Posted 25 января 2011,, 19:33

Published 25 января 2011,, 19:33

Modified 10 ноября 2022,, 18:56

Updated 10 ноября 2022,, 18:56

Суд присяжных не пожалел террористов и их жен, вышедших на борьбу с неверными

25 января 2011, 19:33
В минувшую пятницу Верховный суд Башкирии вынес приговор четверке террористов, расстрелявших в сентябре 2007 года 41-летнего участкового Стерлитамакского ОВД Гаяза Сагидуллина, 29-летнего прапорщика милиции Алмаза Шамсутдинова и добровольных помощников милиции 57-летнего Мухамета Ишмухаметова из деревни Южная и 30-летнего Расима Ибрагимова из села Бегиняш. Трое несчастных погибли на месте, Расим Ибрагимов был тяжело ранен в плечо.

Убийцами оказались двоюродные братья Венер Хазетдинов и Данил Габдулхаков, которые давно состояли в экстремистской группировке «Исламский джамаат». Они скрылись от следствия, уйдя в леса, вместе с женами. Детей супружеские пары оставили дедушкам и бабушкам в Татарстане.

Преступников судили судом присяжных, которые вынесли вердикт «виновны», несмотря на то, что адвокаты обвиняемых пытались представить своих подзащитных жертвами распоясавшихся стражей порядка. Венер Хазетдинов проведет в колонии строгого режима 23 года, Данил Габдулхаков отправится в тюрьму на всю жизнь.

А вот их боевых подруг присяжные пожалели, несмотря на то, что по свидетельствам милиционеров, супруги были куда злее своих мужей. Женщины пробудут в колонии всего три года и четыре месяца.

Напомним, башкирским правоохранителям понадобилось чуть меньше недели, чтобы задержать дерзких преступников. В лесу у поселка Романовка Пономаревского района Оренбургской области бандиты оказали вооруженное сопротивление бойцам ОМОНа, один из милиционеров Сергей Гудков был ранен в плечо и ногу.

Как только спустилась мгла, лес окружили автомобили и врубили на полную мощь фары, ослепив беглецов.

Дамам хватило наглости выйти из леса с криком: «Мы заложницы». Как только женщины оказались среди правоохранителей, они тут же «сдали» мужей, рассказав, как зовут благоверных и, объяснив, что они намеревались, перейдя границу Казахстана уйти в Турцию, а потом в Ирак. Жаловались «заложницы» на то, что они спали по два часа, постоянно находясь в пути.

- Хазетдинов и Габдулхаков, вы окружены, - кричали бандитам.

Из леса злоумышленники вышли обнаженными, с поднятыми руками. Правоохранители потребовали скинуть одежду, чтобы быть уверенными – доморощенные ваххабиты не несут на себе взрывчатки.

Зрелище унизительное, и террористы могли выбрать смерть. Омоновцы не получали приказа брать зверей в человеческом обличье живыми. Вокруг леска стояли БТРы, пригнанные из Тоцкого военного гарнизона.

Преступники выбрали жизнь.

В руках стражей порядка оказались бандиты, объявленные в международный розыск за приготовление к террористическому акту еще в 2004 году. Преступники три года бродили по нескольким соседним с Башкирией областям, снимали в Магнитогорске и Челябинске квартиры, покупали обмундирование для верховой езды. Несколько раз странную четверку брали на заметку правоохранители, но не трудились задержать их.

В мае 2007 супружеские пары приехали в поселок Инзер Белорецкого района, где тут же украли пять лошадей. Оказывается, еще в 2003 году Данил Габдулхаков вместе с братьями по оружию построил в тайге рядом с Инзером блиндаж, где спрятали оружие, навигационное оборудование, запасы одежды и консервов. Вскрыв захоронку, четверка обзавелась двумя автоматами АК-74 калибра 5,45 мм., одним автоматом АК-47 калибра 7, 62 мм., и упаковала в пластиковые полуторалитровые бутылки из-под воды свыше 500 автоматных патронов.

Террористы решили вести вооруженную борьбу против неверных (джихад), двигаясь к границе, чтобы принять участие в войне в Ираке или примкнуть к талибам в Афганистане. Их первыми жертвами и стали милицейские работники. Оба двоюродных брата прошли учебный центр боевиков «Кавказ».

Мать Данила Габдулхакова Талия Сахабетдиновна считает, что ее сын ни в чем не виноват, так ему «задурили голову» в местной мечети.

- Ребенку 15 лет было, когда его забрали в эту веру, - плачет мать. - А разве соображает что-то дитя в таком возрасте? А теперь сыну жизнь сломали. Жена его в тюрьму пойдет, а ведь двое детей у них.

