствии.

Кроме того, внеочередной аттестации подвергнутся все сотрудники Демского РОВД (ныне отдел полиции №1) Уфы, поскольку, по мнению главы МВД по РБ Михаила Закомалдина, все они работают «спустя рукава».

Хождение по мукам

- Пощады не будет никому, - заявил Михаил Закомалдин на внеочередном республиканском совещании МВД по РБ, посвященному итогам служебной проверки действий полицейских, «проморгавших» предупреждение жестокого убийства. – Ни один из виновных сотрудников от ответственности не уйдет – за профанацию работы наказывать будем жестко. Это моя принципиальная позиция.

В минувшую субботу в башкирском министерстве внутренних дел прошло публичное и открытое выяснение, где при членах общественного совета и всех сотрудниках ведомства, наблюдавших за «разбором полетов» по видеосвязи, были объявлены взыскания не только рядовым сотрудникам, но и тем, кто обязан был надзирать и контролировать работу подчиненных.

- Мы собрались здесь, чтобы проанализировать ошибки и выработать меры, чтобы подобное не повторилось вновь, - сказал генерал Закомалдин. – Кому не интересна такая постановка вопроса, может уже сегодня писать рапорт об увольнении.

Михаил Закомалдин объяснил, что сам обратился к прокурору республики Сергею Хуртину и главе следственного комитета РФ по РБ Алексею Касьянову с просьбой возбудить уголовное дело по факту халатности, допущенной его подчиненными, которые «футболили» заявление по факту избиения Владимиром Беляевым своей жены и ребенка в январе 2012 года. Михаил Закомалдин передал в эти ведомства все результаты служебной проверки и теперь, если следователи докажут вину бывших работников Демского РОВД, им грозит до семи лет лишения свободы. По мнению главы башкирского министерства внутренних дел, в случае, если бы полицейские приняли быстрые меры реагирования и привлекли к ответственности домашнего тирана, а не волокитили документы, изверг, опасаясь наказания, поостерегся бы распускать руки.

- Это позор для республиканского МВД, - уверен генерал. – В том, что случилось – однозначная вина полицейских и никакого оправдания им нет. Да, возможно, остановить преступника от рукоприкладства в будущем мы не смогли бы, но полицейский надзор уберег бы семью от расправы.

Напомним, женщину зарезал гражданский муж Владимир Беляев, он же, расправившись с супругой, не пожалел собственных ребятишек - десятимесячную дочку Вику, сыновей Ивана и Андрея, двух и трех лет. В жуткой бойне выжила пятилетняя Настя Шувалова – сегодня ее жизнь и здоровье вне опасности. Жуткое убийство случилось 12 июня на втором этаже квартиры № 26 в доме на улице Вострецова, 4, в уфимской Черниковке. Но, оказывается, за несколько месяцев до трагедии, мать Татьяны Шуваловой и бабушка погибших детишек обращалась с заявлением в Демский РОВД с требованием привлечь к уголовной ответственности зятя, Владимира Беляева. Семейная пара с четырьмя детьми тогда ютилась в квартире на улице Джалиля, 64, вместе с хозяйкой квартиры 46-летней Ольгой Шуваловой и сестрами Татьяны по матери 13-летней Елизаветой и 23-летней Юлией. За последние пять лет у пары появилось четверо малышей-погодков, но отец радости от их появления на свет не испытывал, напротив многодетного папашу раздражал крик младенцев. Как рассказывают подруги несчастной, Владимир поднимал руку не только на жену, но и своих отпрысков, мог одеть ребенку на голову горшок с испражнениями и даже мочился в детские кроватки.

28 января 2012 года Владимир набросился с ножом на жену, пять раз (!) ранив ее в бок, и ударил по голове четырехмесячную Вику – ребенка и мать доставили в больницу, поскольку их телесные повреждения требовали лечения в стационаре. Женщина отделалась поверхностными ранами, но провела неделю в клинике, а на грудничка, по словам медиков, «было страшно смотреть – голова девочки была синей», младенцу поставили страшный диагноз – острая закрытая черепно-мозговая травма. Как подобное повреждение потом сказалось бы на здоровье и умственной полноценности ребенка, не взялся бы прогнозировать ни один врач. Но, как только Татьяна Шувалова выписалась из лечебницы, она отправилась в Демский РОВД и написала встречное заявление с просьбой не привлекать к ответственности гражданского мужа. Из-за заявления потерпевшей, которая не стремилась наказывать обидчика своей новорожденной дочери, на наш взгляд, и началась волокита с возбуждением уголовного дела против Владимира Беляева. По закону опер обязан был провести проверку и добиться привлечения к ответственности преступника, но как это сделать, если сама пострадавшая против преследования своего мучителя?

