Posted 24 января 2012,, 14:23

Published 24 января 2012,, 14:23

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Зоозащитникам нужна земля в Уфе, чтобы построить приют для животных

24 января 2012, 14:23
Активисты волонтерского движения «Потеряшки» намерены зарегистрировать свое объединение, чтобы, заручившись поддержкой властей, развернуть кампанию по спасению бездомных кошек и собак. Необходимые документы уже направлены в минюст, движение волонтеров будет оформлено как благотворительный фонд.

– Мы почти единственные, кто занимается в Уфе проблемой бездомных кошек и собак, - говорит представитель «Потеряшек» Ксения Шанаева. – «Потеряшки» существуют с июля 2010 года, наши «клиенты» - это животные, ставшие жертвами жесткого отношения людей, сбитые на дорогах, покалеченные, домашние питомцы, выброшенные хозяевами на улицу, а также щенки и котята.

В своей группе «В контакте» активисты набрали около двадцати тысяч сторонников, однако в реальности движение насчитывает не более двадцати действующих волонтеров, которым не безразлична судьба голодных кошек и собак. Волонтеры собирают пожертвования, лекарства, корм, договариваются с ветклиниками и создают цепочку так называемой «передержки», поочередного содержания животных от одного к другому. Однако в конечном итоге зоозащитники мечтают о собственном доме для бездомных питомцев и о своем ветеринарном враче.

- Мы хотим получить официальный статус, чтобы вступить в диалог с властями, - говорит г-жа Шанаева.

По словам зоозащитников они ратуют за создание частного зооприюта в Уфе.

- Учитывая опыт других городов, в частности Москвы, муниципальный приют не лучший вариант, - рассказывает активист «Потеряшек» Клара Васильева. - Да, средства выделяются огромные, но до кошек или собак они не доходят, разворовывается. Приюты должны быть частные. Их преимущество – неравнодушные люди, заинтересованные в том чтобы подобранная кошка была здоровой и сытой, чтобы ей нашли семью. А муниципальное предприятие этим не озабочено, превращаясь в концалагерь для животных. Кто пойдет работать в муниципальный приют подбирать экскременты за собаками за копеечный оклад? Бомжи и алкаши, которые и к животным будут относиться соответственно.

По словам г-жи Васильевой, в Уфе уже была попытка создать подобный приют, и мэрия выделила здание на окраине города в полузаброшенном поселке в промзоне.

- Это было более трех лет назад, когда фонд «Доброта» получил в аренду здание в Ново-Александровке в 900 квадратных метров, но не смог его оформить и проект накрылся, - продолжат волонтер. - Надо видеть это здание – без дверей и окон, полуразрушенное, кто проезжает мимо Ново-Александровки, понимает о каком типе постройке идет речь. В общем, там сейчас ничего нет. Зато обращаться к властям будет очень проблематично, зная менталитет чиновников, можно ожидать следующий ответ – мы же уже выделили здание под приют, что же вам еще нужно?

Как пояснили авторы «Потеряшек», в их планах добиваться выделение земли под строительство приюта.

- Ни одно существующее здание под нужды приюта не подходит, слишком специфическое учреждение, требующее определенных санитарных норм. Мы хотим построить свое здание, чтобы оно было собственностью приюта, чтобы знать, что его не отнимут, и спокойно вкладывать в него деньги, - заметила г-жа Шанаева.

По словам активистов, в Уфе огромное количество покалеченных бездомных животных. Последним примером стала молодая кошка Ванесса, которую неизвестный поддонок избил до полусмерти на улице. Животное вовремя нашли и доставили к врачу. В результате жизнь Ванессе спасли, но кошка потеряла один глаз.

- В России нет ответственности за жесткое отношение к животным, а имеющаяся в Уголовном кодексе статья не работает - полиция не расследует дела об избиении бездомных животных, ссылаясь на занятость, - разводит руками г-жа Васильева. – Нет и в обществе осуждения живодеров, я уверена, что когда подонки избивают на улице кошек – никто из прохожих не подойдет заступиться.

Многие оппоненты зоозащитников ставят в укор «Потеряшкам» практику взимания денежного взноса за передачу в семью животного.

Ксения Шанаева подтвердила «ЧП», что с новых хозяев действительно берут деньги, однако это символическая плата, которая идет на оплату услуг ветеринаров и покупку лекарств для следующего животного.

- При передаче животного мы заключаем договор, хотя юридической силы, он, конечно, не имеет, так как нет зоозащитного законодательства – в России животное - просто вещь, с которой можно делать что угодно, - говорит она. - Подписанием договора, и денежным взносом, мы пытаемся привить хоть какое-то чувство ответственности за взятого питомца. Но неужели это так много – 200 рублей за взрослую привитую стерилизованную кошку и 100 рублей за кота? Ну, если нет ста рублей на взнос, то, как тогда новые хозяева намерены содержать животное? Что касается взносов, то вся наша отчетность по деньгам публикуется на страничке «В контакте», мы абсолютно прозрачны.

Как отметила Ксения Шанаева, некоторые ветклиники идут волонтерам навстречу и делают скидки на лечение животных. Иначе волонтеры просто не потянули бы расходы, ведь только стерилизация одной кошки стоят около тысячи рублей.

- Спонсоров у нас нет, меценаты к нам не проявляют интереса, - объясняет Ксения. - Все волонтеры – работающие люди, я например, экономист, и занимаюсь работой с животными в свободное время. Нам просто небезразлична судьба погибающих животных. Мы часто слышим: «Почему вы занимаетесь кошками, а не бездомными детьми, или бомжами, мол, это же кощунственно ставить жизнь животных выше человеческой». Большинство людей с сарказмом задающие такие вопросы – сами никому никогда в жизни не помогали, ни сиротам, ни бомжам, ни кошкам, и умеют лишь давать советы, не слезая с дивана.

- В Европе считается незазорно взять покаленное животное из приюта, дать ему дом и семью, показать свое милосердие и благородство, - продолжает Клара Васильева. – Мы пока до такого уровня не дошли, наши сограждане чураются просто посмотреть на бездомную кошку, особенно если она больна.

- Уменьшить количество бездомных животных можно только в сотрудничестве волонтеров и властей, а не тем бездумным простым методом – убийством, который практикуют коммунальные службы, бродяжных животных от этого меньше не становиться, - подчеркивает Ксения Шанаева. – Большая часть бездомных кошек и собак – это выброшенные на улицу питомцы. Нужно воспитывать ответственность за домашних животных, вводить наказание за жесткое обращение. Все это можно сделать на уровне республиканского законодательства, не дожидаясь федеральной инициативы.

По словам волонтеров «Потеряшек» они не призывают добросердечных старушек подкармливать животных на улице.

- Есть жалось, и есть здравый смысл. Здоровое животное себя на улице прокормит, кошка поймает мышь в подвале, или птичку, а прикармливая, мы создаем благоприятные условия для их размножения, - говорит г-жа Шанаева. - Выход – отлов, стерилизация и возврат на улицу. Таким образом, популяция бездомных животных сама снизойдет до нуля. Такую программу можно принять в республике, проблема актуальна для всех крупных городов.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"