- Моя жена Альфинас – настоящая мусульманская жена, которая во всем покоряется своему мужу, - гордится Данил.

Настоящая мусульманская жена отлично владеет стрелковым оружием, и тоже прошла специальную подготовку. Альфинас Харисова старше мужа на два года и стала его супругой по настоянию ваххабитского имама.

Дети Данила Габдулхакова и Альфинас Харисовой – пятилетний Абдурахман и трехлетняя Сююмбика стали сиротами при живых родителях – их воспитывали дедушка с бабушкой пока родители были в бегах, а теперь и вовсе выйдут на свободу, когда их отпрыски уже станут взрослыми. Но может быть это и к лучшему - сумасшедшие «предки» не сумели затуманить им головы.

- Данил был десятиклассником, когда пошел из любопытства в мечеть, - вспоминают родственники Габдулхакова. – Начал ходить туда с двоюродными братьями и соседями по дому, чтобы изучать арабский язык и Коран, а оказалось, что мальчишек там учат ненавидеть. Никто не предполагал, что все закончится столь ужасно.

Назвать 27-летнего Данила Габдулхакова жертвой язык не повернется – все-таки парня осудили не только за экстремистскую деятельность, но и за убийства стражей порядка. Однако его жизнь могла бы сложиться иначе, если в 16 лет не пришел мечеть «Иш Муххамадия», располагавшуюся на улице Нечаева в четвертом микрорайоне Елабуги, где проповедники экстремисткой религии уже вербовали сторонников.

Вскоре после «ухода в ислам» дворовые пацаны бросили школу и уехали на попутках в Чечню. Из лагеря боевиков подростков сумели вызволить родители. Мальчишек, заманивали повышать религиозное образование в «исламский институт «Кавказ», который на деле оказался учебным центром боевиков. Здесь школьников натаскивали вести бои в горах и обращаться с автоматами Калашникова, пулеметами, минометами. В чеченском полевом лагере «Талибан» ребятам пришлось несладко. Даже то, что Данил вблизи видел Хаттаба и Шамиля Басаева, не грело сердце подростка, жаждущего приключений.

- В мае я позвонил родителям, чтобы они меня забрали, - вспоминает Данил. – Мои мама и папа приехали с родственниками еще пяти учеников и увезли нас домой.

Данил Габдулхаков рядом со своим домом, когда еще не собирался быть террористом.

На самом деле родителям пришлось пройти все круги ада, чтобы вызволить своих 16-летних отпрысков – решение об отъезде детей домой принимали местные старейшины, на которых через разных знакомых выходили родственники. Казалось бы – хорошая наука пацанам, поверившим «исламским» учителям. Однако и после возвращения в Елабугу спокойная жизнь Данила длилась недолго. Родители отправили сына от греха подальше к дяде в Пермскую область, но единомышленники вновь затянули Данила в религиозно-экстремистский омут. Руководил ребятами взрослый мужчина, собирая их на своей даче, а вот прихожанами оказались те же пацаны, с которыми Данил пришел к ваххабитам еще в школе.

- Я торговал шампунями и стиральным порошком и даже открыл сапожную мастерскую. Думал, что моя жизнь наладится, - рассказывает арестованный Данил Габдулхаков. – Но потом встретился с теми, с кем проходил военную подготовку в Чечне, и все началось сначала.

Интересно, что отец Данила – настоящий трудяга, который работал вахтовым методом в поте лица. 54-летний Лябиб Габдулхаков и сейчас вкалывает оператором ремонта буровых скважин в Усинске, что располагается в республике Коми и никакого отношения к радикальному исламу не имеет, но за сына страшно переживает.

- Мой отец – неверующий, бывший коммунист, - откровенничает Данил. – Он мою веру осуждает. Раньше я ругался с ним и спорил, а потом перестал.

Любопытно, что Данил, когда его начали брать в кольцо правоохранительные органы, не нашел ничего лучше, как связаться с «неверным» папашей и попросить о помощи. А у кого еще было попросить защиты? Не у своих же кураторов в Афганистане или Саудовской Аравии…

- Буду ехать с вахты, встретимся у деревни Подколки Оренбургской области, - отрезал отец.

Но сына он уже не увидел. Парень с товарищами был арестован у оренбургской деревни Романовка.

Впрочем, жизнь многих одноклассников из елабужской школы № 10 закончилась печально – кто-то из этих мальчишек погиб в Чечне, воюя на стороне боевиков, кто-то в Афганистане, борясь за талибов, кто-то уже осужден по «экстремисткой статье» в Татарстане, а Данила Габдулхакова вместе с двоюродным братом, как жестоких убийц ждут на зоне строгого режима.

Антонина ЧЕСНОКОВА.

"