В райотделах вообще не любят браться за семейные разборки – муж с женой помирятся, а время на расследование будет потрачено зря. Прекращение же уголовного дела «за примирением сторон» потом негативно скажется на отчетности «по раскрываемости».

- Полиция действительно не особо стремится расследовать бытовые скандалы и тому есть объяснения, - говорит главный судмедэксперт республики Айрат Халиков. – Женщины, чаще всего, решают: «бьет, значит, любит» и просят не возбуждать против них дел. Я судмедэксперт, поверьте, страшные последствия такой «любви». Но даже из тех, кто обратился к нам за экспертизой, не все доводят дело до суда. А тираны начинают чувствовать себя безнаказанными.

Кстати, через какое-то время так и случилось – Владимир вымолил прощение у Татьяны, и пара ушла из квартиры матери женщины жить в Черниковку на съемное жилье, чтобы начать жить с «чистого листа», причем, даже не сообщив близким родственникам адреса. Мать девушки, скорее всего, понимала, что мужчина, поднявший руку на детей, уже не остановится, и беспокоилась за жизнь дочери, но ей запретили вмешиваться. Кроме того, бегству «молодых» способствовало появление участкового и звонки опера из уголовного розыска, на котором «висело» проверка заявления о нанесении побоев несовершеннолетней Вике Шуваловой. Татьяна с мужем посчитали за лучшее скрыться от назойливого интереса правоохранителей. Именно поэтому в материалах проверки не оказалось экспертного заключения о характере телесных повреждений, как самой Татьяны, так и ее дочери. Даже в межрайонном следственном отделе по Ленинскому району Уфы СК РФ по РБ, получив бумаги о нанесении телесных повреждений Татьяне Шуваловой, сделали вывод: «в указанном сообщении не содержится данных о совершении какого-либо преступления, подследственного следователям СК РФ». Хотя это заключение вызывает удивление у всех экспертов – разве расследование посягательств на жизнь несовершеннолетних, а в данном случае – грудного младенца, не прерогатива следственного комитета?

Но Михаил Закомалдин не снимает ответственности со своих сотрудников, считая, что раз речь шла о «ребенке-крошке», полицейские обязаны были носом землю рыть и привлекать все ведомства, чтобы «обезвредить» папашу-садиста.

- Сотрудники Демского райотдела проигнорировали опасность, грозящую пятимесячному ребенку, - категоричен он. - У меня складывается ощущение, что чем меньше работы у полицейских, тем больше в райотделе бардака. Демский район самый спокойный в Уфе, он даже в криминальные сводки не каждый день попадает. А волокита заявлений граждан была в этом районном отделении системой.

Как установила служебная ревизия, доследственная проверка по факту избиения Татьяны Шуваловой и ее дочери проводилась ни шатко - ни валко. Время проверки многократно продлевалось, а бумаги несколько раз отправлялись по подследственности, то в Чишминский РОВД, где якобы видели Владимира Беляева, то в следственный комитет Ленинского района, где посчитали их отправку «ошибочной», так как «каких-либо достаточных данных о совершении Беляевым В.А. тяжкого или особо тяжкого преступления в отношении Шуваловой В.В не имеется». Собрать эти данные обязаны были полицейские, но, как теперь становится понятно, они не спешили расследовать семейную ссору, так как получили заявление Татьяны с просьбой не привлекать мужа к уголовной ответственности, и решили что «милые бранятся, только тешатся».

- Даже если бы дело дошло до суда, не факт, что мужчину отправили бы за решетку, - говорит г-н Айрат Халиков. – Обычно и на процессе такие женщины падают в ноги судьям и просят не лишать их кормильца.

Пока документы ходили туда-сюда, Владимир с Татьяной успели уехать из Демы, сменили номера телефонов, так что звонки Шуваловым и в квартиру по месту регистрации избитой дамы ничего не дали.

Кстати, семейная пара на материнский капитал в 250 тысяч рублей приобрела квартиру в поселке Миньяр Челябинской области, куда намеревалась переехать в ближайшее время. В этой квартире как раз делал ремонт Владимир Беляев в злополучный день. А вечером, вернувшись домой, убил всех, кто собирался жить в обновленном им жилище. Почуявший «вкус крови» мужчина не смог остановиться, пока не вырезал всю семью.

