Posted 23 декабря 2013,, 18:07

Published 23 декабря 2013,, 18:07

Modified 10 ноября 2022,, 18:48

Updated 10 ноября 2022,, 18:48

На башкирском рынке пассажироперевозок начались маршрутные войны

23 декабря 2013, 18:07
Стала жертвой ценовой войны за пассажира кондуктор государственного автопредприятия «Башавтотранс» Светлана Ильмурзина. На конечной остановке в поселке Иглино на женщину напал водитель-нелегал, перевозящий людей на собственной «ГАЗели». Мужчина зашел в салон государственного автобуса и распылил в лицо кондуктору газовый баллончик. Нападавшего задержали, а пострадавшая, согласно судебно-медицинской экспертизе, получила серьезный ожог лица и теперь долго будет находиться на больничном. В отделе безопасности Уфимского автопредприятия № 1, осуществляющего рейсы в Иглинский район, уверяют, что частные автокоммерсанты не раз угрожали водителям и кондукторам государственных автобусов, требуя повысить цены за проезд.
Напомним, ГУП «Башавтотранс» на сегодняшний день единственная в республике автокомпания, удерживающая твердые цены на билеты. Так сложилось в Башкирии, что стоимость проезда в машинах частных извозчиков никто не регулирует, как, впрочем, и их работу - водители-частники выезжают в рейсы, когда хотят и в любом состоянии, на машинах, за безопасность которых никто не ручается.

Для автокоммерсантов главное – заработать любой ценой и соответственно выставить ценники повыше. А государственное автопредприятие, соблюдающее все законодательные нормы и правила автоперевозок, да еще оказывающее услуги на современных автобусах по более доступной цене, раздражает местных бомбил. Водители морально устаревших машин скрежещут зубами, теряя выручку и пассажиров, которые садятся в государственные автобусы. Накал страстей на минувшей неделе вырос до такой степени, что один из частников решил выместить агрессию на ни в чем не повинной женщине-кондукторе.

Кондуктор маршрута № 126 Уфа-Иглино Светлана Ильмурзина вспоминает, что была отвлечена пришедшей ей на телефон смской, в тот момент, когда почувствовала острую боль в глазах и услышала характерный шипящий звук.

- Я не сразу поняла, что случилось, - говорит г-жа Ильмурзина. – Но когда увидела газовый баллон в руках неизвестного мне мужчины, то очень испугалась. Я спросила: «Что вы делаете?». А он снова направил на меня струю, но я успела закрыть лицо руками и нажать кнопку экстренной связи с водителем – таким сигналом срочного оповещения оборудованы все государственные автобусы.

По словам кондуктора, мужчина хладнокровно распылил остатки газа в салон автобуса, а после обратился к ней: «Что, еще хочешь?». Светлана Ильмурзина сразу побежала в близлежащий магазин, что бы умыться, а нападавший спокойно сел в одну из «ГАЗелей», припаркованных на остановке. Оперативно приехавшая на место происшествия полиция задержала хулигана.

- Продавцы из магазина сразу вызвали полицию и скорую помощь, - продолжает кондуктор. - Но даже в Иглинском отделе полиции этот мужчина продолжал проявлять агрессию - пообещал подождать меня у выхода. Там же и выяснилось, что он находится в алкогольном опьянении. И при этом он собирался выезжать в рейс!

Кстати, в республике это не первый случай, когда частники, казалось бы, обязанные понимать, что несут ответственность за жизнь и здоровье людей, садятся за руль в пьяном виде. В минувшие выходные автоинспекторы задержали в Уфе трех перевозчиков, которые везли пассажиров в состоянии алкогольного опьянения.

Нападавший агрессор оказался жителем поселка Иглино и… бывшим сотрудником ДПС, сегодня зарабатывающий перевозкой пассажиров. Против Рустема Фатыхова возбудили уголовное дело по статье 116 УК РФ («Побои»). В случае, если бывший гаишник предстанет перед судом, ему грозит до двух лет лишения свободы. Но вряд ли этот приговор станет наукой для других нелегалов, решивших заработать на пассажироперевозках.

Рынок автоперевозок, в том числе и междугородных, для знающих коммерсантов по-прежнему остается самым прибыльным, сравнимым, наверное, только с торговлей алкоголем. Частные перевозчики не несут никаких затрат, таких как уплата налогов или содержание инфраструктуры, медиков, гаражей, но ежедневно получают никем не учтенные наличные деньги. А так как до сих пор эта сфера остается совершенно бесконтрольной со стороны государства, в рейсы отправляются водители, не имеющие опыта перевозок и считающие, что в борьбе за деньги все средства хороши.

Между тем, дикий случай, произошедший в Иглинском районе Башкирии, наверное, не последний в маршрутных войнах.

- Трудно себе представить, чтобы по маршрутам авиаперевозчиков летали бы все, кто пожелал, - говорят эксперты. – Потому что эта небезопасная сфера жестко контролируется государством. Но и предоставление автоуслуг пассажирам тоже рискованная деятельность, но здесь государство почему-то опускает руки и ждет, пока рынок сам отрегулируется. А ведь согласно муниципальному закону, организация работы общественного транспорта – прямая обязанность администраций городов и районов. Но если чиновники будут ждать, пока все само собой рассосется, до беды недалеко.

Федор ЛЫТКИН.
"