Posted 24 октября 2010,, 16:09

Published 24 октября 2010,, 16:09

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Что будет с «юбилейными» объектами через пять лет, не может предсказать никто

24 октября 2010, 16:09
Какие тайны скрыты под уфимскими Конгресс-холлом, ипподромом «Акбузат» и железнодорожным вокзалом? Во время строительства «Акбузата» сильный оползень угрожал расположенному рядом поселку, а железнодорожный вокзал возвели над карстовыми пустотами. Насколько сегодня опасны эти природные явления?

С самого открытия в 2007 году вокруг Конгресс-холла в 2007 году ходят слухи.

Рассказывают, что юбилейный объект, построенный в рекордно короткие сроки, теперь буквально сползает в овраг. Примерно то же самое поговаривают и о других юбилейных объектах - ипподроме "Акбузат" и железнодорожном вокзале.

Новую волну обсуждений вызвала информация, опубликованная в нашем издании «Конгресс-холл свалит в овраг не одну карьеру». Напомним, оказывается, уфимский Конгресс-холл сползал в овраг к реке Белой по 80-90 сантиметров в сутки! Активный оползень остановила краснодарская компания «Гео-Олимп». Основное направление геологической фирмы – «решение сложных горно-геологических задач, с которыми сталкиваются строители и заказчики в непростых условиях Кавказа», однако ей пришлось спасать самое оригинальное здание Уфы.

Главный архитектор Конгресс-холла Ришат Муллагильдин не скрывает: геологические проблемы при возведении юбилейного объекта действительно были. А в советские времена строить что-то на этом склоне Белой не решались вообще.

- Пустоты, подвижки грунтов, трещины, - на этом участке был весь набор геологических сложностей, - говорит г-н Муллагильдин. - Мы здание это углубили как можно ближе к материку - чтобы здание получило большую устойчивость.

Проектировщикам здания пришлось рискнуть и применить экспериментальные технологии.

Директор института БашНИИстрой Руслан Вагапов занимался инженерной подготовкой территории под Конгресс-холлом и ипподромом «Акбузат». Он подчеркивает: те работы, о которых идет речь на сайте строительной компании «Геоолимп», действительно проводились, но на начальном этапе строительства. Трещина бокового отпора - это трещина в самой геологической породе под Конгресс-холлом - именно ее и закупорили строители. Тогда же закрепили и насыпь под будущим зданием.

- 20-30 метров насыпи закреплены в процессе строительства, - рассказывает г-н Вагапов. – Для устойчивости вбивали специальные шпонки и сваи. В настоящее время сооружения здоровы! Теоретически движение грунтов возможно, но на зданиях это никак не скажется!

Нам удалось пообщаться и с самими строителями юбилейных объектов. Салават Мифтахов - председатель совета директоров компаний "Гео-Массив-Восток" и той самой - "Гео-Олимп". Он рассказал: оползень почти до целого метра в сутки при строительстве «Акбузата» действительно был! Да еще и угрожал близлежащему коттеджному поселку.

- Он полз на поселок, - рассказывает председатель совета директоров ОАО «Гео-Массив-Восток» и ОАО «Гео-Олимп» г-н Мифтахов. - Была вероятность и второго оползня - пострадали бы жилые строения. Это было накануне 450-летия - это надо было сделать все очень быстро - мы справились.

Удивили нас и подробности реконструкции железнодорожного вокзала. По словам Салавата Мифтахова, его компания устраняла под зданием карстовые пустоты. Но их успели ликвидировать лишь на 30 процентов, а затем эти работы были остановлены - строителям попросту не заплатили.

- Тогда, в кризис, модно стало не платить, - рассказывает г-н Мифтахов. - После нас здесь этими работами никто не занимался. Если под какой-то частью здания будет пустота - под воздействием силы тяжести - здание в лучшем случае треснет, в худшем - развалится в одночасье.

Строитель подчеркивает: за безопасность здания отвечают «Российские железные дороги», и прямой угрозы жизни людей в настоящий момент нет. Как нет ее и для посетителей Конгресс-холла и ипподрома «Акбузат». Здания безопасны. Но и проектировщики, и строители уверены: все три комплекса требуют постоянного тщательного мониторинга, поскольку построены в геологически сложных местах. Нужно следить за движением грунта, отводом воды из-под фундамента. Такие наблюдения опять же требуют финансовых вложений. И если этого не делать - что будет с Конгресс-холлом, ипподромом и железнодорожным вокзалом через 5-10 лет - предсказывать не берется никто.

"