Прививка от равнодушия

Расправу садист устроил в 10 вечера, когда семья уже ложилась спать. Мать детей была в ночной сорочке, двое мальчиков четырех и трех лет нашли свою смерть на диване, где уже укладывались спать, новорожденная крошка погибла в кроватке, а ее пятилетняя сестра упала рядом. Первой погибла Татьяна, и она уже не видела, как изверг кромсал ребятишек. Соседи утверждают, что слышали крики детей, которые кричали: «Папа, не надо!», пытаясь оторвать разъяренного отца от матери, но звуки быстро стихли. Долго ли взрослому мужчине полоснуть по горлу трем крохам? Пятилетняя Вика Шувалова, получив два ножевых ранения в спину, выжила, потому потеряла от страха сознание, а у садиста не было времени проверять, дышит ли кто-то из его жертв. Уходя, он открыл на кухне однокомнатной квартиры конфорки, надеясь, что взорвавшийся газ скроет следы его кровавого преступления. Но замысел убийцы не удался – газ уходил через полуоткрытую балконную дверь, и его критической массы не собралось. Трое суток комната, где разлагались трупы, стояла закрытой, поскольку никто из родственников не знал, где живет многодетная семья. А в квартире Шуваловых на улице Джалиля в Деме появился пьяный и безумный Владимир, сообщивший, что зарезал Татьяну и детей. Сестра многодетной матери принялась звонить в полицию, но не смогла назвать адреса жилища, где произошло убийство. Когда квартиру все-таки нашли и вскрыли – трупный запах стоял даже на лестничной площадке и среди полуразложившихся тел оперативники обнаружили живую девочку. Как рассказывают врачи 17-ой больницы, где сейчас выхаживают малышку, ребенок иногда приходил в сознание, вставал, но напуганный произошедшим, все время лежала рядом с убитой матерью, видимо, надеясь, что она очнется. Появление оперативников, исследовавших место происшествия, «разбудило» девочку – она открыла глаза то ли от вспышек фотоаппаратов, то ли от порыва свежего воздуха, влетевшего в открытую форточку. Сегодня Настю Шувалову собирается усыновить родная тетя – 23-летняя Юлия Шувалова.

Преступника взяли через час после обнаружения тел погибших, он ехал от тещи на такси.

Убийца не сумел объяснить следователям, за что он лишил жизни невинных крошек, хотя про жену пояснил, что она «сама виновата». По словам жестокосердного папаши, супруга первая схватила нож и дважды ударила его лезвием в предплечье и по бедру. У подследственного действительно имеются резаные раны на указанных им местах, но эксперты уверены, что порезы мужчина нанес себе сам.

Кстати, Владимир оказался вовсе не незаконным мигрантом, а «лицом без гражданства», таких людей на территории Башкирии проживает около 100 человек. Это «осколки» советской дружбы народов, люди, которые в постперестроечный период не захотели или не успели оформить гражданство страны, в которой они выросли или родились. Владимир Беляев родом из города Белогорска тогда Крымской области, а сегодня незалежной Украины. В пятилетнем возрасте родители увезли мальчика вместе со старшим семилетним братом в поселок Приозерный города Актау, что располагается ныне в государстве Казахстан. Здесь молодой человек служил в армии на Байконуре, где получил навыки шеф-повара, а потом в 1994-м перебрался в Россию. Если бы мужчина был адекватным, то он имел бы возможность получить гражданство любой из трех стран – где родился, где жил и куда переехал. А сегодня Казахстан отправил в Башкирию ноту протеста, когда в интернете появилась информация о том, что житель этой страны в Уфе вырезал всю свою семью. В Астане констатировали, что такого гражданина у них нет.

- Для того, чтобы получить гражданство России мужчина должен был обратиться в суд для установления места проживания, - пояснили нам в миграционной службе. – Мы выявили Владимира Беляева как лицо не имеющего гражданства еще несколько лет назад, объяснили его права и выдали на руки справку об отсутствии у него правового статуса. Но в суд он так и не обратился.

Кстати, и супруга Беляева тоже почему-то не спешила оформлять документы. Убитая отцом девочка Вика умерла, не имея свидетельства о рождении – оперативники сразу не могли установить возраст ребенка, так как в ЗАГСе крошку так и не зарегистрировали, сколько прожила малышка стало ясно, только тогда, когда справку о ее появлении на свет выдал роддом.

