Posted 24 февраля 2016,, 13:39

Published 24 февраля 2016,, 13:39

Modified 10 ноября 2022,, 18:39

Updated 10 ноября 2022,, 18:39

В башкирском такси ждут отмены "цветной революции"

24 февраля 2016, 13:39
В четверг депутаты башкирского парламента решат судьбу поправок в региональный закон о легковом такси. Перед голосованием законопроект прошел длинным и извилистым путем. Общественное обсуждение шло на самых разных площадках – от классических встреч в «трудовых коллективах» и круглых столов до открытых споров в интернете. Спустя почти год дискуссий депутаты, чиновники, общественные активисты и представители профессионального сообщества пришли к единому мнению - с «цветной революцией» в таксомоторной отрасли в отдельно взятой республике пора заканчивать.

С самого начала введения «дресс-кода» в 2013 году документ породил разногласия. Профессиональное сообщество и эксперты давно настаивали на его отмене, ссылаясь на негативное воздействие ограничения по цвету на развитие отрасли. Время и факты упрямая вещь – спустя несколько лет и в башкирском Госкомтрансе обязательный цвет машины признали одним из основных «сдерживающих факторов при выдаче разрешений» и констатировали серьезный отток желающих получать лицензию для работы в такси. Так, если в 2012 году выдали 4823 разрешения, в 2013 – 3009, то уже в 2014 – 266, а в 2015 году до мая месяца - всего 180 таксомоторных допусков. Вместе с тем на выездном заседании комитета Государственного Собрания - Курултая по жилищной политике и инфраструктурному развитию в нынешнем феврале председатель Государственного комитета республики по транспорту и дорожному хозяйству Ильяс Муниров наглядно подчеркнул:

- В 2015 году после добавления черного и белого цветов количество выданных разрешений на осуществление таксомоторной деятельности сразу увеличилось на 70 процентов. Рост вовлечения людей в легальный бизнес по перевозке пассажиров очевиден. Несомненно, комитет поддерживает инициативу по отмене ограничений по цвету и рассчитывает на дальнейшую легализацию этого рынка.

Напомним, что с инициативой отмены цветовой унификации общественники из башкирского регионального отделения «Опоры России» обратились к главе Башкортостана Рустэму Хамитову в рамках его встречи с представителями малого бизнеса в марте 2015 года. Государственная машина закрутилась после соответствующего поручения первого лица региона. Таксистам частично ослабили жесткие ограничения – летом 2015 года к разрешенному желтому цвету добавились черный и белый.

- В течение года мы активно встречались с перевозчиками, проводили дискуссии. Большой представительный «круглый стол» провели в феврале этого года. В итоге родился законопроект, полностью снимающий ограничения по цвету такси. Мы рассмотрели этот вопрос с позиции потребителя, относительно соблюдения требований безопасности. А теперь перед профильным комитетом поставлена цель - увеличить число предпринимателей в сфере пассажирских перевозок на 30%, - рассказывает председатель Комитета Госсобрания республики по жилищной политике и инфраструктурному развитию Елена Родина. - Дальше совместно с правительством нам необходимо выяснить: как решить задачи, в чем сдерживающие факторы? Здесь возникает и вопрос пополнения бюджета — чем больше средств поступит в виде налогов, тем больше республика сможет оказать социальных гарантий гражданам.

- Сейчас почти никто не ловит такси на улице – благо, имеем продвинутую систему заказа авто по телефону или онлайн. Для потребителя услуги цвет не важен – главное, цена и время подачи автомобиля. Стоимость перекраски автомобиля составляет примерно 50 тысяч рублей, обклейки — 27,5 тысяч руб. Сейчас, в нынешних экономических условиях, для большинства простых перевозчиков это слишком дорогое удовольствие - говорит директор Фонда развития малого и среднего предпринимательства и руководитель соответствующей комиссии Общественной палаты РБ Денис Мусин. - Наша задача – сделать так, чтобы таксисты имели возможность нормально работать под защитой государства, сделать этот бизнес доступным. Главное – не перегнуть палку. Если мы сейчас «закрутим гайки», то многие частные перевозчики уйдут в тень или прекратят свое существование. Нельзя забывать и о гражданах, которые должны получать комфортную и безопасную услугу.

Руслан Шарафутдинов из Ассоциации профессиональных перевозчиков отметил, что проект поправок в региональный закон о такси – это конкретный хороший пример конструктивного взаимодействия органов власти и профессионального сообщества.

- Проблема действующего федерального законодательства «О легковом такси», который был принят в 2011году с последующими поправками, заключается в том, что этот документ подготовили и приняли без широкого общественного обсуждения с профессиональным сообществом и экспертами, - говорит он. - Рынок просто поставили перед фактом – «теперь работаем так». Поэтому многие его положения и нормы на практике не работают. Говоря современным языком - таксомоторная отрасль давно де-факто перешла в «цифровой» формат, а регулирующее ее законодательство по-прежнему находится на «аналоговом» уровне и просто морально устарело. Существующие реалии рынка далеко вышли за границы имеющейся нормативной базы.

Надо понимать, что львиная доля таксоморных перевозок сегодня производится водителями на личном автотранспорте. И главная проблема рынка сегодня – это их легализация. И в тех регионах, где отменили цветовой ценз на такси, наблюдается лавинообразный рост легализованных частников.

Если даже регулирующий госорган соглашается с отрицательным влиянием ограничения по цвету на состояние рынка, то что уж говорить о мнении профессионального сообщества.

- Цветовая гамма не влияет на безопасность и качество услуги. В нашем деле важен человеческий фактор. Вон, сколько в последнее время случаев в той же Москве, когда именно водители широко разрекламированных «желтых» такси становятся «героями» скандальной хроники происшествий. То на карету скорой помощи нападут прямо на МКАДе, то дорожную разборку с пальбой из травматов устроят. Безопасность пассажиров зависит не от цвета машины, а от водителя, - считает индивидуальный предприниматель из Уфы, таксист со 20-летним стажем Юрий Новиков. - Тем более законодательство и практика предусматривают массу других опознавательных признаков такси – от шашек и оранжевого фонаря на крыше до наклеек на кузове.

- Мы выезжали в предприятия, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, говорили и с руководителями, и с водителями, все в один голос говорят, что основная проблема рынка – это нелегальные перевозчики, а в свою очередь основной барьер для их легализации в республике - это ограничение по цветовой гамме, - говорит депутат Курултая Гафур Алибаев. - Ни на безопасность, ни на качество обслуживания фактор цвета не влияет. Зато существенно ограничивает возможность работать легально. Очевидно, что надо это ограничение отменить, как не отвечающее логике и здравому смыслу.

Наиболее логичным способом привлечения предпринимателей является упрощенная система патентования для самозанятых граждан на 3, 6, 12 месяцев с одновременным «погашением» положенных платежей. Надо сделать бизнес доступным. Кроме того, в отношении тех предпринимателей, которые никак не заинтересованы в легализации своей работы, надо применять строгие штрафные санкции. Когда появится адекватная система наказания, нелегалам ничего не останется, как «выйти из тени».

"