Уже сегодня понятно, что Владимир Беляев страдал психическим расстройством, хотя трудно установить, в какой момент он сошел с ума. По крайней мере, в России мужчина дважды попадал под суд именно за то, что бросался на людей с ножом. В последнюю отсидку, которая случилась в 2002 году, арестант находился под принудительным наблюдением и лечением врача-психиатра. А первой жертвой, кстати, была его первая российская жена, с которой он познакомился в селе Языково Благоварского района. Дама, кстати, старше Владимира на 15 лет дала ему кров и жилье, а также возможность зарегистрироваться по ее адресу на улице Октября, 95, но новоиспеченный супруг так «отблагодарил» женщину, что она надолго попала в больницу. В 2000 году мужчину осудили условно, так как жена его, как это часто случается, простила и не хотела лишаться благоверного. Интересно, что в тот же день, когда прозвучал условный приговор суда, Беляев ранил ножом двух соседей и в 2001-м его упекли за решетку, наказав на полную катушку, в том числе за не отбытый условный срок на шесть лет. Но уже через четыре года, в 2005-м зек освободился условно-досрочно, так как на зоне посчитали его «исправившимся и излечившимся». Сегодня судимость Владимира считается «погашенной», но зверь в его душе продолжал жить и требовать новых жертв.

С Татьяной Шуваловой Владимир познакомился в Крестовоздвиженском храме, что располагается в уфимском микрорайоне Нижегородка. Здесь бывший зек занимался подсобными работами в церковном приюте, где давали кров всем обездоленным и пытались приобщить к вере. Здесь его обнаружила прихожанка Татьяна, в 18 лет истово верующая и даже намеревавшаяся посвятить свою жизнь служению Господу. Здесь же, в приюте, приобщенные к вере родители обзавелись тремя детьми, здесь их обвенчали.

Но сегодня в церковной обители не хотят слышать про бывших прихожан – в свое время священники уже указали паре на дверь из-за того, что «он был психически ненормальным, а о воспитании Татьяны лучше спросить у ее матери». В итоге многодетная семья оказалась в Деме, в квартире, где уже обитали трое – мать Татьяны и ее дочери от другого брака, так что приход новых жильцов ни у кого восторга не вызвал. Можно только догадываться, что творилось за стенами их жилища.

- Проблема корнями уходит в семью, - говорит председатель комиссии сумедэкспертов РБ Айрат Халиков. – Почему Татьяна не смогла выбрать достойного мужчину, который мог бы стать хорошим отцом своим детям? Почему ее родственники, отлично зная о судимостях зятя и о том, что он нервно реагирует на детский плач, легко перевозбуждается и бросается на ребят с кулаками, доверяли ему малышей?

По словам г-на Халикова, ему непонятно, как получилось, что родственники погибшей не били во все колокола, ведь они были свидетелями третирования Владимиром своей семьи.

- Получается, что молодая мать или не осознавала опасности, которая грозила ее детям или сама равнодушно к ним относилась, поставив во главу угла наличие в доме мужчины, - констатирует эксперт. – Но ее родители обязаны были встать на ее защиту.

Полицейские винят в произошедшем участкового, который зашел к многодетному семейству всего два раза, и то во время акции «Здравствуйте, я ваш участковый» и не разобрался, что семья требует особого внимания.

- В среднем в зоне внимания одного участкового в Уфе находится 10 тысяч жителей, - комментирует правозащитник Эдвард Мурзин. – Уверен, что просто физически невозможно изучать проблемы маргинальных или «трудных» семей. На совещании в МВД по РБ я услышал, что Михаил Закомалдин решил перераспределять нагрузку на участковых и это правильно.

По словам правозащитника Эдварда Мурзина, за трагедию, разыгравшуюся в Калининском районе Уфы должно быть в ответе все наше общество.

- Поголовное наказание полицейских, на мой взгляд, имеет элементы кампанейщины, - уверен Эдвард Мурзин. – Хочется спросить: а где были органы опеки, социальные службы и службы надзора за бывшими заключенными, психиатры, обязанные отслеживать тех, кто проходил принудительное лечение, прокуратура?

- Нам следует обсуждать не халатность должностных лиц, а равнодушие окружающих нас людей, - говорит главный судмедэксперт республики Айрат Халиков. – А прививку от равнодушия, к сожалению не сделать.

До следующей трагедии?

"